Антикризисное управление персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность кризиса.
1.1. Понятие и типология кризиса.
1.2. Признаки кризиса.
Глава 2. Антикризисное управление персоналом предприятия.
2.1. Антикризисные характеристики управления персоналом.
2.2. Основные функции руководителя.
2.3. Система антикризисного управления персоналом.
2.4. Антикризисная политика в управлении персоналом.
2.5. Принципы антикризисного управления персоналом.
2.6. Система планирования персонала предприятия.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление персоналом организации.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Решение этой проблемы представляет большую сложность. Но продвижение к ее решению возможно при выявлении и формулировании общих принципов управления, носящих социально-экономическую и этическую направленность, и принципов, которые могут быть использованы в процессе управления персоналом преимущественно в условиях конкретного этапа жизнедеятельности организации (предкризисное состояние, выход из кризиса).

К группе общих  принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; горизонтального сотрудничества; правовой и социальной защищенности.

2.6. Система планирования  персонала предприятия

Основная задача планирования и подготовки персонала  предприятия, заключается в определении  оптимальной численности, состава  и структуры работающих с целью повышения производительности труда, снижения затрат на производство продукции.

Планирование  персонала в условиях кризисного предприятия включает:

1. Подсистему  планирования требований к конкретным  рабочим местам. Основной принцип  планирования при этом таков: не рабочее место создается под работника с его квалификационными и личностными характеристиками, а работник нанимается на рабочее место с заранее определенными профессиональными и личностными требованиями.

На предприятии  должен быть разработан перечень требований квалификационных, личностных по каждой специальности, по каждому уровню руководителя (бригадир, мастер, начальник цеха и т. д.).

В этом перечне  выделяют четыре группы требований:

* обязательные  квалификационные и личностные требования;

* желательные  дополнительные требования;

* нежелательные,  но терпимые требования, например  самоуверенность;

* недопустимые  качества работника, например, пьет  на рабочем месте.

2. Подсистему  планирования конкретной потребности  предприятия в специалистах, руководителях, в которую входит:

2.1. Подбор кадров  различными способами. Традиционный  способ - по знакомству: берут на  работу человека, связанного родственными  или приятельскими отношениями  с кем-то из знакомых руководителя  предприятия, то есть кто-то может поручиться за его порядочность и определенный уровень компетентности. Однако предприятие рискует заполучить "кота в мешке" и потребуется время, чтобы определить его профессионализм, кроме того, сработается ли он с коллективом - неизвестно. А вот расстаться с ним предприятию будет непросто, так как, отвергнув его, можно обидеть рекомендателя, добрые отношения с которым кризисному предприятию необходимы. Кстати, через такого специалиста возможна утечка производственных тайн сначала в кругу знакомых, а затем и дальше.

Другой способ - дать рекламное объявление, что  позволит избежать значительных расходов, но надо быть готовым к тому, что  руководителя предприятия (или начальника отдела кадров) станут одолевать звонки самых шустрых, но не самых подходящих кандидатов. Вполне может статься, что "тот самый" звонок будет тогда, когда руководитель потеряет терпение и отключит телефон.

Третий способ - обратиться к кадровым агентствам. Их услуги обойдутся кризисному предприятию  в среднем в 2-6 окладов специалиста. При этом агентству должны быть представлены перечень формальных требований к будущему специалисту: возраст, пол, образование, опыт работы, внешность, почерк, пять-шесть личностных качеств типа коммуникабельности и педантичности.

Технология  подбора специалиста кадровым агентством обычно обеспечивает 80%-ную точность подбора кандидата, тогда как подбор путем собственного собеседования руководителя в зависимости от его опыта, составляет 10-30%. Вместе с тем, заполучив специалиста через кадровое агентство, следует учитывать, что принятый работник может уповать на свое особое положение на предприятии: прошел "чистилище" в агентстве и уже только поэтому руководство предприятия не может сомневаться в его квалификации, не может так просто расстаться с ним хотя бы по причине затрат на соответствующие услуги кадрового агентства, а это "расхолаживающий" фактор. На эффективность работы агентства могут влиять и некоторые психологические факторы: ведь многие уважающие себя профессионалы не желают прибегать к услугам посредника.

Четвертый способ поиска специалистов, его активно  используют предприятия, где уровень  окладов превышает средний. Кандидаты  выбираются из числа сотрудников  профильных предприятий, и оклады предлагаются на 15-20% выше, чем они имеют (переманивание сотрудников).

2.2. Работа на  рынке трудовых ресурсов в  различных формах: отбор выпускников  вузов; отбор в центре занятости;  отбор по объявлению; переманивание  за счет предоставления более  выгодных условий оплаты труда  и других льгот.

2.3. Отбор наемного персонала: заочное знакомство с кандидатом; предварительное собеседование; тестирование, направленное на выявление личностных качеств (лояльность, порядочность и др.); окончательное собеседование; оформление договорных отношений: заключение контракта, заполнение личного дела.

2.4. Стадия первичного  развития работника: установление  испытательного срока; стажировка; окончательное освоение инструкции; психологическая совместимость  с коллективом.

3. Подсистему  развития персонала:

* дополнительное  обучение и постоянное повышение квалификации работников: курсы, семинары, второе образование, стажировка на другом предприятии;

* оценку индивидуальных  результатов трудовой деятельности  работника и соответственно должностные  перемещения. При этом дается  текущая оценка и комплексная в форме аттестации работника, по результатам которой принимается решение: продолжение работы или увольнение;

* управление  резервом на выдвижение: выдвигать  собственный персонал или приглашать  со стороны.

4. Подсистему  организации и оплаты труда:

* разработку  систем оплаты труда с учетом  стратегии ПМ предприятия и  особенностей производственной  деятельности данной группы работников;

* разработку  систем поощрений, льгот, доплат.

5. Подсистему  социально-экономической и психологической  поддержки:

* формирование  нормального психологического климата  в коллективе, что исключает убытки  от склок, дает дополнительную  прибыль предприятию;

* систему социально-экономических  льгот работнику, например, оплата  квартиры, взносы в пенсионный  фонд, индивидуальные представительские расходы и др. В США социально-экономические льготы достигают в некоторых фирмах 60% к уровню зарплаты.

Для любого по размерам предприятия трудовые ресурсы - это  важнейший ресурс среди других (материальных, финансовых). Этот ресурс необходимо эффективно использовать, что является сложной задачей, ибо человек - наиболее нестабильный объект управления по следующим причинам:

* обычно не "изучает"  сослуживцев, подчиненных, не  интересуется ими;

* имеет собственное  "особое" мнение о сослуживцах, подчиненных, часто очень субъективное;

* влияет на  человека огромное количество  разнонаправленных факторов, значимость  которых для конкретного работника  трудно вышестоящему руководителю  правильно установить, по ранее  упомянутым двум причинам.

Каждый сотрудник предприятия имеет определенную служебную информацию: производственную, коммерческую, "ноу-хау", а следовательно, руководитель к каждому должен иметь особое отношение. У начальника отдела материального обеспечения производства - одна информация, у работников службы безопасности - другая, и это надо учитывать во взаимоотношениях с подчиненными. Руководитель должен создавать по отношению к каждому "свой" климат взаимоотношений.

Значение службы управления персоналом столь велико в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, что в странах с развитой рыночной экономикой первый заместитель руководителя непосредственно "курирует" кадровую службу или сам руководитель предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Антикризисное управление является неотъемлемой частью современного бизнеса в России, и очень важно, чтобы каждый руководитель был теоретически и практически подготовлен к кризисным ситуациям.

Использование различных форм стимулирования и  мотивации труда позволит руководству  фирмы сплотить коллектив, повысить профессиональную подготовку персонала и обеспечить хорошую возможность для стремительного развития фирмы. Оценка деятельности и управления персоналом на ИП "Солоха" показала, что в настоящее время способы мотивации труда в фирме не дают положительного эффекта. Необходимо срочно изменить и внедрить новые способы мотивации.

Успех деятельности фирмы на данном этапе во многом зависит от правильной оценки состояния  персонала и своевременных действий, направленных на усиление его сплоченности, увеличения профессионализма и патриотичности, на улучшение трудовой дисциплины, а также поощрение инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом - Москва: Юнити, 2007г.

2. Закиров Ш.М., Савруков Н.Т. Менеджмент - СПб, Политехника, 2005г.

3. Кибанов А.Я.  Управление персоналом организации: учебник - Москва, Инфра-М, 2006г.

4. Коротков Э.М.  Антикризисное управление: учебник - Москва, Инфра-М, 2005г.

5. Семенов Б.Д.  Антикризисный менеджмент - Минск, ФУАинформ, 2007г.

6. Скопылатов  И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом: учебник - СПб, издательство Смольного университета, 2007г.

7. Хорошев Г.И., Савруков  Н.Т. Управление персоналом: конспект  лекций - Санкт-Петербург, Политехника, 2006г.

8. Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом- Ростов-на-Дону, МарТ, 2008г.


Информация о работе Антикризисное управление персоналом организации