Анализ банкротства предприятий в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Для оценки последних новации в сфере банкротств, имеющих «отраслевую» направленность, важно понимать состояние соответствующих объектов регулирования.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий. Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы, а также изучение данной темы на современном этапе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты банкротства предприятий
1.1. Понятие банкротства предприятий
1.2. Характеристика глубины состояния банкротства
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий
1.4. Антикризисное управление деятельностью предприятий
Глава 2. Анализ банкротства предприятий в Росси на современном этапе
2.1. Тенденции банкротства в 2012-2014гг.
2.2. Пути снижения банкротства предприятий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая антикризисное управление - копия.docx

— 49.17 Кб (Скачать файл)

Неудовлетворительное финансовое состояние предприятия, признаки приближения банкротства необходимо постоянно держать под контролем финансовому менеджеру предприятия.

Финансовый менеджер должен обратить внимание на следующие моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия:

  • убытки от основной хозяйственной деятельности;
  • недостаток оборотных средств;
  • затруднения в получении коммерческих кредитов;
  • уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций;
  • падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных этим предприятием;
  • неспособность погасить срочные обязательства и др.

Для определения количественных параметров финансового состояния предприятия и выявления признаков банкротства следует сразу же после составления очередного бухгалтерского баланса рассчитать и проанализировать соотношения таких финансовых показателей:

• чистой прибыли к сумме всех активов предприятия (внеоборотных и оборотных);

• оборотных активов к сумме всех активов;

• всех пассивов (обязательства) к сумме активов (средства);

• поступление денежной наличности от операций по основной деятельности ко всем обязательствам;

• чистой прибыли плюс проценты по кредиту к процентам по кредиту;

• размера заемных средств к сумме собственных средств;

• величины собственных оборотных средств к стоимости запасов. В международной практике для определения признаков банкротства предприятий используется формула «Z-счета» Э. Альтмана:

Если после произведенных расчетов окажется, что «Z-счет» равен или меньше 1,8, то вероятность банкротства этого предприятия очень высока, при значении «Z-счета» от 1,8 до 2,7 — вероятность; высокая; от 2,8 до 2,9 — банкротство возможно; от 3,0 и выше — вероятность банкротства очень низкая.

В Российской Федерации для выявления государственных предприятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и для выявления признаков их банкротства используется методика, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 498 от 20.05.94 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий. К этому постановлению имеется Приложение № 1 «Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. В соответствии с этим приложением определяются следующие три финансовых коэффициента и устанавливаются их критерии (нормативы).

 

Глава 2. Анализ банкротства предприятий в Росси на современном этапе

 

2.1. Тенденции банкротства  в 2012-2014гг.

 

В первом полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. наблюдалось значительное, почти 20%-ное, сокращение числа обращений в суд с заявлениями о банкротстве и на 13.5% - принятых решений о несостоятельности. В 2013—2014 гг. наметилась тенденция к увеличению числа заключаемых мировых соглашений, случаев проведения финансового оздоровления предприятий и введения внешнего управления.

Общая картина в сфере банкротств в первом полугодии 2014 г. характеризовалась четырьмя ключевыми тенденциями.

1. Началом сокращения числа банкротств и обращений в суд с заявлениями о банкротстве после роста этих показателей в 2012—2013 гг. Так, за 2012-2013 гг. количество принятых решений о признании банкротом и открытии конкурсного производства возросло более чем на 15% (2011 г. - 13.9 тыс., 2012 г. - 15.5 тыс., 2013 г. - 16 тыс. решений). В первом полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. было зафиксировано значительное, почти 20%-ное, снижение числа обращений в суд с заявлениями о банкротстве (первое полугодие 2013 г. - 21 037, первое полугодие 2014 г. - 16 853) и на 13.5% - принятых решений о несостоятельности (первое полугодие 2013 г. - 8047, первое полугодие 2014 г. - 6955).

Резкие всплески числа банкротств в 2002 и 2006 гг. и их рост в 1998-2002 гг. были обусловлены активностью государства в связи с «расчисткой поля» от фактически брошенных предприятий путем банкротства отсутствующих должников и выделения соответствующих бюджетных средств для этих целей.

В 2012-2013 гг. продолжился начавшийся в 2011 г. рост как общего числа поданных заявлений о банкротстве (2011 г. - 34.4 тыс., 2012 г.- 39.6 тыс., 2013 г. - 40.2 тыс.), так и заявлений, поданных относительно «содержательных» должников (2011 г. - 26.4 тыс., 2012 г. - 35.2 тыс., 2013 г. - 36.6 тыс.). Так, за 2012-2013 гг. количество заявлений о банкротстве «содержательных» должников увеличилось на 38.6% при общем росте количества заявлений, равном примерно 17.1%. Пик роста пришелся на 2012 г. Данных о банкротстве «содержательных» должников в 2014 г. еще нет, однако имеются все основания полагать, что этот показатель будет снижаться, следуя общей тенденции сокращения проводимых процедур банкротства.

2. Ослаблением влияния  мер государственной политики на динамику банкротств, что включает и регулирование деятельности налоговых органов в сфере признания должников банкротами. Так, если в 2011 г. более 67% заявлений о банкротстве подавались уполномоченными органами, главным образом налоговыми, то в 2013 г. удельный вес показателей этой группы сократился до 39.2%.

На фоне как общего роста числа банкротств, так и роста числа случаев применения процедур банкротства в отдельных сегментах экономики противоположную тенденцию демонстрирует динамика банкротств сельхозпроизводителей - снижение числа банкротств с 2009 по 2013 гг. более чем в 5 раз (2009 г. - около 4 тыс., 2010 г. - 2465, 2011 г. - 1614, 2012 г.- 1036, 2013 г. - 800). Такой результат обусловлен мерами правительства по поддержке сельского хозяйства: расширению кредитования данного сектора экономики, реструктуризации его налоговых обязательств, дотированию приобретения им горюче-смазочных материалов и др.

При этом, например, в сфере банкротства индивидуальных предпринимателей в 2010-2012 гг. наблюдалось более чем удвоение показателей банкротств по сравнению с предшествующими годами (2007-2009 гг. - 200700 банкротств в год, 2010 г. - 2478, 2011 г. - 4751, 2012 г. - 5423). В 2013 г. здесь наметилось некоторое снижение - до 4882 дел (на 10% к уровню 2012 г.).

3. Активизацией начиная с 2012 г. кредиторов в сфере защиты их интересов в процессе проведения процедур банкротства, а в 2013 г. - и инициирования банкротств.

Так, за 2012-2013 гг. имело место удвоение числа заявлений, разногласий, жалоб и ходатайств в рамках дел о банкротстве - с 111 521 в 2011 г. до 232 845 в 2013 г. - при гораздо менее значительном росте поступивших и рассмотренных дел о банкротстве. Основной причиной такого увеличения стал значительный рост в судах числа исков, связанных с невыполнением/нарушением выполнения договорных обязательств, общеэкономической ситуацией, а также с изменением законодательства о банкротстве в части предоставления участникам процесса банкротства новых прав (можно, в частности, указать такие права, как оспаривание сделок должника, привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, право подачи заявления о намерении погасить требования по обязательным платежам и др.). В первом полугодии 2014 г. относительно аналогичного периода 2013 г. произошла некоторая коррекция названного выше показателя - снижение его на 10.9%.

Кроме того, в 2013 г. относительно 2012 г. на 31.7% увеличилось количество заявлений, поданных от конкурсных кредиторов, составив 39.1% от общего числа заявлений. Доля заявлений, поданных должниками, сократилась с 23.1% в 2012 г. (9145 заявлений) до 21.7% в 2013 г. (8727).

 

2.2. Пути снижения банкротства  предприятий

 

Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переходный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой деятельности. Таким образом жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».

Различают два вида тактики финансового оздоровления:

• Защитная — проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов и персонала.

В ходе реализации защитной тактики решаются следующие задачи: установление жесткого контроля затрат с целью устранения убытков; определение порога рентабельности; снятие с производства убыточной продукции; анализ по причинам и центрам ответственности; продажа или передача в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализация долгосрочных финансовых вложений, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса; франчайзинг; выявление и использование внутрипроизводственных резервов; проведение перепрофилирования производства, реструктуризация и погашение просроченной задолженности; списание безнадёжных долгов; кадровые перестановки, высвобождение персонала; укрепление дисциплины труда и производства; совершенствование организации труда; улаживание дел с кредиторами; истребование дебиторской задолженности; повышение культуры труда; аудит и совершенствование бухгалтерского учета, учетной политики, формирование управленческого и финансового учета на предприятиях и т.д.

• Наступательная — проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реализации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, налоговых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.

В данном случае решаются следующие задачи: смена руководства (собственника); укрепление имиджа предприятия в деловом мире; проведение активного маркетинга; политики более высоких цен; повышение инвестирования собственного производства; обновление основных фондов; повышение оборачиваемости оборотных средств; сокращение норм расходов ресурсов всех видов в результате внедрения прогрессивных технологий; сокращение трудоемкости производства; изменение видов деятельности; обновление ассортимента; максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами; обеспечение нематериальными активами (лицензиями, патентами); разработка пакета бизнес-планов; формирование банка данных о рыночной конъюнктуре; проведение экспертизы платежеспособности заказчиков; повышение культурно-технического уровня персонала; реструктуризация; выпуск дополнительной эмиссии ценных бумаг; налаживание управленческого учета и т.д. 
Заключение

 

По итогам проделанной работы можно сделать следующее заключение.

Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право на существование такого атрибута полноценных рыночных отношений, как банкротство. Это явление в экономике имеет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе мониторинга на макроуровне и диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективность закономерностей, банкротство поддается влиянию в процессе антикризисного управления деятельностью предприятия. Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении негативных тенденций и упреждающем принятии профилактических мер' по их преодолению либо ослаблению. В случае пессимистичного прогноза, когда деятельность предприятия становится неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию направлений и организации перепрофилирования ее.

Любое предприятие, а значит, и экономика страны может развиваться в бескризисном пространстве лишь при условии применения комплекса мер: безошибочной постановки диагноза их состояния, правильно прописанного рецепта финансового оздоровления и эффективного лечения в стихии рискового бизнеса.

Наметившейся в 2012-2014 гг. тенденцией роста числа заключаемых мировых соглашений, случаев проведения финансового оздоровления предприятий и введения внешнего управления.

Так, при традиционно низком уровне восстановления платежеспособности предприятий в процессе внешнего управления число процедур его введения в первом полугодии 2014 г. на 30.9% превысило аналогичный показатель 2014 г. (первое полугодие 2013 г. - 641, первое полугодие 2014 г. - 839). Предыдущий период, 2011-2014 гг., характеризовался пятикратным снижением числа введенных процедур внешнего управления.

В 2014 г. ожидается максимальное за весь период 2010-2014 гг. количество заключенных мировых соглашений - около 300. Макси-мальным в 2014 г., по всей видимости, будет и число случаев применения процедур финансового оздоровления; уже в первом полугодии 2014 г. зафиксировано 76 таких случаев, что на 13.4% превысило рекордный показатель 2013 г. - 67 случаев за аналогичный период.

Продолжающийся второй год рост показателей числа заключенных мировых соглашений, применения процедур финансового оздоровления и внешнего управления не в последнюю очередь обусловлен налоговыми новациями 2014 года, расширившими возможности применения рассрочки и отсрочки по уплате обязательных платежей и списанию безнадежной ко взысканию кредиторской задолженности, а также новациями, направ-ленными на предупреждение банкротства финансовых (в том числе страховых) организаций и регулирующих особый порядок банкротства негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных и паевых инвестиционных фондов.

Информация о работе Анализ банкротства предприятий в России на современном этапе