Зачем нужна классификация цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.
Для стоимостной оценки результатов сделок и затрат используются различные виды цен. Отечественный и мировой опыт показывают, что существует множество цен, связанных с особенностями товара. Несмотря на многообразие действующих на рынке цен, они между собой взаимосвязаны. В зависимости от того, какой признак использован для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

Содержание работы

Теоретическая часть:
Цена, классификация цен………………………………………………………..3
Заключение………………………………………………………………………10
Практическая часть……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

tsenoobrazovanie.docx

— 28.78 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное бюджетное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Волжская государственная  академия водного транспорта

 

Кафедра  экономики и  менеджмента

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Ценообразование»

На тему: «Зачем нужна классификация цен?»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса:

Крапивина Н.А.

Шифр:Ф-08-1102

Проверила: Чернева Р.И.

 

 

г. Н.Новгород

2012г

Содержание:

Теоретическая часть:

Цена, классицикация цен………………………………………………………..3

Заключение………………………………………………………………………10

Практическая часть……………………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Актуальность исследования. Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением. Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.         

Цена - рыночный фактор, находящийся  под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.     

Для стоимостной оценки результатов  сделок и затрат используются различные  виды цен. Отечественный и мировой  опыт показывают, что существует множество  цен, связанных с особенностями  товара. Несмотря на многообразие действующих на рынке цен, они между собой взаимосвязаны. В зависимости от того, какой признак использован для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

 

• По характеру обслуживаемого оборота

1. Оптовые цены - цены, по  которым предприятия реализуют  произведенную продукцию другим  предприятиям крупным партиями (оптом). Оптовые цены применяются между  отраслям внутри оптовой сферы,  при передаче продукции из оптовой в розничную сферу. К оптовым ценам относятся:

- оптовые цены на продукцию  промышленности;

- закупочные цены - это  цены на сельскохозяйственную  продукцию или цены, по которым  сельхозпроизводители реализуют  продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям  для последующей переработки; 

- биржевые цены;

- цены на услуги - тарифы (в сфере оптовой торговли, например, грузовые транспортные тарифы, фрахт).

2. Розничные цены - цены  продажи индивидуальному или  мелкооптовому потребителю, преимущественно  населению; цены, по которым товар  реализуется конечному потребителю  в ограниченном количестве. Например: отпускные цены на предприятиях  общественного питания; цены на  услуги населению в розничной  сфере (пассажирские тарифы).

• В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке

1. Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые производителями (продавцами) товаров (услуг) на основе спроса и предложения на определенном рынке. Свободные цены не подвержены прямому вмешательству со стороны государства и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка. К свободным ценам-относятся:

- цена спроса (верхний  предел цены) - цена, по которой  потребитель заинтересован приобрести  товар; 

- цена предложения (нижний  предел цены, цена производства) - рыночная цена, которая указывается  в оферте (официальное предложение  продавца); стартовая цена, по которой  продавец желает продать товар;  цена, определяемая на основе  издержек производства с прибавлением  средней прибыли. 

- фактическая цена реализации,

2. Регулируемые цены - цены, которые устанавливают органы  управления (Президент РФ, правительство,  федеральные органы, органы местного  самоуправления) или цены, в отношении  которых перечисленные органы  власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие условия. Регулируемые цены бывают гарантированными, рекомендованными, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). Регулирование цены осуществляется на основе экономических и административных методов. Например:

- предельные цены - цены, выше или ниже которых предприятия  не могут устанавливать цену  своей продукции (соответственно  верхний или нижний предел  уровня цены). Верхний предел уровня  цены, например, устанавливается на продукцию естественных монополий, на социально-значимые товары.

- фиксированные цены - цены, устанавливаемые на определенном  уровне, и их изменение возможно  только по решению субъекта  рынка, утвердившего их. В плановой  экономике жестко фиксированные  цены - основной тип цен. В рыночной  экономике фиксированные цены  применяются, например, при заключении  государственных контрактов.

• По способу установления (фиксации), по степени устойчивости во времени

           Все эти цены применяются в  договорах (контрактах).

Контрактная цена - это цена фактической договоренности между  продавцом и покупателем; цена, величина которой определяется предварительным  соглашением купли-продажи, документально  зафиксированным контрактом между  продавцом и покупателем. Контрактная  цена бывает:

1. Твердая (постоянная, стабильная, фиксированная, гарантированная)  цена - цена, которая устанавливаются  в момент подписания договора  и не меняется в течение  срока поставки по договору. Эта  цена используется на весь  срок действия договора. Твердые  цены применяются в сделках  с немедленной поставкой или  с поставкой в течение короткого  срока. В договорах с длительным  сроком поставки делается оговорка: цена твердая, изменению не  подлежит.

2. Подвижная цена - зафиксированная  в договоре цена меняется в  момент поставки, если изменилась  рыночная цена товара, установленная  по оговоренному в контракте  источнику. При установлении подвижной  цены в договор вносится оговорка  об увеличении или уменьшении  цены.

3. Скользящая цена - цена, исчисляемая в момент исполнения  договора путем пересмотра первоначально  договорной (базисной) цены с учетом  изменений в издержках производства  за период времени, произошедших  в период исполнения договора. Устанавливается на товар с  длительным сроком изготовления, например, на сложное промышленное  оборудование, суда, самолеты.

4. С последующей фиксацией  (плавающая, регулируемая, гибкая  цена) - цена, фиксируемая в процессе  исполнения договора, может уточняться  непосредственно перед поставкой  каждой партии товара (при долгосрочных  контрактах). В договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации).

• По способу получения информации об уровне цены

На эти виды цен ориентируются  поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в  договорах (контрактах). Это ориентир для внесения поправок или для  фиксации цен при заключении сделок.

1. Публикуемые цены - цены, сообщаемые в специальных и  фирменных источниках информации. Как правило, эти цены отражают  мировой уровень цен. К публикуемым  ценам относятся: биржевые котировки,  цены аукционов и торгов, цены  фактических сделок, цены предложений  крупных фирм.

2. Справочные цены - цены  товаров во внутренней и внешней  торговле, публикуемые в различных  печатных изданиях (экономических  газетах, журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах, прейскурантах). Справочные цены могут быть: номинальными, т. е. не связанными с реальными  коммерческими операциями; отражающими  прошлые операции, совершенные за  истекшую неделю, месяц (средние  цены фактических сделок за  определенный период); экспертными  оценками. Справочные цены по  ряду товаров играют роль отправной  точки, с которой начинается  согласование цен при заключении  сделки.

3. Расчетные цены поставщика - цены, которые обосновываются поставщиком  для каждого конкретного заказа  с учетом технических и коммерческих  условий. Расчетные цены применяются  в договорах на нестандартно  специальное оборудование, производимое  обычно по индивидуальным заказам.  Различия у такого оборудования  с аналогичным того же назначения настолько велики, что невозможно устанавливать цену, ориентируясь на справочные или публикуемые.

• В зависимости от вида рынка

           Вид цены часто определяется  видом рынка, на котором она  образуется.

1. Цены товарных аукционов. 

Аукцион - торги, которые  специализируются на сбыте определенных товаров. Аукционы проводятся, как правило, один или несколько раз в год. Цены на аукционах устанавливаются  в результате взаимодействия спроса и предложения. Аукционные цены зависят  от вида аукциона:

а) аукцион с повышением цены -товар продают по цене наиболее высокой из предложенных покупателями;

б) вейлинговые торги - первоначальная цена предложения наивысшая, затем цену постепенно начинают уменьшать. При этом обычно используют экран (циферблат), где стрелки имеют обратный ход. Покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену.

Особенностями аукциона является: наличие, как правило, одного или  нескольких продавцов конкретного  товара и множества покупателей; в отличие от бирж на аукционах  продаются реальные товары. Аукционные цены могут существенно отличаться от рыночной (быть выше, т. к. отражают уникальные, редкие свойства товара. Часто аукцион-цена зависит от мастерства человека, проводящего аукцион.

2. Биржевые котировки  - цены специально организованного,  постоянно действующего (в отличие  от аукционов) рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых  товаров. На товарных биржах  продают продукцию сельского  хозяйства и лесное сырье (хлопок  шелк, шерсть, зерновые, пиломатериалы,  фанеру и др.), цветные и драгоценные  металлы, нефтепродукты и т.  д. 

Цена биржевого товара (или биржевой сделки) формируется  на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости  от качества товара, расстояния от места  поставки (удаленности) и прочих условий.

3. Цены торгов - это цены  особой формы специализированной  торговли, которая основана на  выдаче заказов на поставку  товара или получения подрядов  на производство работ по заранее  объявленным в тендере условиям. Тендер предполагает привлечение  к определенному сроку на принципах  конкуренции предложений от нескольких  производителей для обеспечения  наиболее выгодных условий сделки  ее организаторам. Особенность  торгов: наличие нескольких продавцов  (оферентов) и одного покупателя (заказчика), который из множества  предложений выбирает более выгодное, в том числе по цене, предложение. 

            В России торги развиты слабо.  В мировой практике торги проводятся  на продукцию машиностроения (самолеты, суда, оборудование), на строительство  промышленных предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог. 

Так как на торгах складывается высокий уровень конкуренции  среди продавцов, цены на товар ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным контрактам. Цены торгов публикуются редко. ,

4. Цены ярмарок и выставок (часто льготные).

• С учетом фактора времени

1. Постоянные цены - цены, срок действия которых заранее  не определен. 

2. Сезонные цены - цены, срок  действия которых определен периодом  времени. 

3. Ступенчатые цены - ряд  последовательно снижающихся цен  на продукцию в заранее обусловленные  моменты времени по предварительно  определенной шкале. 

• По способу отражения транспортных расходов, в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товара)

Франко (до) - показывает до какого места пути следования товара от продавца к покупателю транспортные расходы включены в цену (поставщик возмещает транспортные расходы). Могут быть следующие виды франко:

1. Франко-станция отправления  включает транспортные расходы  до пункта магистрального транспорта (железнодорожной станции, речного  порта, аэропорта), расходы на  остальной путь покрывает покупатель.

2. Франко-станция назначения  включает транспортные расходы  до пункта назначения (в цену  включены транспортные расходы  до выгрузки из вагона).

Могут быть и другие виды франко:

- франко-вагон - станция  назначения;

- франко-вагон - станция  отправления; 

- франко-вагон - склад  поставщика;

- франко-склад покупателя (все расходы оплачиваются продавцом);

- франко-склад продавца (все  расходы по доставке несет  покупатель).

            Транспортный фактор учитывается  и во внешнеторговых контрактах. Правила распределения между  продавцом и покупателем транспортных  и других сопутствующих расходов  регулируются "Ин-котермс-90". В  "Инкотермс-90" выделено 13 базисных условий поставки товаров, которые сгруппированы в 4 группы: группа Е (отгрузка), группа F (основная перевозка не оплачена), группа С (основная перевозка оплачена), группа D (прибытие). Некоторые условия поставки:

- ФАС (FAS) - свободно вдоль  борта судна; 

- ФОБ (FOB) - свободно на  борту; 

- КАФ (KAF) - стоимость плюс  фрахт; 

- СИФ (CIF) - стоимость, страхование,  фрахт. 

• Внутрифирменные цены

          Трансфертные цены - цены, применяемые внутри предприятий (фирм) при реализации продукции (обмене продукцией) между подразделениями (цехами), а также разными фирмами, но входящими в одну ассоциацию (дочерние фирмы, заграничные филиалы).

Информация о работе Зачем нужна классификация цен