Основы цены. Классификация цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:24, лекция

Описание работы

Цена – это экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются через рынок.
2 теории цены:
1. Стоимость цены.
2. Сумма денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.
Ценообразование – это процесс формирования цены на товар или услугу.

Файлы: 1 файл

Tsenoobrazovanie.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Основы цены. Классификация цен.

Цена – это экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются через рынок.

2 теории цены:

    1. Стоимость цены.
    2. Сумма денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

Ценообразование – это процесс формирования цены на товар или услугу.

2 системы ценообразования:

    1. Централизованная – предполагает формирование цен государства на основе издержек производства и обращения.
    2. Рыночная – основана на взаимодействии спроса и обращения.

Факторы, оказывающие  влияние на уровень цен:

    • Политические;
    • Экономические;
    • Социальные;
    • Психологические.
    1. Формирование цен в процессе движения товаров.

Дифференциация цен  по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю.

Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом  цены последующей стадии.

    1. Оптовые цены предприятия-изготовителя формируются на стадии производства товара, носят промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производства продукции на производство и реализацию и обеспечить планируемую прибыль предприятия. Оптовая цена = себестоимость и реализация товара + прибыль изготовителя.
    2. Оптовая отпускная цена аналогична оптовой цене производителя + НДС + акциз. Разновидностью оптовой цены является трансфертная (внутрихозяйственная) цена.

Эти цены применяются  при совершении коммерческой сделки между подразделениями одной  и той же фирмы, располагающихся в разных странах. Могут использоваться как в отношении готовых изделий, так и в отношении управленческих платежей. Эти цены не ориентированы на внешнюю рыночную конъюнктуру; они решают внутренние учетно-распределительные задачи в соответствии с общей политикой данной хозяйственной структуры.

По общему правилу внутрихозяйственная  цена является коммерческой тайной.

    1. Оптовая цена промышленности (цена закупки) – это цена, когда продукция реализуется через посредника, при этом посредники добавляют к оптовым ценам посреднические надбавки (скидки) для покрытия своих расходов и получения прибыли. Эти цены обеспечивают необходимые финансовые условия для функционирования посреднического звена. Оптовая цена промышленности = оптовая цена предприятия + снабженческо-сбытовая наценка.

Разновидностью оптовой  цены является цена биржевого товара, которая формируется на базе биржевой котировки, надбавок-скидок в зависимости от качества товара, расстояния от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

    1. Розничная цена – это цена, по которой товары реализуются населению. Помимо оптовых цен закупки, они включают скидки и надбавки. Розничная цена = отпускная цена + торговая надбавка + надбавка посредника.

Возможность расширения посреднической сети обусловлена 2-мя факторами – уровнем конкуренции на данном рынке и особенностями товара. Чем выше уровень конкуренции, тем большие усилия прикладывает продавец для реализации продукции по тем ценам, которые ему выгодны, минуя посредников. Такая ситуация характерна для рынков стандартной потребительской продукции.

Производитель потребительской продукции  часто реализует ее населению  напрямую, не прибегая к услугам  торговых организаций. Цены также являются розничными, т.к. несмотря на продажу  с порога производителя, она организуется для населения.

Нет необходимости в посреднике при реализации специально заказной продукции, т.к. она связана с прямыми  договорными ставками от производителя  к потребителю.

В основном к услугам посредников  обращаются, если это может ускорить товарооборот. Без посреднических услуг нельзя обойтись, если производство продукции сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широкая => производитель не берет на себя доставку товаров до потребителя, а заключает договора с посредническими организациями, которые специализируются на обслуживании потребительской сети. Такая ситуация характерна для стандартных тоннажных видов сырья, топлива и продуктов аграрной сферы.

    1. Цены на строительную продукцию:
      1. Сметная стоимость – это предельный размер затрат на строительство каждого объекта.
      1. Прейскурантная стоимость – это усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1 кв. м).
      2. Договорная цена – по договору между подрядчиком и заказчиком.
    1. Закупочные цены на с/х продукцию – это оптовые цены, по которым реализуется с/х продукция.

Эти цены могут быть средними для различных видов продукции  с учетом разной стоимости ее реализации по различным каналам, например, через  заготовительные организации. Закупочные цены могут быть свободными и устанавливаться договорами в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Сельскохозяйственная  продукция реализуется 1 раз в  год по сезонным ценам. Покупка необходимых  товаров с/х производителем осуществляется в течение всего сезона; за это время вследствие инфляции цены могут возрасти и полученные деньги обесценятся. Преодолеть негативные последствия можно посредством т.н. демпфирования, или сглаживания. Эффект сглаживания достигается прямой государственной поддержкой, а также взаимодействием с действующими денежно-кредитными организациями или частными банками.

    1. Цены в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов.

Под базисными условиями  понимают условия отражения в  цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку и страхование продукции. В мировой практике эти правила применяются на базе «ИНКОТЕРМС 2000». В России используются правила формирования цен по базисным условиям при внутригосударственных поставках; в основном учитываются расходы на транспортировку.

Различают цены франконазначения и франкоотправления.

Цены франкоотправления – это цены, которые помимо затрат на производство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза.

Цены франконазначения включают помимо себестоимости и прибыли расходы до пункта потребления.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цены по степени жесткости регулирования государством:
      1. Рыночные (свободные) цены – это цены, свободные от прямого ценового вмешательства государства, при этом они несвободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственный уровень и структуру цен. Развитие цен в основном зависит от налога на прибыль.
      1. Регулируемые цены – цены, изменение которых допускается в определенных пределах по определенной методике, устанавливаемой государством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточно распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (сырье, топливо, связь).
      2. Фиксированные цены – цены однозначного уровня, когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Эти цены характерны для административно регулируемой экономики и устанавливаются в том случае, если произошла чрезвычайная ситуация.
    1. Цены на внешнеторговый оборот:
      1. Экспортные – цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары на мировом рынке. Формирование цены происходит следующим образом: выбор цены-ориентира à приведение этой цены к реальным условиям сделки à включение экспортной пошлины à перевод валюты на дату заключения сделки.
      2. Импортные – цены, по которым закупают товар за рубежом. Цены устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин валютного курса и расходов на реализацию данного товара внутри страны.
    1. Тарифы – это цены на товары особого рода – услуги. Особенностью услуги является отсутствие конкретной материально-вещественной формы, т.е. при оказании услуги момент производства совпадает с моментом потребления, т.е. нет потребности в посреднике.

В зависимости от сферы  обслуживания, различают товары оптовые  и розничные. Розничные – это услуги для населения. Оптовые – это тарифы грузового транспорта, связи, услуги юридического лица.



Информация о работе Основы цены. Классификация цен