Виды и функции цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Ценообразование и система цен - важное действенное орудие проведения экономической политики государства. Цена является одним из наиболее сложных экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны хозяйственной деятельности государства и отдельных предприятий, а также оказывающим огромное влияние на решение социальных задач.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Функции цен………………………………………………………………….. 5
2.Виды цен……………………………………………………………………… 12
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы……………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

ценообразов.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

     Справочные  цены - это цены, публикуемые в  различных изданиях (газетах, журналах, прейскурантах, фирменных каталогах, специальных бюллетенях).

     Биржевые  котировки представляют собой цены специально организованного постоянно  действующего рынка массовых, качественно  однородных, взаимозаменяемых товаров. Они применяются при продаже  сельскохозяйственного непродовольственного и лесного сырья (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанера), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т.д.

     Цены  товарных аукционов - это цены публичной  продажи по максимально предложенному  уровню на предварительно осмотренную  покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате соотношения между спросом и предложением. Применяются на продукцию лесного, сельского хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.

     Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Цены торгов опосредуют особую форму торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффективный. 

     Расчетные цены - это цены, применяемые в  договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.

     Планово-учетные  цены применяются только в плановых и проектных расчетах, статистическом учете и анализе. Среди этих цен  выделяют следующие виды: цены плановых расчетов, цены статистического учета и цены проектных расчетов.

     Цены  плановых расчетов подразделяются на следующие разновидности: текущие  цены; средние цены; сопоставимые (неизменные) цены; прогнозные цены.

     Цены  статистического учета подразделяются на индексы цен, средние цены, сопоставимые (неизменные) цены, средние удельные цены.

     Реализация  товаров и услуг осуществляется по текущим или действующим ценам, именно эти цены лежат в основе хозяйственных взаимоотношений  предприятий и отраслей, производителей и потребителей. В текущих ценах  определяются результаты финансовой деятельности предприятий: на их основе исчисляются такие показатели, как объем реализованной продукции, затраты на производство, прибыль и др., составляется финансовый план, в частности баланс доходов и расходов.

     Сопоставимые (неизменные) цены используются для измерения динамики физических объемов производства и реализации товаров и услуг, производительности труда, а также других стоимостных показателей за ряд лет. Это означает, что продукцию разных лет исчисляют в ценах какого-либо базисного года, абстрагируясь от изменений цен в отдельные годы рассматриваемого периода.

     Цены  статистического учета позволяют  выявлять и анализировать тенденции  в динамике цен, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей. Как и цены плановых расчетов, цены статистического учета являются, как правило, агрегированными, обобщенными.

     В отечественной практике на макроуровне  для оценки совокупного общественного  продукта и продукции отраслей использовались «цены производителя» и «цены  потребления». Процесс формирования цены потребления отражался в балансе народного хозяйства, в частности в сводном материальном балансе (балансе производства, потребления и накопления общественного продукта). Валовая продукция сначала отражалась в ценах производителя, затем к ним добавлялись торгово-транспортная наценка (представляющая собой валовую продукцию отраслей сферы обращения) и налоги - таким образом формировалась цена потребления.

     В практике составления системы национальных счетов (СНС) и межотраслевого баланса (МОБ) применяются следующие виды цен:

     - факторные цены;

     - рыночные цены.

     Факторные цены используются в межотраслевом  балансе. Они включают оплату труда, прибыль и потребление основного  капитала.

Рыночные  цены - это цены производителей, основные цены и цены покупателей. Применение той или иной цены определяется по фактическому использованию при осуществлении соответствующих операций. Рыночная цена производителя - это цена, получаемая производителем за реализуемую единицу продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость и налогов на импорт) и исключающая субсидии на продукты.

     Рыночная  цена покупателя - цена, уплаченная покупателем  за продукты и услуги, включающая все  чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.

     Основная  рыночная цена - это цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов  на продукты, но с включением субсидий на продукты. Она применяется для  устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики.

     Цены  проектных расчетов используются на предпроизводственной стадии и отражают ожидаемый или необходимый уровень  затрат. К ним относят: лимитные (предельно  допустимые) цены, проектные и ориентировочные  цены (используемые на стадии разработки товаров), перспективные лимитные цены или замыкающие затраты (используемые при экономической оценке месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов).

     Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, отражают внешнеэкономические связи с другими государствами. Значительное воздействие на уровень этих цен оказывают цены мировых товарных рынков.

     Внешнеторговые  цены применяются при экспорте и  импорте товаров и услуг. Они  базируются на мировой интернациональной  стоимости, отражают региональные и общемировые условия воспроизводства. К ним относятся контрактные цены и текущие мировые цены.

     Внутренние  цены на экспортируемые и импортируемые  товары отражают взаимосвязь национальной экономики с внешним рынком, национальных предприятий с зарубежными партнерами. Они строятся, как правило, с учетом уровня цен внутреннего рынка и различий в качестве экспортно-импортных и аналогичных отечественных товаров. К этим ценам относятся: оптовые цены на экспортируемые товары, наценки за экспортное исполнение, цены и коэффициенты на импортируемые товары.

     Внутренние  цены на экспортируемые и импортируемые  товары также дифференцированы в  зависимости от стадии ценообразования, территории действия и порядка оплаты транспортных расходов. Каждый из видов  цен несет определенную экономическую нагрузку.

 

      Заключение

     Установление  цены – один из важных элементов  экономики предприятия, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку  уровень и соотношение цен  на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.

     Цены  находятся в тесной зависимости  со всеми составляющими деятельности фирмы. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

     С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что  в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании  производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

     Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая проявляется как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объём потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения. Распределительная функция цены взаимосвязана с функцией, способствующей рациональному размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора экономики в другой, в котором имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

     Учетно-измерительная  функция цены часто вступает в  противоречия со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров.  На практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более сложными и разнообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.

     Необходимо  также  отметить, что поскольку  цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация). Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Список литературы

     1.Арутюнова Г.Н. Механизм ценообразования в рыночной экономике, Москва, МАДИ, 2009 г.

     2.Баздникин А.С., Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2010. — 332 с.

     3.Лукин В.Б. Ценообразование: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2008. - 183 с.

     4. Шуляк П.Н. – Ценообразование. Учебно-практическое пособие, М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009.- 196 с.

Информация о работе Виды и функции цен