Виды и функции цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Ценообразование и система цен - важное действенное орудие проведения экономической политики государства. Цена является одним из наиболее сложных экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны хозяйственной деятельности государства и отдельных предприятий, а также оказывающим огромное влияние на решение социальных задач.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Функции цен………………………………………………………………….. 5
2.Виды цен……………………………………………………………………… 12
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы……………………………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

ценообразов.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

     Рассматривая  функции цены, следует иметь в  виду, что они действуют не изолированно, а взаимосвязанно, но вместе с тем  они имеют объективно противоречивый характер. Так, например, использование стимулирующей или распределительной функций, требующих отклонений цены от своей основы, противоречит учетной функции. Но это противоречие мнимое, оно часто является отождествлением фактических затрат труда с общественно необходимыми. Между тем обоснованные отклонения цен от фактических затрат труда с целью стимулирования каких-либо прогрессивных изменений в социально-экономической жизни общества могут быть и одновременным приближением цен к общественно необходимым затратам труда.

     Действие  отдельных функций цены во многом взаимно перекрывается. В каждом конкретном случае на первый план выступает какая-то одна функция, но это не означает, что другие функции перестают действовать.

     Функция цены конкретного товара, конкретной товарной группы может по характеру своего действия отличаться от функции всей товарной массы. В каждом конкретном случае на первый план выдвигаются определенные социально-экономические задачи, которые решаются с помощью цены, что и обусловливает разный характер действия функций.

     Возможность выполнения ценой не одной, а нескольких экономических функций, даже противоречивых, но диалектически связанных между  собой, заключена в экономической  сущности цены. Эта возможность основана на соотношении содержания и формы: форма цены таит в себе возможность количественного несовпадения со своей основой.

     Механизм  действия всех функций цены основан  на двух только ей присущих свойствах: выражать общественно необходимые  затраты труда и отклоняться  от них. Функции, базирующиеся на основе только действительно присущих цене свойств, ограничивают механизм ценообразования, не дают ему превратиться в сверхуниверсальный и неуправляемый рычаг воздействия на производство и потребление.

     Четкое  определение функций цены, полное и эффективное их использование в хозяйственной практике способствуют улучшению как самого процесса управления ценами, так и действия всего хозяйственного механизма.

     Рыночная  цена - сердцевина рыночного механизма. Она никому ничего не гарантирует, но лишь показывает, дает знак расширять, сокращать или вообще закрывать производство. Каждый предприниматель, приспосабливая свою деятельность под рыночную цену своего товара и рыночную цену товаров своих поставщиков, даже не имея непосредственных контактов с конечными потребителями, всегда работает именно на них и может довольно точно определять возможности развития своего производства, т. е. планировать его. Рыночные цены позволяют каждому предпринимателю судить по ним о ситуации во всей экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды цен

     Цены, входящие в качестве составных элементов в единую систему цен, функционирующую в хозяйственном механизме, можно подразделить на отдельные виды в зависимости от наличия у них каких-либо общих признаков. В дифференциации цен находит отражение разнообразие условий производства и реализации товаров. Основные виды и разновидности цен могут быть представлены следующим образом.

     Цены  и тарифы, обслуживающие внутригосударственный  оборот товаров и услуг. Этот вид  цен включает несколько разновидностей, которые можно классифицировать по нескольким признакам.

1.1. По  характеру обслуживаемого экономического  оборота:

     - цены на промышленную продукцию;

     - цены на продукцию строительства;

     - цены на продукцию сельского хозяйства;

     - тарифы на производственные услуги (транспорта, связи, ремонта);

     - цены научных и проектных разработок;

     - ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов;

     - наценки и скидки в сфере обращения;

     - розничные цены на товары и услуги населению.

1.2. По  сроку действия:

     - постоянные;

     - временные;

     - сезонные;

     - разовые;

     - договорные.

1.3. По  территориальному признаку:

     - единые по стране;

     - поясные;

     - зональные;

     - местные.

1.4. По  способу отражения транспортных  расходов:

     - цены в местах производства товаров (пунктах отправления);

     - цены в местах потребления товаров (пунктах назначения).

1.5. По  характеру установления, фиксации:

     - твердые;

     - подвижные;

     - скользящие.

1.6. В  зависимости от государственного  воздействия, регулирования и  степени конкуренции на рынке:

     - рыночные (свободные);

     - регулируемые;

     - лимитированные или предельно допустимые.

1.7. В  зависимости от новизны товара:

     - цены на новые товары;

     - цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

1.8. По  способу получения информации  об уровне цены:

     - публикуемые;

     - расчетные.

1.9. В  зависимости от вида рынка:

     - цены товарных аукционов;

     - биржевые котировки;

     - цены торгов.

Планово-учетные  цены:

     - цены плановых расчетов;

     - цены статистического учета;

     - цены проектных расчетов.

Цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот:

     - внешнеторговые цены;

     - внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары.

     Цены  на промышленную продукцию обслуживают  оборот продукции промышленного  производства. Через цены на промышленную продукцию осуществляется связь  промышленности практически со всеми  отраслями и сферами производства, на основе этих цен формируется большинство стоимостных показателей, используемых в учете, анализе, планировании и прогнозировании, они участвуют в формировании важнейших общехозяйственных пропорций, поэтому от их обоснованности зависит эффективность функционирования всего хозяйственного механизма.

     Если  рассматривать движение промышленных товаров от производителя к потребителю, то можно выделить следующие виды цен: оптовая цена предприятия-изготовителя (отпускная цена), розничная цена.

     Промышленная продукция может быть реализована предприятием-производителем непосредственно конкретным потребителям или через снабженческо-сбытовые организации (магазины, склады, базы, биржи и т. п.). Оптовыми называются цены, по которым реализуется продукция между предприятиями-изготовителями и потребителями в порядке оптового оборота.

     Оптовая цена предприятия - это цена, предполагающая непосредственные расчеты между  промышленным предприятием-изготовителем  и заказчиком товара независимо от того, является ли этот заказчик потребителем товара или оптовым посредником. Оптовая цена предприятия состоит из себестоимости товара и прибыли производителя. Именно эта цена является важнейшей экономической категорией для производителя, поскольку на ней базируется его хозяйственная деятельность: оптовая цена предприятия призвана возместить издержки производства и создать условия для расширенного воспроизводства товаров.

     Процесс продвижения товара от производителя  к конечному потребителю чрезвычайно  сложен и в полной мере не может быть описан только приведенными видами цен. Все экономически самостоятельные и технологические звенья, в которых осуществляются производство, распределение и реализация товара, имеют особые цены, функционирующие на каждой конкретной стадии ценообразования. Следует отметить, что именно различные стадии ценообразования отражают количественную и технологическую взаимозависимости и взаимосвязи между ценами на разные товары. Цена на каждой предыдущей стадии является составным элементом цены последующей стадии ценообразования. Поэтому уровень цен на последующих стадиях в значительной мере зависит от обоснованности уровня цен на всех предыдущих стадиях ценообразования.

     Цены  на продукцию строительства имеют  два вида: сметные цены и договорные цены. Эти цены используются для расчетов заказчиков (потребителей) со строительными организациями за построенные объекты и выполненные работы, для определения объемов капитальных вложений и других расчетов. Базой цены на строительную продукцию служит не себестоимость продукции, а усредненные условия и методы производства работ, предусмотренные сметными нормами и нормативами. Цены на продукцию строительства не отражают реальную себестоимость продукции у подрядчика, а характеризуют затраты на строительство для заказчика.

     Цены  на строительную продукцию включают: себестоимость строительно-монтажных работ, затраты (по сметным ценам) на приобретенное для установки на объекте оборудование, инструменты, производственный инвентарь, прочие затраты и прибыль.

     Цены  на продукцию сельского хозяйства обслуживают оборот продукции между сельским хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством, они призваны обеспечивать эквивалентность обмена и создавать условия для развития сельскохозяйственного производства. Выделяют следующие разновидности этих цен.

     Закупочные  цены на сельскохозяйственную продукцию - это цены на закупаемую государственными органами и другими организациями  у предприятий сельского хозяйства  и фермеров, у рыболовецких и охотничьих хозяйств продукцию для ее последующей переработки. Эти цены дифференцированы по различным климатическим зонам страны, они возмещают себестоимость продукции и обеспечивают прибыль, необходимую для осуществления расширенного воспроизводства.

     Цены  на сельскохозяйственное сырье для промышленной переработки возмещают сверх закупочных цен издержки по заготовке, транспортировке и хранению этого сырья, а также обеспечивают прибыль заготовительным организациям,

     Тарифы  на услуги (транспорта, связи, ремонта). Тарифами называют цены, устанавливаемые на различного рода услуги, которые в отличие от товаров не имеют материально-вещественной формы, а выступают в форме конкретной трудовой деятельности. Услуги не могут сохранять свое существование в промежутке времени между их производством и потреблением: потребление услуг неотделимо от процесса их производства. Тарифы обеспечивают обмен деятельности комплекса отраслей общественного хозяйства, предоставляющих услуги на деньги предприятий (организаций) и населения, пользующихся этими услугами. Так, например, транспорт, осуществляя перемещение материальных ресурсов по территории страны, оказывает транспортную услугу хозяйственным звеньям и организациям, а перевозя людей, - транспортную услугу населению. Организация, занимающаяся наладкой и ремонтом оборудования для хозяйственных звеньев, оказывает им услуги по наладке и ремонту.

     По  своему экономическому содержанию тарифы на производственные услуги близки к  оптовым ценам, а тарифы на услуги населению - к розничным ценам, но методология их определения отличается от методологии определения оптовых и розничных цен.

     Цены  научных и проектных разработок отражают общественно необходимые  затраты труда на получение конечного  результата прикладных научных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ. По экономическому содержанию эти цены могут быть отнесены к оптовым. 

     Ставки  возмещения затрат на воспроизводство  природных ресурсов отражают общественно  необходимые затраты труда на воспроизводство используемых субъектами хозяйствования природных ресурсов: минеральных, водных, лесных, земельных. Указанные ставки классифицируют следующим образом:

Информация о работе Виды и функции цен