Виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:09, реферат

Описание работы

Расходы, включаемые в издержки обращения и производства предприятий торговли, отражаются на соответствующих статьях установленной номенклатуры в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от срока их возникновения. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, должны учитываться на счете 31 "Расходы будущих периодов" и подлежат отнесению на издержки обращения и производства в течение срока, к которому они относятся, ежемесячно равными частями согласно утвержденным руководителем предприятия расчетам.

Файлы: 1 файл

ценообраз.docx

— 171.95 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением  об абстрактном труде как объективной  субстанции стоимости [1].

 

Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях:

 

1) Разнородные продукты  рыночного обмена имеют одинаковое  внутреннее содержание — стоимость.  Поэтому на рынке они приравниваются  друг к другу в определенной  меновой пропорции.

 

2) Стоимость товаров создается  общественным трудом производителей. Стало быть, стоимость — воплощенный  в товаре общественный труд. А  равенство продуктов по их  стоимости означает, что в них  заключено одинаковое количество  труда.

 

3) Труд, образующий стоимость,  различается по его сложности  или качеству. Можно выделить  простой (не требующий какой-либо  подготовки) и сложный (квалифицированный)  труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.

 

4) Сам труд измеряется  с помощью рабочего времени.  Если труд является одинаковым  по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется  в часах работы.

 

5) На изготовление одного  и того же вида продукта  работники обычно затрачивают  неодинаковое по величине индивидуальное  рабочее время. Ибо они имеют  различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых  усилий. Поэтому товары одного  и того же вида и качества, обычно имеют разную по величине  индивидуальную стоимость.

 

Но на рынке товары не могут  продаваться по индивидуальной стоимости  каждого их владельца. Ведь в таком  случае больше других выгадал бы человек, который затратил на одинаковый продукт  самое большое по величине рабочее  время (но это мог быть самый неискусный и ленивый). На рынке на изделия  одного вида и качества устанавливается  общественная (рыночная) стоимость. Стало  быть, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно  схематически отразить в формуле  «товаропроизводитель — общественный труд — товар — общественная стоимость — рыночная цена». Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны — с позиции  товаропроизводителя и продавца продукта [2].

 

Итак, стоимость – это  воплощенные в товаре общественно  полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку  всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно  однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

 

Таким образом, отношение  стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них  величин абстрактного труда. Эти  величины и определяют объективные  пропорции обмена товарами (или купли-продажи). Что же касается цены товара, то она  есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться  от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

 

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную  основу цены, тем самым, различая стоимость  и цену [1].

 

Австрийская школа предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы:

 

1) Полезность нельзя отождествлять  с объективными свойствами блага. 

 

2) Сам покупатель дает  свою субъективную оценку роли. определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.

 

3) Ценность блага сводилась  к пониманию человеком значения  потребляемой вещи для его  жизни и благосостояния.

 

В этом утверждении имеется  определенная доля истины. Даже в одной  семье люди придают тому или другому  благу разную ценность для их жизни  и благосостояния. Ведь не случайно сложились поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарища нет».

 

Полезные блага подразделяются на два вида:

 

1) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;

 

2) являющиеся относительно  редкими и недостаточными для  насыщения сложившихся потребностей  в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.

 

На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при  установлении цен. Именно так это  происходит, например, при ценообразовании  на продукцию земледелия, где имеется  сравнительно мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей  мере уникальность некоторых благ оказывает  воздействие на цены, когда на аукционах  продаются раритеты.

 

В процессе личного потребления  действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

 

Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную  потребность в продукте данного  рода.

 

Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предельного продукта».

 

Как видно, основные положения  теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно  представить в формуле «потребитель — потребность — полезность блага  — его ценность — цена». Так, по-видимому, можно оценивать товар и рыночные отношения со стороны покупателя, потребителя.

 

Таким образом, эта концепция  объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования  производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит  не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких  затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

 

Альфред Маршалл выдвигает  тезис, что человек не может создавать  материальные предметы как таковые - он создает полезности. Нетрудно предположить, что в основе теоретических построений Маршалла лежит закон насыщаемых потребностей или закон убывающей  предельной полезности. Он формулирует  его следующим образом: "Общая  полезность для человека (совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает с каждым приращением  блага, но не с такой скоростью, с  какой увеличивается этот запас". Это закон лег в основу его  концепции ценообразования, пожалуй, самой знаменитой части экономического учения Маршалла. Но положение, что  цена товара определяется исключительно его предельной полезностью уже было сформулировано представителями "австрийской школы". Новизна подхода заключалась в том ,что Маршалл разработал теорию цены, в которой попытался примирить концепцию ценообразования классической и австрийской школы. Так, в классической политической экономии имело место положение о естественной и рыночной цене товара, где последняя объяснялась временным отклонением от естественной цены товара под воздействием различных случайных обстоятельств. Естественная же цена определялась издержками производства и изменялась вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей. По мнению представителей классической политической экономии, естественная цена как бы представляла собою центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров, и эта цена в долгосрочном периоде определялась издержками производства.

 

Маршалл же разработал теорию цены, которая представляла собой  симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения. Именно Маршалл ввел в экономическую  теорию понятия "цена спроса" и "цена предложения". "Цена спроса", по Маршаллу, определяется полезностью  товара, при этом саму полезность он рассматривает как максимальную цену, которую готов уплатить за товар покупатель. Иными словами, функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса ни что иное, как денежная оценка желания [3].

 

На рисунке 1 представлено графическое соотношение кривых спроса и предложения относительно ценового фактора в ситуации рыночного  взаимодействия (точка пересечения  кривых спроса и предложения показывает равновесную рыночную цену).

 

 

 

Рисунок 1― Кривая спроса и предложения: «крест Маршалла»

 

Если каждому количеству товара соответствует определенная цена, устраивающая совокупного потребителя (цена спроса), тогда этому же количеству товара соответствует тоже определенная цена, устраивающая совокупного производителя (цена предложения). Но чем выше цена предложения, тем больше количество товара. Поэтому кривая предложения  пойдет так, как линия SS на рисунке 1. Точка пересечения обеих кривых означает ту цену р, при которой будет продано количество товара q. Это та цена, при которой готовность производителей изготовить определенное количество товара совпадает с готовностью потребителей купить это же самое количество. Это точка рыночного равновесия — точка равновесия спроса и предложения [4].

 

В итоге спор между изложенными  концепциями сводится к следующему: что же определяет цену товара –  «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара «функцией» его стоимости или, напротив, стоимость есть «функция» полезности товара? Современная экономическая  теория не оставляет надежды синтезировать  оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. Однако бесспорным является положение  о том, что количественное определение  затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью  в любой общественно-экономической  формации. Ведь очевидно, что объективный  процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи [1].

 

1.2 Функции цены в экономике

 

Функция является внешним  проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в  реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической  категории.

 

Функция цены является внешним  проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно  выделить пять функций цены.

 

1) Учетная функция цены, или функция учета и измерения  затрат общественного труда, определяется  самой сущностью цены, т.е., являясь  денежным выражением стоимости,  цены показывают, во что обходится  обществу удовлетворение конкретной  потребности в той или иной  продукции. Цена измеряет, сколько  затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д.  на изготовление товара, характеризует,  с какой эффективностью используется  труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

 

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем  товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может  под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных  затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит  в том, чтобы получить большую  выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в  минимальной цене покупки. Поэтому  окончательная цена может существенно  отличаться от цены, которую хотел  бы получить изготовитель товара.

 

В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует  цены, сдержать рост которых может  только административное регулирование.

 

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами  конкурентов и за счет снижения своих  затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

 

В этой функции цена выступает  одним из главных показателей  эффективности производства, а также  служит средством исчисления всех стоимостных  показателей, которые можно разделить  на количественные и качественные. Количественные показатели – величина валового внутреннего продукта (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др. Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

 

2) Стимулирующая функция  цены. Сущность ее выражается  в поощрительном и сдерживающем  воздействии цены на производство  и потребление различных видов  товаров. Цена оказывает стимулирующее  воздействие на производителя  (и это принципиально важно)  через величину заключенной в  ней прибыли. В хозяйственной  жизни цены могут способствовать  или препятствовать увеличению  или сокращению выпуска и потребления  тех или иных товаров. Для  производителей особенно важны  цены, по которым они сами непосредственно  продают свою продукцию.

Информация о работе Виды цен