Виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ каждого вида цен, определение сущности цены, функций цены и одну из важнейших классификаций групп цены. А также на практическом примере реально существующих фирм и компаний рассмотрим, как устанавливают тот или иной вид цены (в данной работе на практике будет рассмотрены монопольная цена и свободная цена на строительную продукцию).
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Выявить наиболее полное и правильно сформулированное понятие «цены»;
Определить сущность цены в экономике и на экономическом рынке;
Рассмотреть и проанализировать функции цены;
Рассмотреть основные и часто применяемые виды цены;
Охарактеризовать виды цены;
Рассмотреть влияние государства на разные виды цены;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1: Теоретические основы ценообразования…………………………….5
§ 1.1. Сущность и функции цены…………………………………….....5
§ 1.2. Классификация групп цен………………………………………..7
§ 1.3. Виды цен…………………………………………………………...9
Глава 2: Методы установления цены на примере компаний………………...21
§ 2.1. Монопольная цена……………………………………………….21
§ 2.2. Свободная цена на строительную продукцию…………………22
Заключение………………………………………………………………………..….25
Список литературы………..…………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ценообразованию.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

КАФЕДРА «Маркетинга и коммерции»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинговое ценообразование и анализ цен»

на тему: Виды цен

 

 

 

Выполнила студентка

группы  ДНР-301

Герасименко А. В.

Научный руководитель

Хлебодарова Е.С.

 

 

 

Москва,

2010 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….3

 

Глава 1: Теоретические основы ценообразования…………………………….5

§ 1.1. Сущность и  функции цены…………………………………….....5

§ 1.2. Классификация групп  цен………………………………………..7

§ 1.3. Виды цен…………………………………………………………...9

 

Глава 2: Методы установления цены на примере компаний………………...21

§ 2.1. Монопольная цена……………………………………………….21

§ 2.2. Свободная цена на строительную продукцию…………………22

 

Заключение………………………………………………………………………..….25

 

Список литературы………..…………………………………………………………27

 

Приложения………………………………………………………………………..…28

 

 

 

Введение

Цена - это экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С малых лет, человек сталкивается с этим понятием – он наблюдает или сам участвует в покупке, но видит он это только на бытовом уровне:  что такое цена, ее значимость, роль и понятие, также только на этом уровне человек осознает ее роль в жизни его и окружающих его людей.

Большая цена означает, что вещь дорогая и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Но такое простейшее определение цены не дает никаких конкретных знаний, ни какой должна быть цена, ни как она зарождается, ни как действует ценовой механизм. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость – это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям и интенсивности труда.

Актуальность  темы. Цена является частью комплекса  маркетинга, а также всей экономики  в целом. И определение цены, вернее такой, какой она должна быть является главной задачей каждой компании и любого производства, то есть обладая определенными знаниями о цене – залог половины успеха предприятия. На основе цены строится все система ценообразования, ценовых стратегий, ценовой политики и прочее. В данной работе затронуты и подробно рассмотрены все основные характеристики цены и ее виды.

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ каждого вида цен, определение сущности цены, функций цены и одну из важнейших  классификаций групп цены. А также  на практическом примере реально  существующих фирм и компаний рассмотрим, как устанавливают тот или иной вид цены (в данной работе на практике будет рассмотрены монопольная цена и свободная цена на строительную продукцию).

Поставленная  цель обусловила необходимость решения  следующих задач:

  • Выявить наиболее полное и правильно сформулированное понятие «цены»;
    • Определить сущность цены в экономике и на экономическом рынке;
    • Рассмотреть и проанализировать функции цены;
    • Рассмотреть основные и часто применяемые виды цены;
    • Охарактеризовать виды цены;
    • Рассмотреть влияние государства на разные виды цены;
  • Выявить в каких случаях тот или иной вид цены наиболее приемлемые для компании и на рынке в целом;
  • Рассмотреть на примере реальных компаний как устанавливается тот или иной вид цены.

Предметом исследования является цена, которая составляет основу пирамиды marketing-mix (4P) и является центром на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. Объект исследования – виды цен, которые сложились в монопольных компаниях, а также свободные цены на строительную продукцию.

Данная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты цены, а именно: понятие цены, сущность, функции, классификация групп цен, а также виды цен.

 Во второй  главе идет речь о практических  методах установления цены на  примере реальных компаний. Рассматриваются подробно каждый этап установления цены.

При написании  данной работы использовалась и анализировалась  литература по таким предметам как «Ценообразование» в разных аспектах (с правовой точки зрения, экономической и прочее), касающаяся рассматриваемых в работе понятий.

 

 

 

 

Глава 1: Теоретические основы ценообразования

Теоретических основ ценообразования несчетное  количество, например, такие как методы ценообразования, задачи, политика и прочее. Но базисным и основным, без чего бы ни было ценообразования - это без цены. В данной главе мы рассмотрим все теоретические основы, касающиеся цены.

 

§ 1.1. Определение, сущность и функции цены.

В данном пункте первой главы хотелось бы затронуть  сущность и функции, которые выполняет цена, чтобы иметь более полное представление о роли цены в современной экономике.

Цена — это экономическая категория, которая выражается в количестве денег, за которое покупатель согласен купить, а продавец готов продать единицу товара.

Сущность  цены, ее экономическая натура проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор,  отображающий конъюнктуру рынка  (отношение спроса и предложения,  торговый и экономический риск, кредитно-финансовую обстановку, степень  конкурентоспособности на рынке и т. д.);

- регулятор рынка, с помощью которого осуществляет влияние на спрос и предложение, структуру и вместимость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д.

В связи с  этим возможно разобрать вытекающие функции цены на рынке:

1) Измерительная

Цена показывает число денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;

 2) Соизмерительная

 Пользуясь данной функцией цены, можно сопоставлять товары, разделять их на дорогие и дешевые, сравнивать ценности разных товаров;

3) Учетная

Мир товаров с помощью цен переводится из вещественной в ценовую форму. Цена делается вспомогательным инструментом учета. Она выступает инструментом расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. По этой причине цена участвует в создании основных финансово-экономических показателей производства, меряемых в денежном эквиваленте, и употребляется для анализа, прогнозирования и планирования важнейших производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отображая главные процессы, случающиеся на нем;

4) Регулирующая

Цена является инструментом регулирования экономических  процессов: уравновешивает спрос и  предложение, увязывая их с денежно-платежной  способностью производителя и потребителя. Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов направляют предпринимателей на использование недорогих ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда применяет эту функцию цены в своих интересах с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на некоторые виды товаров или услуг;

5) Социальная

Цена — фактор степени жизни населения, воздействующий на объем и структуру потребления, уровень истинных доходов различных  социальных групп, она является основной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому общественная реакция на колебания цен весьма актуальна;

6) Стимулирующая

Рыночное ценообразование  создает возможности для альтернативного  выбора при принятии хозяйственных проблем. Следовательно, стимулирующее влияние цены заключается в том, что ее уровень побуждает к употреблению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному применению ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) — с другой.

7) Распределительная

 Распределение  и перераспределение доходов  выходит через уровень цен,  их структуру, соотношение. Возможны разные уровни цен для различных потребителей (для предприятий различных форм собственности, для промышленных потребителей и населения), могут доноситься более высокие или малые цены за счет включения или не включения налогов (НДС, акциз).

Подведем итог – у цены выделяют 7 основных функции: измерительная, соизмерительная, учетная, регулирующая, социальная, стимулирующая, распределительная, на основании которых и формируется сущность цены, как регулятора рынка индикатора. В данном пункте мы рассмотрели их роль и приоритетность, а также выявили, что цена выполняет одновременно все функции и затрагивает все сущности.

 

§ 1.2. Классификация групп цен.

В следующем пункте данной главы, считаю необходимым рассмотреть  классификацию групп цен, дабы понять по каким категориям цены можно разделять  и далее обсуждать в разных экономических аспектах. Так как  они очень различны.  

Все цены можно  разделить на 2 группы (Рисунок №1 «2 группы цен»).

Цены  на массовые товары могут быть:

  • оптовые цены предприятия (цены, по которым производители сбывают свою продукцию потребителям – предприятиям, сбытовым и оптовым органам);
  • трансфертная цена (обслуживает коммерческие операции между подразделениями одной и той же фирмы);


 



 

 

 

 

 

Рисунок №1 «2 группы цен»

  • биржевая цена строительных материалов и изделий, создается на основании оптовой цены предприятия с учётом биржевой котировки, надбавок и скидок ее в прямой зависимости от характеристик товара, расстояния от пункта поставки;
  • розничные цены (цены, по которым товары продаются в разнообразных торговых сетях населению и/или предприятиям);
  • аукционная цена (отображает исключительные характеристики товаров и полностью зависят от мастерства того, кто проводит аукцион).

 

 Цены на строительную продукцию в виде строительных услуг:

  • свободные (договорные) цены вырабатываются на основе спроса и предложения на строительную продукцию, на труд, материалы, машины и оборудование и прочее. Определяется как заказчиком, так и подрядчиком на равной основе при оформлении договора подряда (контракта) на выполнение строительных работ. Цены бывают открытыми, которые могут уточняться в процессе строительства, или твердыми (окончательными). Свободная договорная цена стройки, если проводятся подрядные торги (тендеры), устанавливается тендерным комитетом после оценки и соотнесения предложений, предъявленных подрядчиками – претендентами.
  • прейскурантная цена (стоимость 1м2 полезной площади), 1м2 жилой площади определяется для строящихся объектов жилищно-гражданского направления, по которым имеются стандартные проекты.

Цены и определения  понятия каждой цены полностью рассмотрено  и оговорено в первой главе в пункте 1.3. «Виды цен».

Подведя итог, можно  сказать, что в этом пункте мы подробно рассмотрели самую главную, но не единственную классификацию цен, которая является самой большой и самой вместительной. Только в этой категории можно рассматривать приведенные выше цены как отдельные элементы экономики.

 

§ 1.3.Виды цен.

В современной  экономике функционируют многие миллионы конкретных цен, которые формируются и регулируются на единых методологических основах. Поэтому многообразие цен вызывает необходимость их упорядочения, объединения в отдельные группы (виды) цен, характеризующиеся общими признаками. Количество признаков, в соответствии с которыми классифицируются цены в различные группы (виды), достаточно велико. Причем одна и та же конкретная цена может входить в разные группы (виды) цен. Экономическая теория и хозяйственная практика выработали классификационные группы (виды) цен. Ниже вашему вниманию представлены основные виды цен. (Рисунок №2 «Основные виды цен»)


 




 

 


 


 

 

Рисунок №2 «Основные  виды цен»)

Далее приводятся краткие  определения основных видов цен:

  • Мировые цены понимают, что это такие цены мирового рынка, которые получили признание в международных торговых отношениях;
  • Экспортные цены - действуют, когда товар выходит за границу. Они включают в себя таможенные, транспортные и страховые расходы;
  • Расчетные (прогнозные) цены - их определяют на стадии предстоящей непосредственной продажи товара;
  • Договорные цены - их устанавливают по результатам официальных договоров и контрактов между покупателем и продавцом; 
  • Монопольные цены - диктуются покупателю наряду с условиями продавцом-монополистом определенного рынка;
  • Фиксированные цены - или государственные цены назначаются директивами государственных органов;
  • Свободные (рыночные) цены - образуются в условиях свободного рынка в зависимости от спроса и предложения.

Информация о работе Виды цен