Управление прибылью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Прибыль, важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономическая сущность прибыли, ее функции 5
1.2 Виды прибыли 9
1.3 Механизм распределения и использования прибыли предприятия 12
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «СК «ОКТЯБРЬ» 19
2.1 История создания и развития деятельности ООО «СК Октябрь» 19
2.2 Организационная структура управления ООО «СК «Октябрь» 20
2.3 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия ООО «СК «Октябрь» за последние 3 года: 2008-2010гг. 22
3 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СК «ОКТЯБРЬ» 32
3.1 Анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия 32
3.2 Недостатки в системе управления прибылью предприятия 35
3.3 Мероприятия по совершенствованию управления прибылью 37
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая (2011).doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение

 

Прибыль, важнейшая экономическая  категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.    Прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом  экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное  или другой формы собственности  предприятие, получив финансовую самостоятельность  и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

 Поэтому одной из  актуальных задач современного  этапа является овладение руководителями  и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений.

 Повышается роль  маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.

 В современных условиях на российских предприятиях сложилась крайне не благоприятная ситуация в отношении показателей прибыли. Продолжается падение промышленного производства, сокращается масса прибыли в реальном секторе экономики, возрос удельный вес убыточных мероприятий. В таких условиях вопросы управления прибылью становятся наиболее актуальными.

Целью научной работы является изучение теоретических основ механизма управления прибылью в реальном секторе экономики на примере ООО «СК «Октябрь». Для достижения цели мы поставили ряд задач:

- определение сущности прибыли, выявление ее функций

- рассмотрение видов прибыли;

- изучения механизма  распределения и использования прибыли;

- представление общей характеристики предприятия;

- анализ формирования и использования прибыли;

- оценка недостатков в системе управления прибылью;

- формулировка и обоснование рекомендаций по увеличению прибыли предприятия.

Предмет работы – финансовое состояние предприятия в аспекте управления прибылью предприятия.

Объектом исследования является ООО «СК «Октябрь». Оценка управления прибылью проводится на основании финансовой отчетности за период 2008-2010 гг.

Основными научными методами, используемыми при написании  работы, являются метод абсолютных и относительных величин, метод финансовых коэффициентов, табличный метод.

1 Теоретические основы, аспекты управления прибылью предприятия

1.1 Экономическая сущность прибыли, ее функции

 

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

На стадии продажи  выявляется стоимость товара, включающая стоимость  прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет определенные функции.[1,с.96-130] Как правило, выделяют две основные функции прибыли — измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующая функция. Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т.п. Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Можно также рассматривать  и другую классификацию функций  прибыли [13, c 134]:

  1. Прибыль выполняет функцию оценки итогов работы предприятия, поскольку в ней отражаются все стороны его деятельности, как в сфере производства, так и в сфере обращения;
  2. Распределительная функция. Прибыль используется в качестве орудия распределения прибавочного продукта и его денежной формы - чистого дохода (в части соответствующей прибыли) между предприятием и государством, предприятием и его работниками, между сферой материального производства и непроизводственной сферой предприятия. Данная функция реализуется через образование фондов денежных средств предприятия (фондов накопления и фондов потребления);
  3. Третья функция связана с процессом экономического стимулирования предприятия и его работников. Прибыль используется как источник и условие формирования поощрительных фондов, а также в качестве источника финансовых ресурсов для осуществления процесса расширенного воспроизводства.

В современных условиях повышается значение прибыли как  объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отросли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками. Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли, использованием ее в качестве основного оценочного показателя способствующего росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия.

Прибыль представляет собой  прирост стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности.

Формирование прибыли  осуществляется на основе принципов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные принципы формирования прибыли /5. с. 161/.

 

Теоретической базой оценки прибыли  служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма  предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли. Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.

 

1.2 Виды прибыли

 

Основными видами прибыли  являются:

  • Прибыль до налогообложения;
  • валовая прибыль;
  • прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
  • прибыль от финансовой деятельности;
  • прибыль от прочих внереализационных операций;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • чистая прибыль;
  • консолидированная прибыль.

Прибыль до налогообложения представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов.

Представляет собой  сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога  и акцизов и затратами на  ее  производство и реализацию.

Прибыль от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат  по операциям, отражаемым на   счетах бухгалтерского баланса 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»  и 48 «Реализация прочих активов», а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

  • штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;
  • процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
  • курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
  • прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
  • убытков от стихийных бедствий;
  • потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;
  • поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
  • прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

  • отчислений в резервный и другие  аналогичные  фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
  • рентных платежей в бюджет;
  • доходов по ценным бумагам и  от долевого участия в деятельности других предприятий;
  • доходов от казино, видеосалонов и пр.;
  • прибыли от страховой деятельности;
  • прибыли от отдельных банковских операций  и сделок;
  • курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
  • прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Управление прибылью предприятия