Тарифы на железнодорожный проезд и ценовая дискриминация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических основ ценовой дискриминации и использования ценовой дискриминации на практике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: - определение понятия
-сущность ценовой дискриминации
-рассмотрение видов ценовой дискриминации
-практика использования ценовой дискриминации в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
СУЩНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ….................................................................................4
1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ……………………………..4
1.2. ВИДЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ…………………………………10
ГЛАВА 2. ТАРИФЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПРОЕЗД И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ……………………………………………………………20
2.1. ОСОБЕННОСТИ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ…………………………20
2.2. ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ………………24
2.3. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ……………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 34

Файлы: 1 файл

ценовая дискриминация.docx

— 149.16 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

 СУЩНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ….................................................................................4

1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ……………………………..4

1.2. ВИДЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ…………………………………10

ГЛАВА 2. ТАРИФЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПРОЕЗД И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ……………………………………………………………20

2.1. ОСОБЕННОСТИ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ…………………………20

2.2. ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ………………24

2.3. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ……………………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Целью деятельности  фирмы является, прежде всего, максимизация прибыли. Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т. е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

   В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся.

   Проблема применения ценовой дискриминации является актуальной в наше время, так как ценовая дискриминация окружает нас практически везде, будь то поход в кино, проезд в автобусе или ином транспорте, покупка товаров или плата за коммунальные услуги.

   Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических основ ценовой дискриминации и использования ценовой дискриминации на практике.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: - определение понятия

-сущность ценовой дискриминации

-рассмотрение видов ценовой дискриминации

-практика использования ценовой дискриминации в России.

   Работа состоит из двух глав. Первая глава  построена на описании теоретических основ ценовой дискриминации. Для написания  главы использованы в основном учебные пособия. Вторая глава рассматривает применение ценовой дискриминации на практике. Для ее написания использованы материалы статей из журналов и информация с сайтов.

   ГЛАВА 1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ СУЩНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ

1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Для начала хотелось бы показать, как исторически  сложилось понятие ценовой дискриминации. Первоначальное представление о  ней можно найти в работах  Ж. Дюпюи и Д. Ларднера, а свою развитую форму оно нашло в трудах А. Пигу.

Ж. Дюпюи был первым, кто привлек внимание исследователей к факту ценовой дискриминации и попытался выяснить его смысл. В основе подхода Дюпюи к ценовой дискриминации лежит концепция полезности.

Что же дает нам право говорить о приоритете этого французского инженера и экономиста в разработке понятия ценовой  дискриминации? Прежде всего - это ее определение, вошедшее почти без  изменений в экономическую литературу. В определении Дюпюи схвачена самая суть явления: "Один и тот же товар... продается по разным ценам" разным покупателям, причем различия в ценах, уточняет Дюпюи, безотносительны к различиям в затратах.

Помимо  определения ценовой дискриминации  Дюпюи частично освещает и условия, необходимые для ее осуществления. Он разъясняет, что негоциант (который одновременно является и фабрикантом) может вести такую продажу только в том случае, если он защищен от конкуренции, т. е. является монополистом. Выполнение этого условия необходимо для того, чтобы продавец мог контролировать цену. Но его еще недостаточно, ибо нельзя понять, откуда вообще берутся две (и более) цены на один и тот же товар, если различия в затратах столь малы, что ими можно пренебречь, или их просто нет.

Установление  цен, уточняет затем Дюпюи, зависит не только от интересов продавца-монополиста, но и от того, как оценивают ту или иную вещь покупатели. В глазах разных покупателей одна и та же вещь имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они готовы платить за нее, могут быть разными. И поскольку существуют разные (отдельные) группы покупателей - "богатые, зажиточные и бедняки", констатирует Дюпюи очевидный факт, то монополист, посвященный в хитрости торговли, способен распознать эти группы, учесть разную готовность платить за товар. Интуитивно Дюпюи натолкнулся на основу отделения одной группы от другой - различие эластичности спроса. Оставалось лишь выразить ее в явном виде, и еще одно условие ценовой дискриминации было бы сформулировано полностью.

Зачем монополист идет на такую продажу? Дюпюи отвечает: чтобы "заставить каждого покупателя принести ему как можно больше прибыли". Здесь структура понятия ценовой дискриминации увязывается Дюпюи с понятием излишка потребителя: увеличение прибыли, с точки зрения покупателя, представляет собой изъятие в пользу монополиста большей или меньшей части излишка потребителя, который в противном случае принадлежал бы ему.

Почти одновременно с Дюпюи вопрос о ценовой дискриминации ставился еще одним инженером и экономистом англичанином Д. Ларднером. Его анализ и выводы изложены в работе "Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах и отношениях коммерческих, финансовых и социальных", вышедшей в Лондоне в 1850 г., в которой рассматриваются экономические проблемы зарождающейся отрасли - железнодорожного транспорта.

Подход  Ларднера отличается от подхода Дюпюи. Ларднер анализировал ценовую дискриминацию с позиции теории фирмы, как теперь сказали бы мы (Подробный анализ концепции ценовой дискриминации Д. Ларднера содержится в статье: Hooks D. Monopoly Price Discrimination in 1850 : Dionysius Lardner // History of Political Economy. 1971. Vol. 3, N 1). Он доказывал, что дискриминация может использоваться в качестве средства, с помощью которого фирма способна максимизировать прибыль. Анализ железнодорожных тарифов позволил ему обобщить практику их дифференциации в зависимости от расстояния и характера перевозимых грузов. Эту дифференциацию он объяснил различиями эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта, во-первых, и перевозимых грузов, во-вторых. Реальный вклад Ларднера - это выявление им роли эластичности спроса в практике ценовой дискриминации.

Ларднер современник Дюпюи, и естественно возникает вопрос о его отношении к идеям французского экономиста. Достоверных свидетельств об этом у нас, к сожалению, нет. Известно лишь, что Ларднер ссылается на журнал, в котором публиковал отдельные свои работы Дюпюи, но фамилию французского экономиста он не упоминает. Очевидно, анализ Ларднера не был прямо связан с идеями Дюпюи. Можно предположить, что Ларднер или не знал о его работе, или не придавал ей значения.

Полвека спустя теория ценовой дискриминации  получила дальнейшее развитие и, если не считать незначительные дополнения и уточнения, нашла свою современную  форму в работах английского  экономиста А. Пигу, ученика и последователя А. Маршалла.

В работе "Экономическая теория благосостояния" Пигу дал более глубокий, нежели его предшественники (и современники), анализ ценовой дискриминации. Он выявил и постулировал общие условия ценовой дискриминации и выделил три вида (степени) ценовой дискриминации.

Согласно  Пигу, общие условия, в полной мере благоприятствующие осуществлению ценовой дискриминации, складываются тогда, когда цена спроса на любую единицу товара не зависит от продажной цены любой другой единицы товара. А это возможно лишь в том случае, когда никакая единица товара не может заменить какую-либо другую единицу этого же товара. Предполагается, что: 1) никакую из единиц товара, проданную на одном рынке, нельзя передать на другой рынок и 2) никакую из единиц спроса, предъявленного на одном рынке, невозможно перевести на другой рынок. При этих допущениях на рынке возникнут условия, при которых дискриминация позволит монополисту извлечь наибольшие выгоды. По сути дела речь идет об условиях некой идеальной (совершенной) дискриминации (Термин "совершенная дискриминация", по-видимому, впервые употребила Дж. Робинсон в своей книге: «Экономическая теория несовершенной конкуренции»)

Ценовая дискриминация в интерпретации  А. Пигу в настоящее время вошла во все учебники экономики.

Из курса  микроэкономики известно, что способом увеличения не только монопольной прибыли, но и общественного благосостояния, измеряемого суммой выигрышей потребителя  и производителя, служит ценовая  дискриминация.

Фирма, действующая  в условиях рынка совершенной  конкуренции, не обладает властью над  ценой, она вынуждена продавать  весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. На рынке  несовершенной конкуренции отдельная  фирма приобретает определенную (большую или меньшую) власть над  ценой, повышая ее по сравнению с  конкурентным уровнем с целью  максимизации прибыли. Однако если фирма  будет использовать ценовую дискриминацию, ее прибыль вырастет. Ценовая дискриминация  наблюдается там, где фирма назначает  разные цены на один и тот же товар  для разных групп потребителей, причем различия в цене не обусловлены различиями в издержках или качестве товара.

Мотив использования  системы ценовой дискриминации  состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать  прибыль. Но назначая для всех покупателей  единую цену, продавец теряет потенциальную  прибыль из-за того, что на рынке  остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.

Иными словами  получается так, что установив фиксированную  цену на свой товар, монополист имеет  возможность гарантированно покрыть  издержки на производство данного товара, а также получить прибыль-излишек  производителя. В этом случае экономическое  благосостояние как бы «делится» поровну между производителем и потребителем (последний получет потребительский излишек)

Методы  же ценовой дискриминации призваны разграничить существующий выпуск и  дополнительные продажи с целью  получения дополнительной прибыли, которая в обычном случае достается  потребителям как часть потребительского излишка. Обладающая монопольной властью и являющаяся price – maker (устанавливающей цены) фирма-монополист может при помощи различных способов попытаться захватить часть потребительского излишка (или даже его целиком) и тем самым еще больше увеличить собственный выигрыш. При этом она, возможно, не будет устанавливать единую цену и, возможно, товар перестанет быть однородным. Фирма – производитель может назначить разным покупателям различные цены на идентичные товары или услуги, и в этом случае говорят, что она применяет ценовую дискриминацию. Также при осуществлении ценовой дискриминации различные единицы одного товара могут продаваться по разной цене одному и тому же покупателю. Ценовая дискриминация может возникнуть и в том случае, когда различные потребители приобретают дифференцированный товар. Примером здесь может послужить продажа товаров наборами (пакеты компьютерных программ, комплексные обеды в столовой и т. д.).

Каждый  из потребителей может приобрести как  набор целиком, так и входящие в него товары по отдельности (что, скорее всего, обойдется дороже). В случае с географической ценовой дискриминацией покупатели, находящиеся на различных расстояниях, могут обслуживаться по единой цене, но она является дискриминационной, т.к. она не отражает различия в затратах (ведь в них включаются и транспортировочные расходы поставщика) по доставке товара каждому из потребителей.

Ценовую дискриминацию нелегко осуществить  на практике. Для того чтобы ценовая  дискриминация была эффективной - способствовала бы росту прибыли фирмы - должны выполняться  следующие условия:

• Наличие  у фирмы рыночной власти. Фирма должна являться price-maker, т.е. обладать возможностью контролировать цены на свою продукцию (обладать монопольной властью). Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, а, значит, являющаяся price-taker, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.

• Способность  фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Если производитель собирается осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен произвести селекцию потребителей на группы. Например, он может осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп (производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого потребителя нет, то деление может производиться и косвенно через выбор потребителей между различными товарными наборами (ценовая дискриминация второй степени использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить).

• Способность  фирмы исключить арбитраж - перепродажа  товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Когда фирма  разделяет рынок путем ценовой  дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного  уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает  соблазн арбитража - купив товар  по относительно низкой цене, перепродать  его тем потребителям, которые  готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль  от ценовой дискриминации достается  не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж.

Информация о работе Тарифы на железнодорожный проезд и ценовая дискриминация