Сущность косвенных налогов и объекты обложения ими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

Файлы: 1 файл

Сущность косвенных налогов.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность косвенных налогов и объекты обложения ими

 

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

Виды косвенных  налогов представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

Косвенные налоги

Акцизы

Фискальные монопольные налоги

Таможенные пошлины

  1. Индивидуальные:
  • на пиво.
  • на сахар.
  • на бензин.
  • и т. д.
  1. Универсальные 
    (налог с оборота):
  • однократный.
  • многократный.
  1. Налог на добавленную стоимость.
  1. Налог с продаж.
  1. На соль.
  2. На табак.
  3. На спички.
  4. На спирт.
  5. и т.д.
  1. по происхождению:
  • экспортные.
  • импортные.
  • транзитные.
  1. по целям:
  • фискальные.
  • протекционные.
  • сверхпротекционные.
  • антидемпинговые.
  • преференциальные.
  1. по ставкам:
  • специфические.
  • адвалерные.
  • смешанные.



 

 

 

 

    

     Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

     С управленческой точки зрения различают три вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенная пошлина. К первому виду относится, например, налог на добавленную стоимость. Ко второму - акцизы, налог на реализацию ГСМ и др. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.

     Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

     Недостатки косвенных налогов - увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

     К косвенным федеральным налогам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость; 
  2. акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги); 
  3. таможенные пошлины.

     Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

 

Объекты обложения косвенными налогами.

 

     Проанализированные признаки косвенных налогов свидетельствуют о том, что косвенное налогообложение представляет собой крупную составляющую фискальной системы конкретного государства. И. И. Кучеров отмечает: «Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему той или иной страны, является соотношение прямого и косвенного налогообложения. В зависимости от того, какова доля тех или иных видов налогов и сборов в общем объеме налоговых доходов, специалисты выделяют четыре основных модели системы налогов и сборов. Условно они именуются англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной моделями налогообложения» . Таким образом, единую совокупность объектов налогообложения, закрепленную нормативно для всех установленных в государстве налогов, можно условно подразделить на две подсистемы: подсистема объектов обложения прямыми налогами и подсистема обложения налогами косвенными. Представляется, что в силу специфики прямого и косвенного налогообложения каждая из обозначенных подсистем является весьма автономной.

     Для более детального анализа подсистемы объектов обложения косвенными налогами обратимся первоначально к теоретическим подходам к категории системности, выработанным в философии и юриспруденции. По указанию В. Г. Афанасьева, «в строгом смысле слова система — это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах». При этом «система - это такое образование, в котором внутренние связи компонентов между собой преобладают над внешними воздействиями на них» . Спиркин А. Г. отмечал, что «система - это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как единое целое» . Керимовым Д. А. предложен следующий научный подход к понятию системности права: «Системность права - это объективное объединение (соединение) по содержательным признакам определенных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования» . По мнению С. С. Алексеева, «первичное, исходное подразделение любой национальной правовой системы - единичное нормативное юридическое предписание. «Сцепляясь» между собой, нормативные предписания складываются в правовые образования. Характер же этих образований, их соотношение, иерархия ближайшим образом обусловлены логической природой и уровнем нормативных обобщений» . Обращаясь к вопросам системности в праве, профессор Д. В. Винницкий пишет: «Как справедливо отмечается многими авторами, системность — это важнейшее качество права. Оно проявляется, в частности, в том, что ту или иную правовую ситуацию, возникающую в сфере налогообложения, или отдельное правовое отношение между субъектами налогового права никогда не регулирует лишь какая-либо одна налогово- правовая норма. Отдельная налогово-правовая норма не может быть реализована или применена компетентным органом изолированно, в отрыве от множества других с ней взаимосвязанных норм. Ее точное значение может быть уяснено лишь в свете содержания других, взаимосвязанных с ней нормативных положений; порядок ее реализации и применения нередко обусловлен специальными правилами, содержащимися в процедурных налогово-правовых предписаниях» . Рассматривая категорию системности на примере налоговой системы, В. Н. Иванова отмечает: «Она (налоговая система - прим. С. Ч.) представляет собой сложное по структуре и формированию структурных связей образование. Входящие в налоговую систему элементы это не конгломерат разрозненных образований, а сложная, динамично развивающаяся совокупность интегрированных в нее составляющих» . Свой подход к вопросу системности в налоговом праве продемонстрирован Е. Л. Вася- ниной, предложившей следующее определение системы фискальных сборов - «обусловленное федеративным устройством государства упорядоченное целостное единство платежей, признаки которых закреплены в п. 2 ст. 8 НК РФ, основанное на принципах организационно-правового единства, законности, равенства при сборообложении, экономической обоснованности, определенности» .

     Совокупная оценка вышеуказанных подходов к категории системности позволяет выделить следующие признаки, наличие которых свидетельствует о возможности рассмотрения объектов обложения косвенными налогами в качестве единой подсистемы:

- наличие определенного  состава относительно самостоятельных  компонентов;

- наличие объединяющих, системных качеств этих компонентов,  не сводимых к простой сумме  их свойств;

- присутствие определенной  внутренней организации этих  компонентов, определенного механизма  их взаимосвязи;

- особый характер взаимодействия  системы с внешней средой.

     Традиционно в правовых исследованиях, посвященных объекту налогообложения, проводится анализ непосредственно самой структуры объектов, закрепленной в нормах, а также раскрывается содержание каждого из объектов. Вместе с тем современные тенденции развития юридической техники, практика становления и развития российского налогового законодательства свидетельствуют о том, что применительно к системе объектов обложения косвенными налогами вышеуказанный подход является неполноценным. В данном случае мы потому и ведем речь о системе объектов обложения, что имеется несколько компонентов, функционирующих как единый механизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика расчета облагаемого оборота по налогам, включаемым в цену продукции (работ, услуг)

 

     Налоги, включаемые в цену продукции (работ, услуг), представляют собой косвенные налоги, уплачиваемые предприятиями — производителями продукции (работ, услуг), а в конечном результате возмещаемые покупателями — потребителями продукции (работ, услуг). К таким налогам в Российской Федерации относятся НДС, акциз, налог с продаж и налог на реализацию ГСМ.

Налог на добавленную стоимость

     НДС в налоговой системе РФ имеет статус федерального налога и действует на территории РФ с 1 января 1992 г. С его введением были отменены два ранее существовавших налога: налог с оборота на отдельные виды товаров и налог с продаж. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. (в редакции последующих изменений и дополнений) определяет НДС как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Для исчисления НДС в РФ принят зачетный метод по счетам, при котором в бюджет поступает НДС, исчисленный с оборота по реализации продукции (работ, услуг), уменьшенный на сумму НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, израсходованных на производство этой продукции. Таким образом, объектом налогообложения является не добавленная стоимость, а оборот по реализации продукции (работ, услуг).

     Плательщиками НДС являются:

 - юридические лица по законодательству РФ, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

 - филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц по законодательству РФ, самостоятельно реализующие товары;

 - международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственно-коммерческую деятельность на территории РФ.

     Объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на территорию РФ (в соответствии с таможенным законодательством). Объектом налогообложения являются также доходы и средства, полученные от юридических лиц безвозмездно, с частичной оплатой, по обмену, при реализации предметов залога, в виде авансов, а также любые денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

      Имеется ряд оборотов, которые в соответствии с законодательством не облагаются НДС. К ним относятся:

 - взносы в уставный капитал и доли уставного капитала при выходе из предприятия или его ликвидации;

 - средства на осуществление совместной деятельности и доли прибыли, полученные в результате совместной деятельности;

 - внутризаводской оборот;

 - средства, не связанные с расчетами по оплате за товары (работы, услуги);

 - средства целевого бюджетного финансирования;

 - гранты от иностранных юридических лиц на целевые программы;

 - целевое финансирование головной организации, филиалов, структурных подразделений и некоммерческих организаций из остаточной прибыли.

     Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них НДС, а также исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя НДС.

      По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

      В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации.

Информация о работе Сущность косвенных налогов и объекты обложения ими