Особенности ценообразования в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Сфера услуг. Услуга и её характерные черты
Особенности ценообразования в сфере услуг
Ценообразующие факторы в сфере услуг
Формирование цены на услугу

Файлы: 1 файл

!!Особенности ценообразования в сфере услуг - копия.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Особенности ценообразования  в сфере услуг

 

План  Самостоятельной работы:

  1. Сфера услуг. Услуга и её характерные черты
  2. Особенности ценообразования в сфере услуг
  3. Ценообразующие факторы в сфере услуг
  4. Формирование цены на услугу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сфера услуг – это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в сфере общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных (духовных) услуг для населения.

Услуги имеют  набор характерных черт, обусловливающих  их принципиальное различие с товарами. Этими чертами являются:

1) нематериальный  характер (неосязаемость);

2) индивидуальное  потребление;

3) невозможность  хранения;

4) тесная взаимосвязь  производства и потребления услуг;

5) нестабильность  качества;

6) необходимость  учета не только результата, но и самого процесса оказания услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности сферы услуг обусловливают как особенности формирования цен и методов их определения, так и проведения ценовой политики и стратегии предприятий.

Вместе с  тем потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ, не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов одновременно (например, для высвобождения свободного времени он сначала обращается в службу быта, а затем для его рационального использования потребляет услуги театрально-зрелищных предприятий). Вследствие этого сфера услуг является наиболее быстро развивающимся сектором народного хозяйства, а доля затрат на услуги в доходах населения в развитых странах превышает 30%.

Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг и наличие в ряде случаев естественной монополии. Использование местных трудовых и природных ресурсов оказывает значительное воздействие на уровень затрат и цен. Это может проявляться по-разному. Так, в небольших населенных пунктах объем предложения ряда услуг коммунального хозяйства вследствие спросовых ограничений меньше технически эффективного, что обусловливает более высокий уровень затрат и цен на эти услуги, чем в крупных городах. В то же время в некоторых случаях объем предложения может находиться под определяющим влиянием местных условий (наличие источников минеральных вод, уникальных природных объектов и памятников архитектуры), что ограничивает возможность удовлетворения спроса и может привести к дефицитности этих услуг.

При наличии  естественной монополии возникает  необходимость управления ценообразованием и регулирования рынка соответствующих  услуг.

Во-вторых, на процесс  формирования цен в сфере услуг  оказывает влияние высокая общественная значимость социальных услуг, наличие значительных и постоянных внешних эффектов. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования не всегда эффективны, и, следовательно, регулирующая спрос. И предложение цена должна быть дополнена такими финансовыми рычагами, как льготы и дотации производителям и субсидии потребителям. Эта проблема характерна в первую очередь для услуг здравоохранения, образования, культуры.

Одновременно  следует подчеркнуть, что ряд  услуг можно отнести к исключаемым общественным благам (образование, здравоохранение), что обусловливает необходимость сочетания бесплатности и платности предоставляемых услуг, осуществления ценовой дискриминации (в первую очередь сегментации рынка) для отдельных групп потребителей.

В-третьих, высокая чувствительность услуг к конъюнктуре рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, в том числе и по различным периодам времени, использования скидок с цен в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса. Причем любые колебания в объеме производства услуг приводят к резкому изменению уровня доходности предприятия в связи с тем, что в составе себестоимости услуг чрезвычайно велика доля условно-постоянных расходов (50-70%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сфере услуг основными ценообразующими факторами являются спрос и предложение. На ценообразование в сфере услуг также существенно влияют большая общественная значимость социальных услуг и внешние эффекты. В связи с этим чисто рыночные методы ценообразования не всегда применимы, и цена должна быть оснащена такими дополнительными финансовыми рычагами, как производственные льготы и дотации и потребительские субсидии (характерно для услуг здравоохранения, образования и т. п.).

Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет  местный характер, практически невзаимозаменяем. Потребление услуг, в отличие  от потребления материальных благ не имеет ограничений. Потребитель  обычно формирует спрос на услуги нескольких видов (развитая сфера бытовых услуг позволяет высвободить время для развлечений, развитие туризма увеличивает спрос на услуги связи, общественного питания и др.).

Высокая общественная значимость социальных услуг (здравоохранение, образование, культура) определяет наличие льгот, дотаций, бесплатность предоставления отдельных услуг.

Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность  накапливать, хранить услуги порождает  необходимость регулирования тарифами интенсивности спроса во времени  через гибкое ценообразование, дифференцированное ценообразование, использование механизмов скидок и надбавок. (Например, тарифы на услуги связи по времени суток и дням недели).

Дифференциацией тарифов невозможно полностью сгладить колебания интенсивности спроса на них во времени. Это порождает  необходимость для организаций сферы услуг нести затраты на удовлетворение спроса в пиковые периоды, а также осуществлять затраты на меры по смещению спроса на непиковое время. Уровни и структура затрат по удовлетворению спроса в пиковые периоды и в остальное время практически никогда не совпадают. При обосновании тарифа должна закладываться большая из величин прямых затрат.

В сфере услуг  своеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений: чем меньшее  место в услуге занимает вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять услуги разных организаций. В принципе, можно оценить качество услуг по пошиву одежды, ремонту обуви, ремонту помещений до их приобретения. Организации долгое время работающие на рынке этих услуг имеют возможность познакомить клиентов с результатами подобных услуг, оказанных ранее. Но оценить качество услуг компании, предлагающих менее вещественные услуги, можно только после их получения. Поэтому организации, предлагающие подобные услуги обладают большей свободой в ценообразовании. Иногда клиенты не могут объективно оценить и сравнить качество услуг даже после их получения (услуги организаций культуры, здравоохранения, образования). Это является причиной следующей особенности ценообразования в сфере услуг.

Логика ценообразования  на набор услуг – комплекс благ должен стоить для покупателя меньше, чем при покупке каждого из благ в отдельности. Набор услуг может быть неразбиваемым, если входящие в его состав услуги нельзя купить по отдельности (обычно используется фирмами предлагающими уникальную услугу в сочетании с традиционными), разбиваемым, если услуги можно приобрести как по отдельности так и в комплекте, причем цена комплекта ниже, чем сумма услуг при изолированном их приобретении, например услуги автомоек).

Сфера услуг  обладает большой чувствительностью к конъюнктуре рынка. В связи с этим необходимы существенная гибкость ценообразования, сильная дифференциация цен в соответствии с динамикой спроса (в частности, по разным временным промежуткам) и применение системы скидок с цен для получения стабильного дохода при неравномерном спросе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе формирования цен на услуги также необходимо учитывать, что спрос на услуги обладает высокой эластичностью по цене и по доходу.

Очень важным моментом при определении цен на услуги также является ассиметричность информации, характерная для сферы услуг. Цена на услугу часто рассматривается потребителем как показатель ее качества и рыночный сигнал, так как потребитель не всегда имеет возможность получить достоверную информацию о качестве оказываемой ему услуги.

Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг  и наличие в ряде случаев естественной монополии. При наличии естественной монополии возникает необходимость  государственного регулирования рынка  соответствующих услуг. Естественная монополия может возникнуть и в связи с ограниченностью рынка, когда экономически невыгодно создавать дополнительные предприятия. Данная характеристика не носит всеобщий характер и значительно изменяется в последние десятилетия. Либерализация дает мощный импульс развитию мобильных средств связи, прогрессу на авиатранспорте и т.д. Только за первые три года после демонополизации телекоммуникаций цены на эти услуги в США снизились на 12%, Австралии – на 15%, Японии – на 30%, Англии – на 42%.

Цена на услуги по своей структуре является оптовой, но выполняет функции и оптовой, и розничной цены.

Цены на услуги могут рассчитываться:

1) на единицу  потребляемой услуги (билеты в  театр, в кино);

2) как сумма  цен на работы, необходимые для  оказания данной услуги (услуги стоматолога);

3) как комплекс  цен на реализацию взаимодополняющих  услуг (услуги туристических компаний);

4) по принципу  абонемента, который дает право  на пользование данной услугой  в определенный временной промежуток  без ограничения объема (проездные билеты на городской транспорт). 

На услуги устанавливаются  как свободные, так и регулируемые цены (если в отрасли сложилась  естественная монополия), а также  твердые, подвижные и сезонные цены. Действует также система скидок с цен.

В различных отраслях состав цены на услуги неодинаков. В состав цены может входить только себестоимость и прибыль (квартирная плата), а могут включаться и налоги (туристические услуги).


Информация о работе Особенности ценообразования в сфере услуг