Особенности ценообразования в различных отраслях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:41, реферат

Описание работы

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди . знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего Ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Содержание работы

Введение
Проблемы ценообразования в базовых отраслях народного хозяйства
Тарифы на грузовые перевозки, пути их совершенствования
Виды цен в зависимости от учета транспортных расходов
Ценообразование на продукцию строительной индустрии
Принципы формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию
Список литературы

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

Проблемы ценообразования в базовых отраслях народного хозяйства

Тарифы на грузовые перевозки, пути их совершенствования

Виды цен в зависимости от учета транспортных расходов

Ценообразование на продукцию строительной индустрии

Принципы формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

Список литературы 
Введение.

Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Высокая цена означает, что вещь дорогая, и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.

Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.

Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди . знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего Ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

 

1. Проблемы ценообразования  в базовых отраслях народного  хозяйства

Оптовые цены в промышленности в силу особого положения промышленного производства в системе народнохозяйственного комплекса должны претерпеть радикальные преобразования, которые призваны создать условия для роста производительности труда, снижения издержек производства, устранения необоснованной убыточности и разнорентабельности производства. Эти условия должны максимально сократить государственные дотации.

В структуре затрат на производство промышленной продукции доля живого труда снизилась с 19,3% в 1960 г. до 14,1% в 1985 г. Доля материальных затрат за это время возросла с 77,5 до 83%. Амортизационные отчисления в промышленности за данный период увеличились с 4,9 млрд. до 57,1 млрд. руб., а по всему народному хозяйству с 9,09 млрд. до 103,4 млрд. руб., более чем в 11 раз Материалоемкость общественного продукта без амортизации за последние 15 сократилась лишь на 3,9%, а фондоотдача в народном хозяйстве снизилась на 36%. Фондовооруженность в промышленности за период 1981 - 85 гг. возросла на 34%, производительность труда-всего на 17%. Цены только в топливной промышленности повысились за пятилетку на 62%.

Внимательный анализ указанных статистических данных свидетельствует о том, что материалоемкость промышленной продукции - 83%, по существу, оказалась самой высокой, если сравнивать ее с достижениями других стран, где она в издержках производства составляет 60-65%. Темпы роста производительности труда в 2 раза ниже темпов роста фондовооруженности: 17 и 34%. То же можно видеть и по данным, которые характеризуют рост амортизационных отчислений в 11 раз за 25 лет. И это не могло быть иначе, если иметь в виду, что в промышленности построено огромное количество незанятых рабочих мест По расчетам экономистов, такой излишек фондов в промышленности составляет около двухсот миллиардов рублей, в народном хозяйстве в целом - примерно треть триллиона. К этому нужно добавить еще и такой факт, как очень медленное изъятие устаревшего оборудования. По плану устаревшее оборудование должно списываться на 8-10% ежегодно; в действительности же в 1987 г. каждое предприятие списывало в среднем всего на 1-2%.

Какое влияние оказывает такое состояние дел, когда огромный объем производственных фондов находится на балансе предприятия, но не используется в силу разных причин? Ответ только один - стоимость этих фондов учитывается в продукции, производимой на соответствующих предприятиях; амортизационные отчисления, как было показано раньше, выражаются в колоссальных величинах-103 млрд. руб. Определенная часть этих амортизационных отчислений - от производственных фондов, которые просто бездействуют. Однако не следует думать, что такое состояние является курьезом, недоразумением. В условиях существования затратного механизма, когда определен норматив прибыли, общая прибыль будет тем больше, чем больше издержки производства. Поэтому излишние рабочие места, не давая продукции, "дают" изрядную прибыль соответствующим министерствам; это мертвый капитал, дающий реальные доходы. Для преодоления указанных негативных явлений огромную роль призваны сыграть цены. Здравый смысл прямо обязывает органы ценообразования, организации, имеющие прямое отношение к пересмотру оптовых цен в промышленности, предусмотреть в ценах более полную оценку живого труда, сырья и природных ресурсов, в том числе и расходов по охране окружающей среды, социальному страхованию, профессиональной подготовке кадров. Хозрасчет несовместим с использованием механизма ценообразования для необоснованного завышения цен и получения объединениями, предприятиями и организациями прибыли (дохода), не связанной с реальными вкладами трудовых коллективов в конечные результаты их хозяйственной деятельности.

При пересмотре цен на новую машиностроительную продукцию необходимо исходить из эффективности ее функционирования. т. е. се качественных параметров, под которыми понимается технико-экономические характеристики и потребительские свойства продукции (машин, техники), которые проявляют себя в таких параметрах, как большая надежность, долговечность, большая производительность, более высокая эффективность самого производства, оснащенного новой техникой.

Принципиально новым подходом в ценообразовании на новую технику является полный отказ от использования базовых фактических затрат как главной основы определения цен. Предприятия, производящие промышленные товары для массового потребления, а также продовольственные товары, получают значительную заинтересованность в выпуске более широкого и разнообразного ассортимента изделий высокого качества за счет повышения оптовых цен, поскольку более высокое качество изделий будет иметь более высокую розничную цену. Это экономически обосновано, поскольку продукция более высокого качества заменяет собой большее количество обычной продукции за счет удовлетворения меньшим числом более качественной продукции больших потребностей покупателя. Однако более высокая цена на продукцию лучшего качества должна быть обоснована. Это обоснование требует более глубокого технико-экономического анализа условий проектирования нового изделия, процесса производства, а также технико-экономических выгод для потребителя вновь выпускаемой продукции. Предприятия, работающие в условиях полного хозрасчета, экономически заинтересованы в выпуске продукции высокого качества, поскольку цены на эту продукцию обеспечивают получение более высоких доходов как за счет большей разницы между собственными издержками и ценами, так и за счет возможности увеличения объема производимой продукции.

Известно, что на многих зарубежных фирмах вопросам качества выпускаемой продукции отводится главная роль в организации бизнеса. Ради обеспечения высокого качества продукции предприниматели идут на коренную реконструкцию производства, вкладывают большие средства на приобретение новой технологии, организуют широкую сеть подготовки и переподготовки соответствующих кадров рабочих и специалистов. Опыт японских фирм подтверждает, что затраты на улучшение качества продукции обеспечивают стабильные и высокие прибыли. Главным средством, обеспечивающим успех в этом вопросе, является культура труда, состояние рабочего места и культура управления. Особое значение призвано сыграть научное обоснование уровня цен на продукцию, оказывающую прямое воздействие на ускорение научно-технического прогресса. К такой продукции относится электронно-вычислительная техника, компьютеры и др. которые выступают в качестве катализаторов технического прогресса. На указанную продукцию предполагается снизить оптовые цены с таким расчетом, чтобы она была более доступна потребителям, что положительно скажется на дальнейшем развитии достижений НТП в соответствующих отраслях. Однако это не означает повышения розничных цен на подобную продукцию. Повышение цен в данном случае допускается при существенном улучшении технико-экономических параметров соответствующей продукции. Под существенным улучшением технико-экономических параметров новой продукции понимается создание и освоение принципиально новых поколений машин, систем машин и механизмов, соответствующих лучшим мировым образцам, в частности автоматических и роторных линий, роботизированных комплексов, сложного энергетического и другого оборудования.

В постановлении Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. № 820 "Об основных направлениях перестройки системы ценообразования" выделяется комплекс вопросов, связанных с улучшением соотношения оптовых цен на продукцию добывающих и обрабатывающих отраслей. Это имеет большое значение для осуществления взаимозаменяемости различных видов топлива, металлов, пластических масс, строительных материалов с целью более эффективного выполнения планов развития производства и обеспечения более высокой его рентабельности. Улучшение соотношения оптовых цен добывающих и обрабатывающих отраслей производства требует глубокого уяснения факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции указанных отраслей производства.

На уровень издержек и цен продукции добывающих отраслей большое влияние оказывает географическое положение добывающих предприятий. Расходы по доставке этих материалов к месту потребления также увеличивают стоимость продукции добывающей промышленности.

К числу особенностей формирования стоимости этой продукции относится и такой важный фактор ценообразования, как затраты на геологоразведочные работы, подготовку массивов к эксплуатации, что предполагает создание транспортной системы, различного рода документации, систем обеспечения начала разработки полезных ископаемых и т. д. Все это говорит о том, что формирование стоимости продукции соответствующих отраслей образуется еще до начала эксплуатации природных ресурсов, другая часть стоимости образуется после окончания эксплуатации (рекультивация земель, лесовосстановление и т. п.). Следовательно, в стоимость добывающей продукции кроме непосредственных затрат при добыче включаются расходы, связанные с началом и окончанием эксплуатации конкретных природных ресурсов.

Наибольшую сложность в определении стоимости создаст практика взаимозаменяемости в потребления некоторых видов сырья и материалов, а также возможностей более глубокого использования сопутствующих компонентой. К примеру, в целях увязки оптовых цен на взаимозаменяемые виды энергетического топлива, а также стимулирования замены мазута как топлива для электростанций на газ, оптовые цены промышленности и на мазут с 1 января 1982 г. установлены по трем поясам с таким расчетом, чтобы потребление мазута не оказалось дешевле газа (в пересчете на условное топливо). Цены на топливо совершенствуются на основе такого критерия, как энергетическая ценность топлива. То же делается в отношении других полезных ископаемых, где оптовые цены на руду определяются в соответствии с показателями ее металлургической ценности.

Дальнейшее совершенствование ценообразования на рудное сырье и продукты его обогащения ведется путем расширения круга оплачиваемых компонентов в комплексном металлургическом сырье, стимулирования с помощью цен возможно большего извлечения полезных компонентов, уточнения границ глубины использования потребительских качеств сырья. Во всех случаях при определении цены на добывающую продукцию необходимо руководствоваться требованиями полного хозрасчета, а это предполагает ликвидацию убыточности производства некоторых видов сырья, энергетического топлива. В качестве генеральной линии в ценообразовании на уголь ставится задача ликвидировать убыточность угольной промышленности по отрасли в целом до 2000 'года; формирование цен на топливносырьевые ресурсы будет ориентироваться на активизацию ресурсосбережения, комплексного их использования. Так, на Урале 60-65% добываемой горной массы составляют отходы добычи, обогащения, металлургического передела (шлака). Здесь используются ежегодно не более 10°/о всего объема отходов, что свидетельствует о низкой эффективности использования вторичных ресурсов.

Информация о работе Особенности ценообразования в различных отраслях