Особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.
Целью данной курсовой работы является анализ модели рынка совершенная конкуренция и ценообразования на рынке товаров в её условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЫНОК В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 4
1.1 Понятие и сфера распространения совершенной конкуренции 4
1.2 Понятие и определение рыночного спроса 7
1.3 Понятие и определение предложения 9
2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 11
2.1 Равновесие фирмы и отрасли в коротком периоде 11
2.2 Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Ценообразование 4 курс.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Российской Федерации

МОУ ВПО «Институт  права и экономики»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине

«Ценообразование».

 

«Особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции»

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила: студентка

                                                                      экономического факультета

                                         Гр.НЗ-10-1

                                                 Кузнецова Т.А.

                                                                  Проверил: преподаватель

                                                    Мещерякова Я.Р.

 

 

 

 

Липецк

2013

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена - денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

Целью данной курсовой работы является анализ модели рынка совершенная  конкуренция и ценообразования  на рынке товаров в её условиях.

В первой главе работы рассматриваются теоретические вопросы, понятия и механизм функционирования  рынка в условиях совершенной конкуренции, во второй главе рассматривается ценообразование рынка товаров.

 

1.РЫНОК В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

1.1 Понятие и сфера распространения совершенной конкуренции

Совершенная, свободная  или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

«Признаки совершенной конкуренции: 

1.  Очень большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного  рынка является наличие огромного множества независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свои продукты на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

2.  Стандартизированный  продукт. Конкурирующие фирмы  производят стандартизированную,  или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм В, С, D, Е и т.д. рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. Принимающие цену. На  чисто конкурентном рынке самостоятельным фирмам доступен весьма незначительный контроль над ценой своего продукта. Это свойство — следствие двух предшествующих. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть общего объема продукции, что ее увеличение или уменьшение не окажет ощутимого влияния на совокупное предложение и, следовательно, цену продукта.

4.  Свободное вступление  в отрасль и выход из нее.

Новые фирмы могут  свободно входить, а существующие фирмы — свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий — законодательных, технологических, финансовых или других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция  называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Чистая конкуренция  на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка — неуместное логическое упражнение.

1.  Существует несколько  отраслей, более близких к конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

2.  Чистая конкуренция  представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

3. Функционирование чистой  конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

Короче говоря, чистая конкуренция — это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни». [2] 

Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.).

Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной или торговой марке, фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

В реальной экономической  действительности рынок совершенной  конкуренции в строгом теоретическом  значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

1.2 Понятие и определение рыночного спроса

В рыночной экономике  спрос является основным фактором, определяющим, что и как производить. При этом следует различать индивидуальный и рыночный спрос. Функция индивидуального спроса какого-либо потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного товара притом, что его доход и цены других товаров не меняются. 
Очевидно, что у разных потребителей вид линии спроса будет различным в зависимости от воздействующих на спрос факторов (доход данного потребителя, его предпочтения, вкусы и т. д.).

Для практических целей  важное значение имеет определение  рыночного спроса, который представляет собой сумму значений индивидуального спроса всех потребителей при каждой возможной цене. В этом случае:

 

где m – число потребителей;

Qi – объем рыночного  спроса на i-й товар;

qij – функция спроса  на i-й товар j-го потребителя.

Суммирование может быть произведено графическим способом, посредством таблиц или аналитических выражений.

 

Рис. 1 - Совершенно эластичный спрос

 

«Поскольку по определению совершенной конкуренции доля каждой фирмы на рынке весьма мала, рыночная цена не зависит от объема продукта, продаваемого отдельной фирмой. Это значит, что линия спроса на продукцию данной фирмы в условиях совершенной конкуренции - прямая Р = const, параллельная оси абсцисс. Говорят, что спрос на продукцию конкурентной фирмы совершенно эластичен: при любом, сколь угодно малом, повышении цены рыночной объем спроса станет нулевым, а при любом снижении превысит производительные возможности фирмы». [2]

1.3 Понятие и определение предложения

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает её суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Функцией предложения  называют зависимость объема предложения  от определяющих его факторов:

QSA = f(PA,PB,…,PZ,R,K,C,X…) [6]

, где QSA – объем предложения товара А в единицу времени;

РA, PB …, РZ – цены данного  и остальных товаров;

R – наличие производственных  ресурсов;

К – характер применяемой  технологии;

С – налоги и дотации;

Х – природно-климатические  условия.

Зависимость между ценой  блага и максимальным объемом  его предложения при прочих неизменных условиях называется функцией предложения по цене:

QS= f (P)

 Движение вдоль кривой предложения означает изменение объема предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) объем предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже объем предложения.

Сдвиг кривой предложения влево или право отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием изменения всех факторов, определяющих функцию предложения, кроме цены данного товара. 
Цена предложения – минимальная цена, по которой потребитель готов предложить на рынке данное количество товара.

Рис. 2 - Сдвиг кривой предложения

 

«Рассмотрим теперь, как образуется кривая предложения отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Предполагается, что целью  фирмы является максимизация прибыли.

Произведя продукцию  в объеме Q и продавая ее по цене Р, фирма получает выручку в размере РQ и несет затраты TC. Ее прибыль равна

П = PQ – TC

Как мы отметили, особенностью функционирования фирмы в условиях совершенной конкуренции является независимость цены от объема выпуска продукции данной фирмы. Условие максимума прибыли имеет вид:

Р = МС

На рис. 3 точки пересечения МС с линиями спроса укажут на тот объем предложения фирмы, который при данной цене обеспечивает максимум прибыли или сводит к минимуму возможные убытки: при цене Рэто Q1, при цене Рэто Q2, при цене Рэто Q3.

Рис. 3 - Определение выпуска, максимизирующего прибыль фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Продолжая таким образом наблюдать за изменением объема предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль при изменении цены блага, можно убедиться в том, что кривая предельных затрат устанавливает зависимость объема предложения от цены, т. е. является одновременно и кривой предложения фирмы». [5]

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

2.1 Равновесие фирмы и отрасли в коротком периоде

Вспомним, что на рынке  совершенной конкуренции:

1) за рубль покупателя  конкурирует множество продавцов  одного и того же товара, и доля каждого из них настолько мала, что он не в состоянии повлиять на рыночную цену;

2) желающих купить этот товар  тоже много, и доля каждого  из них мала;

3) всем участникам рыночных сделок  равнодоступна информация о технологии, ценах и других условиях;

4) отсутствуют барьеры для входа  в отрасль и выхода из нее:  возможно свободное перемещение  ресурсов между отраслями.

При перечисленных условиях на рынке  установится единая для всех участников сделок цена. Если кто-то попытается реализовать свой товар выше сложившейся цены, то покупатели обратятся к другому продавцу; а продавать по более низкой цене он не будет потому, что он может без затруднений продать по более высокой (единой) цене.

Информация о работе Особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции