Основы правового регулирования Казахстанского рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Основная цель развития рынка ценных бумаг - содействовать эффективному развитию экономики Республики Казахстан, ускорению финансовой стабилизации и экономическому росту на основе активизации работы всех субъектов рыночной экономики, в первую очередь, населения.
Рынок ценных бумаг в Казахстане в настоящее время находится в стадии становления. Это не обособленная система, а сегмент рынка, который не может функционировать без всестороннего развития рыночной экономики в целом. Состояние финансового рынка зависит от ряда факторов, среди которых главную роль играют темпы инфляции. Дело в том, что при спаде производства и безудержном росте инфляции многие преимущества фондового рынка, всегда считающегося надежным средством защиты сбережений от инфляции, становятся абсурдом.

Содержание работы

1 Основы правового регулирования Казахстанского рынка ценных
бумаг
2 Правовое регулирование деятельности участников рынка ценных
бумаг


Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Республики Казахстан.docx

— 53.65 Кб (Скачать файл)

 

Министерство Образования и  науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет  им.Л.Н. Гумилева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      РЕФЕРАТ

 

                          На тему: «Основы правового регулирования Казахстанского рынка ценных бумаг»

 

 

      

 

Выполнила: студентка гр.ГМУ-32 Нигметова Д.К

                                                                     Проверил: Канатов Р.К.

 

 

 

 

 

 

АСТАНА 2013 г

 

 

Содержание

 

 

 

1 Основы правового регулирования  Казахстанского рынка ценных 

бумаг

2 Правовое регулирование  деятельности участников рынка  ценных 

бумаг

 

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Без эффективного правового  регулирования рынка ценных бумаг  финансовое обеспечение рыночной экономики  Республики Казахстан не возможно.

Основная цель развития рынка  ценных бумаг - содействовать эффективному развитию экономики Республики Казахстан, ускорению финансовой стабилизации и экономическому росту на основе активизации работы всех субъектов рыночной экономики, в первую очередь, населения.

Рынок ценных бумаг в Казахстане в настоящее время находится в стадии становления. Это не обособленная система, а сегмент рынка, который не может функционировать без всестороннего развития рыночной экономики в целом. Состояние финансового рынка зависит от ряда факторов, среди которых главную роль играют темпы инфляции. Дело в том, что при спаде производства и безудержном росте инфляции многие преимущества фондового рынка, всегда считающегося надежным средством защиты сбережений от инфляции, становятся абсурдом.

Механизм рынка ценных бумаг предоставляет всем субъектам экономики возможность привлечения необходимых инвестиционных ресурсов. Выпуск акций позволяет получить эти ресурсы бессрочно, а выпуск облигаций обеспечивает получение денежных ресурсов на более выгодных, чем у банков, условиях. Государство для покрытия бюджетного дефицита также прибегает не к эмиссии денежных знаков, а к выпуску государственных ценных бумаг.

Сложная организационно-правовая и организационно-экономическая  система с высоким уровнем  целостности и законченности  технологических циклов - это реально  существующий рынок капиталов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основы правового  регулирования Казахстанского рынка  ценных бумаг

 

Создание рынка ценных бумаг Казахстана началось еще в  бытность Советского Союза. Появившиеся в 1990-1991 гг. первые акционерные общества уже к концу 1991г. выпустили свои первые акции.

В ноябре 1991г. Кабинет Министров  своим Постановлением № 701 утверждает разработанное Минфином "Положение о ценных бумагах"

11 марта 1994г. выходит  Указ Президента РК "О выделении  части государственного пакета  акций для продажи руководителям  государственных акционерных обществ", узаконивающий присваивание госсобственности  власть имущими.

20 марта 1994г. издается  Указ Президента "О товарных  биржах", замененный впоследствии 7 апреля на новый с таким же названием. А уже 4 апреля 1994г. проводится первый аукцион казначейских векселей, чуть позже, 19 апреля того же года состоялись первые торги на бирже.

15 февраля 1995г. Постановлением  Кабинета Министров РК за №  2044 принято Положение "О реализации  государственных пакетов акций  государственных акционерных банков". Согласно этому положению полномочия  по влa-дению, пользованию и распоряжению этими пакетами от Минфина РК передавались Госкомитету РК по приватизации. Еще один способ законно присвоить важнейшие предприятия Казахстана.

21 апреля 1995г. вышел Указ  Президента РК, имеющий силу Закона "О ценных бумагах и фондовой  бирже". В этом же году приняты  новый Гражданский Кодекс (Общая  часть) РК, Закон "Об иностранных  инвестициях". Указы Президента  РК, имеющие силу Закона "О хозяйственных  товариществах", "О производственном  кооперативе", "О банках и  банковской деятельности", "О  налогах и других обязательных  платежах в бюджет".

19 марта 1996г. принято  Постановление Правительства РК  за № 320 "О подготовке и  проведении тендера по разработке  пакета законодательных актов  по рынку ценных бумаг". НКЦБ  планирует разработку модельного  устава биржи в части ужесточения процедуры листинга и требования к торговой системе бирж. Поэтому в течение 1996г. организованная торговля ценными бумагами осуществлялась на двух биржах: на Центрально-Азиатской Фондовой бирже и Казахстанской фондовой бирже. По проведенному тендеру Объединенная биржа, в состав которой вошли Международная казахстанская агропромышленная биржа и Казахстанская Фондовая биржа, определена как единственный институт рынка ценных бумаг, в том числе эмитируемых государством. Кроме того Правительственным Постановлением "Об утверждении перечней хозяйствующих субъектов, часть государственного пакета которых будет реализована на фондовой бирже" определены 56 акционерных обществ, являющихся потенциальными "голубыми фишками".

Вторая половина 1995г. Обостряются  проблемы формирования расчетных, клиринговых  и депозитных организаций.

В течение 1996г. рынок ценных бумаг развивался в соответствии с приоритетами, установленными программой развития, выработанной согласно Среднесрочной программе действий Правительства по углублению реформ 1996-1998 гг. Основным направлением деятельности является формирование правового режима рынка ценных бумаг. За 1996г. было подготовлено и yтвepждено свыше двадцати нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг.

14 декабря 1996г. Постановление  Кабинета Министров "О мерах  по активизации биржевой торговли ценными бумагами". Утверждается план мероприятий, направленных на выполнение программы развития РЦБ. В частности НКЦБ предписывалось до 20 декабря 1996г. согласовать и представить в правительство перечни хозяйствующих субъектов Республики Казахстан, часть пакетов акций которых принадлежит государству. 31 декабря 1996г. было принято постановление Правительства, в котором четко определен список предприятий претендентов. Их было на тот момент около 60, относящихся к базовым отраслям промышленности: нефтегазовому и горно-металлургическим комплексам.

После того, как в марте 1997г. было принято Положение о  лицензировании кастодиальной деятельности, открылась возможность вести бизнес и в этом сегменте фондового рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  • издания нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности субъектов рынка ценных бумаг,
  • регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и осуществления контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг,
  • лицензирования деятельности фондовых бирж и организации, осуществляющих котировку и техническое обеспечение торговли ценными бумагами, обращающимися на внебиржевом рынке;
  • создания системы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами профессиональными участниками рынка ценных бумаг,
  • контроля за деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и применения соответствующих санкций за нарушение законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг;
  • выявления и принятия мер по привлечению к ответственности лиц, нарушающих законодательство на рынке ценных бумаг,
  • организация системы по повышению профессионального и образовательного уровня участников рынка ценных бумаг

Создание органа, регулирующего  рынок ценных бумаг в Республике Казахстан регулируется Положением о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам (НКЦБ), утвержденную Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 1996 г НКЦБ является центральным исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, фондовых бирж и эмитентов, а также обеспечение защиты прав и интересов его участников.

В 1996г. Правительство Республики Казахстан утвердило программу  развития рынка ценных бумаг в  Казахстане и возложило контроль за ее реализацией на Национальную комиссию по ценным бумагам. Цель программы -создание эффективного механизма привлечения инвестиций, аккумуляции и рационального перераспределения капитала между отраслями экономики и хозяйствующими субъектами.

Реализация программы  предусматривается в три этапа.

Первый этап (апрель 1996 - март 1997г.). Основными задачами намечены завершение формирования комплекса  нормативных актов, касающихся деятельности на РЦБ, создание основ депозитарно-регистраторской системы, урегулирование деятельности инвестфондов, преобразование их в инвесткомпании и формирование системы государственного регулирования РЦБ.

Второй этап (апрель 1997 - март 1998г.), связан с отработкой взаимодействия всех элементов инфраструктуры РЦБ, включающей депозитарно-регистраторскую систему, инвестфонды и их управляющих, саморегулируемые организации и систему брокерско-дилерских контор.

Третий этап (апрель 1998 - декабрь 1998г.) отведен на осуществление комплекса  мероприятий по совершенствованию  системы регулирования деятельности на РЦБ и создание предпосылок для интеграции отечественного рынка в международную финансовую систему.

Анализ зарегистрированных за первое полугодие 1997г. проспектов эмиссии  показал, что на рынке имеет место  благоприятная тенденция роста  повторных эмиссии акций. Если до сих пор первичные акционеры большинства АО предпочитали контроль над предприятием, то сейчас объективная экономическая ситуация подталкивает их к капитализации фондов за счет внешних инвестиций. По данным Нацкомиссии, в первом полугодии было зарегистрировано 209 повторных эмиссии (по сравнению с 222 за весь 1996г.). Причем 40% из них приходится на промышленные предприятия.

На основании вышеперечисленных  выводов возникает необходимость  в разработке новой среднесрочной  программы развития РЦБ на 1998-2000 гг и соответствующих краткосрочных планов. Задачей номер один в этих документах должно стать формирование массы негосударственных ценных бумаг для обращения на фондовом рынке. Сама по себе задача, конечно, не нова. НКЦБ предложила 7 взаимодополняемых вариантов ее решения

1) завершение программы  "голубых фишек";

2) создание законодательной  базы для реструктуризации долгов  АО в ценные бумаги;

3) разработка мер по  выводу на фондовый рынок ценных  бумаг "второго эшелона". Правда, при этом НКЦБ отметила, что  она будет достаточно негативна,  поскольку эмитенты таких бумаг,  как правило, находятся в частой  собственности и не подчиняются регулятивному органу;

4) решение правовых вопросов  эмиссии муниципальных ценных  бумаг,

5) активизация рынка производных  ценных бумаг, в первую очередь,  фьючерсами, предназначенными для  хеджирования валютных рисков,

6) создание условий для  регулируемого допуска на рынок  международных ценных бумаг и ценных бумаг иностранных эмитентов. Прежде всего казахстанских еврооблигаций и депозитарных расписок, в основе которых лежат акции и облигации казахстанских организаций;

7) эмиссия акций инвесторов.

 

2 Правовое регулирование  деятельности участников рынка  ценных бумаг 

 

Банковская система Казахстана по праву считается структурой наиболее близкой к нормальным рыночным отношениям. Это относится и к банковскому сегменту рынка ценных бумаг. Ценные бумаги коммерческих банков все больше привлекают к себе внимание частных и корпоративных инвесторов. Помимо надежности, этот процесс можно объяснить также наличием нормативной базы, регулирующей взаимоотношения банка-эмитента и вкладчика.

Система коммерческих банков Казахстана существует пять лет, ее структура  и цели претерпевают очень быстрые  изменения.

В Казахстане коммерческие банки рассматривают деятельность на рынке ЦБ как одно из важнейших  направлений своей деятельности. Многие из них уже создали или  создают структурные подразделения  по работе с ценными бумагами, которые  функционируют таким образом, что  банки в одних случаях являются инвесторами, в других - эмитентами, в третьих - посредниками.

Выступая в качестве инвесторов, коммерческие банки покупают ценные бумаги государства, различных акционерных обществ и таким образом формируют свой портфель ценных бумаг. Интерес банков заключается даже не столько в получении в будущем дивидендов, сколько в возможности участия в качестве акционеров в управлении делами той или иной компании. Присутствует и определенный спекулятивный интерес. Если дела данной компании пойдут успешно, ее акции будут котироваться высоко, и в определенный момент их можно будет продать, реализовав прибыль в виде курсовой разницы.

Информация о работе Основы правового регулирования Казахстанского рынка ценных бумаг