Основы государственного регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике
ценообразование не регулируется. Однако такое представление является
ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда
произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего
производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы
иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только
сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной
экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает
государство.

Файлы: 1 файл

Основы государственного регулирования цен.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Основы государственного регулирования цен

 

       Широко   распространено   мнение,   что    в    рыночной    экономике

ценообразование  не  регулируется.  Однако  такое   представление   является

ошибочным.  Во-первых,  существует  система  саморегулирования  цен,   когда

произвольное  завышение  цен,  как  правило,   не   выгодно   прежде   всего

производителю. Он заинтересован  в  оптимизации  уровня  цен,  с  тем,  чтобы

иметь гарантии сбыта  своей продукции и прочные  позиции на  рынке  не  только

сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой  рыночной

экономикой регулирующее воздействие на  процессы  ценообразования  оказывает

государство.

       Не  редко саморегулирование цен   понимается  упрощено  –  как   встреча

продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара  и  денег,

договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный  процесс.  Это

совокупность норм и  правил, которые должны соблюдать  контрагенты (договоренность, одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях.)  на  рынке.

       В  месте с тем существенную  роль  в  развитии  современной   экономики

играет государство.  Проблемы,  связанные  с  усилением  экономической  роли

государства,   нашли   широкое   отражение   в    исследованиях    различных

экономических школ.

       Кризис 1929 – 1933 гг.,  который  основательно  потряс  экономические

основы  западного  мира,  привел  к  пониманию  того,  что  для  обеспечения

стабильности  развития  рыночный  механизм   необходимо   дополнить   мерами

государственного регулирования.

       Теоретическую  разработку данная позиция   нашла  в  работе  известного

западного экономиста Дж. М.  Кейнса  «Общая  теория  занятости,  процента  и

денег».  С  тех  пор  кейнсианские  взгляды  на   природу   государственного

регулирования надолго  овладели умами политиков и экономистов.

       В   смешанной  экономике,  т.е.  экономике,  основанной  на   рыночной

конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в  хозяйственной

жизни отводится строго определенная роль.

       Рыночный  механизм,  как  показывает  опыт  многих  стран,  ведет   к

существенному подъему  экономики, но одновременно  сопровождается  спадами  и

кризисами,   которые   могут   затормозить   развитие   экономики.   Поэтому

государство стремится разработать такой рыночный механизм,  чтобы  колебания

на рынке не привели  к разрушительным последствиям в  экономике.

       Государственное  регулирование цен  является  попыткой  государства  с

помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых  мероприятий

воздействовать на  цены  таким  образом,  чтобы  способствовать  стабильному

развитию  экономической  системы  в  целом,  т.е.  через  цены  нивелировать

циклические  колебания   процессов   воспроизводства.   В   зависимости   от

конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен  носит  антикризисный

и антиинфляционный характер.

       Система  цен – один из важнейших   элементов  рыночной  экономики;  она

взаимосвязана с другими  элементами рыночного механизма  и  реагирует  на  их

изменения.   Государственное   регулирование   через   изменение   бюджетных

расходов, налогов,  процентных  ставок  за  кредит  и  других  экономических

рычагов  проявляется  и  в  изменении  издержек  и  цен   на   продукцию   и

воздействует на процессы воспроизводства.

       В  условиях перехода к  рынку   в  России,  когда  произошла   серьезная

разбалансированность  экономики,  роль  государства  заключается  в  создании

рыночных структур в  целях обеспечения нормальных условий  развития рынка.  На

это  направлено  развитие  предпринимательства,  принятие   антимонопольного

законодательства и  т.д.  Проведение  государством  антимонопольной  политики

должно  снять  искусственное  ограничение  и  способствовать   развертыванию

конкуренции  во  всех  отраслях  и  секторах  экономики,  её  поддержанию  и

всяческому поощрению  и развитию на этой  основе  рыночного  ценообразования.

Однако конкуренция  может быть и разрушительной силой, разоряя  целые  группы

производителей. Поэтому  задача государственной власти состоит в  том,  чтобы

обеспечивать такое  соотношение монополии и конкуренции, которое  не  привело

бы к разрушительным последствиям.

       Антимонопольное   регулирование   предусматривает   также    санкции,

направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

    -ценовую   дискриминацию  (скидки  для   одних  клиентов,  надбавки   для

других);

    -принудительные  сделки  (т.е.  продажа  и   покупка   с   каким   –либо

предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и  услуг);

    - принудительную  привязку покупателей к продавцам;

    -сбивание  цен  ниже  издержек  производства  (демпинг  для  вытеснения

    соперников  и захвата рынка);

    -отказ от  поставок «неугодным» клиентам, имеющим  дело  с  конкурентами

    данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;

    -различного  рода бойкоты.

       Все   эти   разновидности   «недобросовестной»   практики    подлежат

расследованию и пресечению антимонопольными органами.

       Либерализация   цен  не  ослабляет,   а,   напротив,   повышает   роль

государства в осуществлении  политики ценообразования. Она заключается  не  в

установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью  экономических мер  на

принятие товаропроизводителями  оптимальных решений  по  ценам,  оказание  им

методологической  и  методической  помощи,  разработки  правовых   норм   по

ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят  в  том,  чтобы

не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого

дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей,

способствовать   созданию   нормальной   конкуренции,    ориентирующей    на

использование достижений научно-технического прогресса. Важной  задачей  при

этом является достижение определенных социальных результатов,  в  частности,

поддержание прожиточного минимума, обеспечение  возможности  приобретения  в

достаточном количестве товаров первой необходимости.

       Цены   разрабатываются   и   устанавливаются    товаропроизводителями

самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов.  Отклонение

от норм экономического поведения  в отработанной системе  рыночных  отношений

легко может быть обнаружено в процессе  взаимодействия  с  партнерами,  либо

через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В  США,  например,

предусмотрена  даже  уголовная  ответственность  за  установление  чрезмерно

высоких цен. Государство играет роль не  насильственного  аппарата  контроля

за ценами, а -- арбитра.

       Обычно при  возрастании цены на товарных рынках спрос  уменьшается,  а

чем ниже цена, тем больше спрос. В  период инфляции спрос может расти  вместе

с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка  и,  не  взирая

на цены, увеличивает спрос. Это  характерно для переходной экономики  России.

Кроме того, в рыночной экономике  возрастание  затрат  на  покупки  неизбежно

влечет за собой снижение нормы  сбережения. В переходный  период  возможна  и

такая ситуация, когда растут и  спрос,  и  сбережения:  дефицит  товаров  не

позволяет израсходовать  сумму денег, которую покупатель  накопил  на  данный

момент.

       В  России за последние годы спрос   значительно  превышал  предложение.

Государство не могло  гарантировать быстрое  устранение  проблемы  острейшего

дефицита,  и  товаров  по  новым  ценам  не  стало  больше.  Радикально   не

перестраивающаяся  экономика  не  может  дать   и   не   дает   устойчивого,

стабильного прироста требуемых  товаров. Но если  цены  недостаточно  высоки,

они не заинтересовывают производителя в изготовлении  необходимой  продукции

в нужном объеме и в  относительно короткие сроки.

       Экономическая  теория  и  мировая  практика  предлагают  два  сценария

построения  рынка:  «шоковая  терапия»   со   всеми   вытекающими   из   нее

экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный  путь

поэтапного  восстановления  рыночной  экономики  и  ликвидации  инфляционных

явлений. Сложность второго  пути  состоит  в  том,  что  рычаги,  с  помощью

которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический  рост

и платежеспособность населения.

       Прямое  регулирование цен осуществляется  главным  образом  в  отраслях

общественного    пользования    (электроэнергетика,    транспорт,     связь,

водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов  государственного  регулирования

необходимо назвать  прежде  всего  административное  установление  цен.  Оно

получило  распространение  в  ряде  развитых  стран  (во  Франции,  Бельгии,

Нидерландах и т.д.). Крупные  монополии  –  потребители  в  результате  этого

получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по  более  низким

ценам.

       В  США государством регулируется  от 5 до 10%  цен.  Цены  на  пшеницу,

кукурузу,  рис,  кормовое  зерно,  арахис,  хлопок,   табак   поддерживаются

преимущественно через залоговые операции и закупки у  фермеров,  а  цены  на

молочные  продукты  –   через   закупки   и   излишки   этих   продуктов   у

перерабатывающих фирм. При этом государство гарантирует  минимальные  уровни

залоговых цен для  фермеров, а также поддерживает  соотношение между ценами

на сельскохозяйственную продукцию и товарам, приобретаемыми  фермерами.  Эту

функцию выполняет Министерство сельского  хозяйства.  В  целом  контроль  за

ценами  осуществляют  антитрестовские  управления  Министерства  юстиции   и

Федеральная торговая комиссия.

       В  Японии создан особый правительственный  орган – бюро цен  Управления

экономического планирования. В его функции входят: контроль  за  соблюдением

антимонопольного  законодательства,  поддержание   спроса   на   необходимом

уровне, изучение тенденции  спроса  и  предложения.  Государство  регулирует

цены на рис, пшеницу, мясо  и  молочные  продукты,  железнодорожные  тарифы,

тарифы на водо-  и  теплоснабжение,  электроэнергию  и  газ,  образование  и

медицинское обслуживание. В целом  регулируется  около  20%  потребительских

цен.

       Наряду  с методами прямого регулирования  государство  воздействует  на

процесс ценообразования  и с помощью косвенных мер. Эти  меры  направлены  на

изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения  между  спросом

и предложением.

        Этими  мерами  государство   стремится  установить  равновесие  между

спросом и предложением и  тем  самым  способствовать  более  равномерному  и

медленному росту цен  в масштабах всей экономики.

       Степень  государственного регулирования  цен изменяется  в  зависимости

от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных  ситуациях  –  в  периоды

ускорения инфляции, роста  дефицитности  отдельных  продуктов,  необходимости

быстрой перестройки  экономики – и ослабевает по мере выхода  из  кризиса.  В

странах  с  динамичной,  сбалансированной  экономикой  цены  регулируются  в

меньшей  степени,  чем  в  станах  с   несбалансированной   и   неустойчивой

экономикой.  По   мере  стабилизации   экономики   сфера   государственного

регулирования сокращается, и происходит  постепенный  переход  к  свободному

ценообразованию.

       Как   только   на   рынке   создаются   условия   для    конкуренции,

государственное регулирование  цен, зачастую, отменяется. Так, в  70-х  годах

в  США   было   установлено   государственное   регулирование   авиационных,

железнодорожных и автомобильных  грузовых тарифов, тарифов телефонной  связи,

банковского дела. Это,  к  примеру,  в  гражданской  авиации  способствовало

снижению издержек производства посредством  снятия  маловыгодных  маршрутов,

увеличения степени  загрузок рейсов, сокращения персонала  и т. д.

       Налоговая  система также воздействует на  уровень и  динамику  цен.  От

размера налогов прямо зависят  динамика  цен  и  темпы  инфляции.  Чем  выше

налоги, тем быстрее  растут цены. Любой  производитель,  когда  его  облагают

налогом, старается перенести  его через цену на потребителя. Государство  же,

получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того  чтобы снизить

инфляцию,  замедлить  рост  цен,  государство  должно  уменьшить   налоговые

ставки. Современная налоговая  политика в развитых  странах  мира  направлена

на снижение налогов. В США, например, доля  налогов  на  прибыль  в  доходах

налога федерального бюджета не превышает 8%, в то время  как  в  России  она

составляет около 20%.

       Практика  государственного  регулирования  цен  показывает,  что  для

преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:

Информация о работе Основы государственного регулирования цен