Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены. Регулирование цен - есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………3
1. Цена, ее виды и функции ………………………………… …………………………4
1.1 Функции цены………………………………………………………………………..5
1.2 Этапы ценообразования……………………………………………………………..9
2. Роль и место государства в ценообразовании……………………………………….10
3. Методы влияния государства и их особенности……………………………………14
3.1 Функции и задачи государственного воздействия цены …………………. ……. 16
3.2 Опыт государственного воздействия на цены за рубежом …………………… ...18
4. Особенности регулирования цен в условиях глобализации………………... ……..23
5. Особенности регулирования цен в Российской Федерации………………………..26
Заключение ……………………………………………………………………………. ..29
Список используемой литературы ……………………………………………………. 31

Файлы: 1 файл

гос рег цен.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………3

1.  Цена, ее виды и функции ………………………………… …………………………4

1.1 Функции цены………………………………………………………………………..5

1.2 Этапы ценообразования……………………………………………………………..9

2. Роль и место государства в ценообразовании……………………………………….10

3. Методы влияния государства и их особенности……………………………………14

      3.1 Функции и задачи государственного воздействия цены …………………. ……. 16

      3.2 Опыт государственного воздействия на цены за рубежом …………………… ...18

4. Особенности регулирования цен в условиях глобализации………………... ……..23

5. Особенности регулирования  цен в Российской Федерации………………………..26

Заключение ……………………………………………………………………………. ..29

      Список используемой литературы ……………………………………………………. 31

 

Введение

 

Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это - глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:

1) поддержание сбалансированного  общественного производства;

2) стимулирование роста  производства

3) обеспечение полной  занятости;

4) повышение эффективности  общественного производства;

5) справедливое распределение  дохода;

6) стабильность цен,  следовательно, не допущение инфляции;

7) сохранение природной  и окружающей среды и т.д.

Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут - то и возникает ещё одна цель государственного регулирования - сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”. А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются:

· государственный бюджет

· государственная собственность

· законодательное творчество

· информация

· внешняя торговля

· силовые структуры

И наконец, государство  вырабатывает определённые методы регулирования. В зарубежной практике сложились следующие методы государственного регулирования:

· управление государственной  собственностью

· государственное потребление

· социальные программы

· бюджетная политика

· налогообложение

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены - тарифы, таксы.

Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

Регулирование цен - есть норма современной экономики  всех стран мира. Все государства  регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный  рост, ставить цены в зависимости  от изменения экономических 

1. Цена, ее виды и функции

 

 

Цена - денежное выражение  стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода - это  форма выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли - продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

Рыночный механизм ценообразования  зависит от вида рынка, поэтому под  рыночным механизмом понимается множество  механизмов. Если рассматривать ценообразование  на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

В зависимости от сфер торговли различают несколько видов  цен:

· оптовые - цены, по которым  продукция реализуется крупными партиями;

· розничные - цены, по которым  товар продается в розничной торговой сети;

· закупочные - цены государственных  закупок продукции у предприятий;

· цены на услуги.

Виды цен, различаются  по степени и способам регулирования.

1) Жестко фиксированные,  твердые цены - назначаются государственными  органами ценообразования.

2) Регулируемые цены - регулируются государственными  органами - утверждение государственными  органами предельного уровня  рентабельности.

3) Договорные цены - определяются  документальным соглашением между  продавцом и покупателем.

4) Свободные рыночные цены.

Мировые цены - цены мирового рынка подразделяются на:

· сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса  цен;

· проектные (сезонные) - изменяются в определённые периоды  года , типичны для сельскохозяйственной продукции;

· биржевые, аукционные, комиссионные.

1.1 Функции цены

Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые  она выполняет. Функции цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном  механизме, а также взаимоотношения  с другими экономическими категориями  и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок функций рыночной цены большинство экономистов выделяют следующие:

учетно-измерительная (соизмерительная);

стимулирующая;

балансирования спроса и предложения;

распределительная (перераспределительная);

как средства рационального размещения производства;

информационная.

Цена выполняет все  присущие ей функции, но их место в  иерархии, содержание, способы и  степень реализации зависят от экономической  среды и меняются на каждом конкретном этапе развития экономики, так как ту или иную функцию цены могут выполнять и другие элементы хозяйственного механизма – это зависит от принципов системы управления.

Учетно-измерительная  функция вытекает из сущности цены как денежного выражения рыночной стоимости. Цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции, сколько затрачено труда, сырья, материалов на ее производство и какую прибыль получает предприниматель. То, что цена фиксирует и выявляет не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли, вытекает из механизма ценообразования, определяющего отклонение рыночной цены от затрат.

Цена переводит количество и качество товаров в материально-вещественной форме в адекватные показатели, измеренные в денежном выражении. Благодаря ей деньги обретают количественную определенность как платежное средство в акте купли-продажи. Кроме того, цена позволяет соизмерить ценность различных товаров, продукции, услуг – сравнивая цену, мы определяем более дешевый или дорогой товар.

Учетная функция состоит  в том, что с помощью цены исчисляются  экономические показатели как на уровне макроэкономики, так и на уровне предприятия, так как они  имеют стоимостную основу.

Показателями, характеризующими состояние экономики страны, являются валовой национальный продукт, размер созданного национального дохода, объем платежеспособного спроса, покупательная способность рынка, их динамика и соотношение.

Каждое предприятие  на основе цены определяет количественные и качественные показатели своей работы: объем производства, товарооборота, доходов, прибыли, размер и уровень затрат, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и т. д. В результате производитель (продавец) получает возможность соизмерять затраты и результаты, сравнивать свои показатели с показателем конкурентов, определять эффективность использования ресурсов. Главная задача учета – на основе полученных данных произвести анализ, принять решение, спланировать свою деятельность на перспективу.

Сущность стимулирующей  функции заключается в том, что цена способна воздействовать и на производство, и на потребление как поощряюще, так и сдерживающе. На производителя цена оказывает стимулирующее влияние через величину заключенной в ней прибыли. Рыночная цена не зависит от желаний производителей или продавцов и определяется, как уже отмечалось, средними условиями производства и конъюнктурой рынка, поэтому, чем ниже индивидуальные затраты предпринимателя, тем больше прибыли он получит. Цена стимулирует производителей к снижению затрат, что достигается путем внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования, рациональным и полным использованием ресурсов, выбором наиболее эффективных и экономичных методов организации производства и управления. Кроме того, зная рентабельность того или иного товара, систему надбавок или скидок с цены, предприятие оценивает доходность их производства и реализации, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять выпуск тех, где выше прибыль на единицу, или тех, которые пользуются спросом.

С помощью цен осуществляется и стимулирование потребления как  в целом, так и в разрезе  отдельных товарных групп: снижение розничных цен приводит к расширению сферы потребления, и наоборот, рост цен сокращает покупательную способность населения (если его доходы не изменяются такими же темпами, как и цены).

Таким образом, с помощью  цен можно стимулировать или  тормозить научно-технический прогресс, экономию ресурсов, изменять структуру  производства и потребления, а в масштабах страны – воздействовать на структурные пропорции хозяйственного комплекса

Распределительная функция  цены проявляется в распределении  и перераспределении доходов  и ресурсов. На уровне экономики  происходит перераспределение созданного национального дохода между отраслями, регионами, социальными группами населения, фондами накопления и потребления, то есть осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Механизм действия перераспределительной функции заключается в том, что часть стоимости, созданной при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара, и тесно связан с политикой государственного регулирования. Перераспределение доходов через цены осуществляется различными путями:

с помощью системы  налогообложения – в цену входят косвенные налоги, изымаемые в бюджет и распределяемые в дальнейшем в соответствии с нуждами государства;

установлением различных  цен на одну и ту же продукцию  разным потребителям (например, стоимость  энергоресурсов для промышленных предприятий и населения) или для предприятий различных форм собственности – государственного или частного сектора.

Перераспределительная функция цены имела очень большое  значение в плановой социалистической экономике и служила основным инструментом перераспределения прибыли и доходов: государство устанавливало уровень цен, определяло их соотношение между отраслями и сферами товарного обращения, искусственно занижало или завышало цены на отдельные виды товаров и продукции, решая свои идеологические задачи. Например, на детские и продовольственные товары цены были занижены, а на предметы роскоши (ювелирные изделия, мебель, автомобили) – завышены, тем самым изымалась прибыль у этих отраслей и дотировалось производство продовольствия. Государство с помощью цен регулировало накопления отдельных отраслей, тем самым способствовало их развитию или, наоборот, отставанию – перераспределение доходов из легкой промышленности в другие отрасли (вследствие высокой доли прибыли в цене) привело к серьезным проблемам и отставанию в развитии. Установление низких цен на энергоресурсы способствовало внедрению энергоемких видов производства во всех отраслях, последствия такой экономической и технологической политики наша страна пожинает и в настоящее время, во многом кризисное состояние промышленности обусловлено заложенными ценовыми диспропорциями 60-70-х годов – в настоящее время, когда стоимость энергоресурсов приблизилась к мировым ценам, большинство предприятий оказались не в состоянии оплачивать их.

Информация о работе Государственное регулирование цен