Определение цен для целей налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:23, контрольная работа

Описание работы

Для признания цены товара (работы, услуги) рыночной, т.е. пригодной для сравнения в целях налогообложения с ценой, примененной в сделке, должны быть выполнены следующие условия:
покупатель (продавец) должен иметь возможность без дополнительных затрат купить (продать) на ближайшей к нему территории товар (работы, услуги) по цене, предлагаемой для сравнения;
для сравнения должна предлагаться цена на идентичные (однородные) товары;
для сравнения должна использоваться цена сделок в сопоставимых экономических условиях.

Файлы: 1 файл

Определение цен для целей налогообложения.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Определение цен для целей налогообложения

В соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения  принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Этой же статьей предусмотрено, что налоговые  органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе контролировать правильность применения цен сторонами в следующих случаях:

  1. если сделка совершена между двумя взаимозависимыми лицами;
  2. если сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;
  3. при совершении внешнеторговых сделок;
  4. при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Статья 40 НК РФ предусматривает  три метода определения рыночной цены для целей налогообложения.

  • использование рыночных цен на идентичные (а при их отсутствии - на однородные) товары;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный.

Применение метода рыночных цен на идентичные (однородные) товары предполагает сопоставление цены сделки с рыночными ценами.

В соответствии с НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономиче-ских (коммерческих) условиях.

Для признания цены товара (работы, услуги) рыночной, т.е. пригодной для сравнения в целях налогообложения с ценой, примененной в сделке, должны быть выполнены следующие условия:

  • покупатель (продавец) должен иметь возможность без дополнительных затрат купить (продать) на ближайшей к нему территории товар (работы, услуги) по цене, предлагаемой для сравнения;
  • для сравнения должна предлагаться цена на идентичные (однородные) товары;
  • для сравнения должна использоваться цена сделок в сопоставимых экономических условиях.

Рыночная цена должна определяться в условиях, сопоставимых с условиями проверяемой сделки, при этом могут использоваться только официальные источники информации.

Если невозможно определить рыночную цену идентичного (однородного) товара, налоговые органы применяют метод цены последующей  реализации. При использовании данного метода сначала устанавливается цена, по которой товары были в дальнейшем перепроданы. Рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как разница между установленной ценой последующей продажи и затратами, понесенными покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибылью. Сведения о цене последующей реализации, затратах, понесенных покупателем при перепродаже товара, норме прибыли должны быть получены из официальных источников информации.

При использовании  затратного метода рыночная цена товара, реализуемого продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы  деятельности прибыли. При этом учитываются  обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным  регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Контроль  за соблюдением порядка применения регулируемых цен

Кроме перечня  продукции, подлежащей ценовому регулированию, государство может также определять область применения ценового регулирования и органы государственной власти, которые должны обеспечивать контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен.

Органы контроля классифицируются по уровням следующим  образом:

  1. органы контроля на федеральном уровне. К ним относится Министерство экономики Рф;
  2. органы контроля на уровне субъектов РФ. К ним относятся органы исполнительной власти субъектов, которые обеспечивают контроль за ценами в установленных пределах своей компетенции;
  3. органы контроля на местном уровне. К ним относятся органы местного самоуправления.

Также правами  осуществлять контроль за ценами обладают финансовые органы; органы, обеспечивающие регулирование естественных монополий; органы государственной налоговой  службы; антимонопольные органы, а также государственные торговые инспекции и др.

Под нарушением порядка применения цен и тарифов понимается несоблюдение установленных цен; несоблюдение условий, ограничивающих уровень цен; непредставление в соответствии с требованиями органов контроля ценовых документов и других сведений, которые могут понадобиться в процессе проведения проверки.

В полномочия органов  контроля входит:

  1. проверка всех субъектов предпринимательской деятельности, находящихся в ведении данных органов, на соответствие их ценовой стратегии установленному порядку применения цен и тарифов;
  2. наложение финансовых санкций и взысканий штрафов в размере установленной суммы;
  3. привлечение к административной ответственности. Также органы контроля могут дать субъектам предпринимательской деятельности в процессе проведения проверки какие-либо обязательные предписания об устранении нарушений.

В сферу полномочий органов контроля местного уровня входят только те субъекты предпринимательской  деятельности, которые находятся  в муниципальной собственности.

Субъекты предпринимательской  деятельности, которые подвергаются проверке, должны в установленные  сроки предоставить органам контроля цен все необходимые сведения. Причем те сведения, которые являются коммерческой тайной субъекта предпринимательской деятельности, не подлежат огласке.

Если в процессе проверки были выявлены какие-либо нарушения  порядка применения цен и тарифов, то размер финансовых санкций рассчитывается как разность фактической цены реализации товаров данным субъектом и цены, установленной законодательно или в нормативных актах в пересчете на объемы продаж.

В случае если субъект  предпринимательской деятельности сам выявил нарушения порядка  применения цен и тарифов или  ограничивающих условий, то он обязан самостоятельно произвести перерасчет с покупателями. Если такой перерасчет невозможен, в бюджет субъекта должна быть внесена разность фактических цен реализации и цен, установленных в действующем законодательстве, в перерасчете на объем продаж.

Принципы  определения цены для целей налогообложения

1 января 1999 г. вступила в силу первая часть налогового кодекса РФ. В связи с этим поменялся порядок определения цен на товары и услуги для целей налогообложения. Применяемая для расчета налога цена реализации – это цена сделки, которая установлена в договоре на основании соглашения между сторонами. Эта цена предположительно соответствует уровню свободных рыночных цен. Налоговые службы обязаны обосновывать правильность использования цены реализации и определять уровень рыночных цен. Налоговые органы контролируют правильность использования цен по сделкам в следующих случаях:

  1. если сделка совершается между взаимозависимыми лицами;
  2. если сделка по своему характеру является товарообменной;
  3. уровень цен, который используется налогоплательщиком по однородным товарам в краткосрочный период, существенно колеблется (более чем на 30 %).

В указанных  случаях, когда использованные сторонами  сделки цены отклоняются от рыночных цен однородных товаров более  чем на 30 %, налоговая служба имеет право принять мотивированное решение, согласно которому должны будут начисляться дополнительные налоги и пени, рассчитанные на основании рыночных цен.

Рыночная цена товара или услуги – это цена, которая формируется на основе взаимодействия спроса и предложения на рынке однородных (идентичных) товаров или услуг в аналогичных (сопоставимых) экономических условиях.

В процессе определения рыночных цен товара берется во внимание информация о совершенных на момент продажи  данного товара сделках с однородными (идентичными) товарами в аналогичных (сопоставимых) условиях. Для того чтобы определить сопоставимость условий сделок, необходимо принимать во внимание, объем поставляемой товарной партии, сроки выполнения обязательств и другие условия, оказывающее воздействие на цены.

Если на аналогичном рынке  товаров отсутствуют сделки по однородным (идентичным) товарам, или если информация о них недоступна, для определения  рыночной цены применяют:

  1. метод цены последующей реализации;
  2. затратный метод.

Метод определения цены последующей реализации состоит в расчете рыночной цены как разности между ценой последующей реализации (перепродажи) товаров покупателем и его затратами на продвижение товара, его реализацию и наценки. Наценка в данном случае рассчитывается так, чтобы получить разумную и характерную для этой сферы деятельности прибыль.

Затратный метод состоит в том, что рыночная цена товара рассчитывается как произведенные затраты плюс наценка. В качестве произведенных затрат выступают обычные в таких случаях косвенные и прямые производственные затраты и затраты на реализацию, а также транспортные расходы, расходы на хранение, страхование и т. п. Наценка рассчитывается так, чтобы получить разумную и характерную для этой сферы деятельности прибыль.

Цены  и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ

В Гражданском  кодексе РФ ст. 424 определяет особенности  существующей практики ценообразования. В этой статье утверждается, что  при выполнении договора оплата производится по цене, которая устанавливается  посредством соглашения сторон. В данной статье утверждается практика использования свободных рыночных цен в РФ.

Тарифы, ставки определяются в Гражданском кодексе как  разновидность цен. Ценообразование  также распространяется на:

  1. банковские операции (процентные ставки по кредитам и т. п.);
  2. трудовые отношения (ставки за выполняемые работы) и т. д.

Причем в определенных, предусмотренных законодательно случаях  цены устанавливаются или регулируются органами государственной власти.

После заключения договора цены могут изменяться только на условиях, оговоренных в самом договоре или предусмотренных законом.

Если в договоре цена не устанавливается и не может  быть рассчитана на основании условий  договора, то исполнение договора оплачивается в соответствии с рыночными ценами на аналогичные виды товаров и услуг.

В статье «Оплата  товара» устанавливается, что покупатель должен оплатить товар при совершении покупки по его полной цене до или  после его передачи продавцом. Если покупатель не выполняет свои обязанности  по оплате товара, то продавец имеет  право требовать с покупателя не только уплаты за товар в размере его полной цены, но также и уплаты процентов за использование чужих денежных средств.

В ст. 503 устанавливаются  права покупателя, если ему продали  товар плохого, ненадлежащего качества. Покупатель имеет право требовать:

  1. уменьшения покупной цены товара пропорционально несоответствию качества;
  2. покрытия расходов на исправление недостатков в товаре.

Статья 555 устанавливает  положение цены в договоре купли-продажи  недвижимости. В данной статье подчеркивается, что в договоре купли-продажи недвижимости должна предусматриваться цена этого имущества.

Если в договоре купли-продажи отсутствуют условия  о цене недвижимости, утвержденные в письменной форме путем согласования сторон, то такой договор считается недействительным (незаключенным). Причем порядок определения цены, установленный в ст. 424 Кодекса, в данном случае не применяется.

Так как объекты  недвижимости (здания, сооружения и  др.) неразрывно связаны с земельным  участком, то установлены нормы, которые определяют правовую судьбу земли, на которой находится объект недвижимости. В соответствии с этими правовыми нормами покупателю вместе с передачей прав собственности на здание, сооружение или другой объект недвижимости передаются права на часть земельного участка, занятую этим объектом. В ст. 555 также утверждается, что в цену объекта недвижимости должна включаться цена занимаемого им земельного участка.

.1.1Цели и задачи государственного регулирования цен

 
Государственное регулирование цен  – воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами как федеральными, так и региональными. 
 
Разработка концепции государственной ценовой политики предусматривает определение целей государственного регулирования цен. Эти цели формулируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики. В настоящее время такими целями являются:

  1.  
    контроль уровня инфляции;
  2.  
    ограничение деятельности предприятий – монополистов;
  3.  
    содействие формированию конкурентной рыночной среды;
  4.  
    создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.

Информация о работе Определение цен для целей налогообложения