Очевидного решения не было. В октябре
1991 года будущие члены первого российского
правительства, а тогда еще просто экономисты
группы Е. Т. Гайдара, предлагали такой вариант:
с 1 января 1992 года «приотпустить» цены,
большую их часть оставить контролируемыми
и существенно увеличить долю свободных
цен. Примерно с 1 июля 1992 года, когда это
технически станет возможно, перейти на российскую
национальную валюту и перевести отношения
с центральными банками суверенных республик
на корреспондентские счета. После этого
полностью либерализовать цены и ввести
конвертируемость рубля по текущим операциям.
Но в ноябре 1991 года, когда было сформировано
первое российское правительство, его
члены проанализировали катастрофическую
ситуацию с продовольственным снабжением
и отказались от этой стратегии. Страна
не дожила бы ни до новых денег, ни до нового
урожая. Пришлось идти на предельно рискованный
вариант: размораживать цены в условиях,
когда российское правительство не контролировало
денежную массу.
Оно рассчитывало, во-первых, на инерцию – на то, что у руководителей
центральных банков республик есть представления
об ответственной финансовой политике,
исходя из которых, они сами будут ограничивать
себя в «рисовании» рублей. Во-вторых, была надежда договориться
с ними о том, что они эмитировали рубли
осторожнее, «помягче». В-третьих, российскому правительству
нужно было самому проводить предельно
жесткую бюджетную политику.Все-таки на Россию
приходилось свыше 62% советской экономики,
и если резко сократить основные направления
расходов (оборона, инвестиции, сельскохозяйственные
субсидии, даже образование со здравоохранением),
то можно было надеяться на успех.
Обособление российской денежно-кредитной и валютной систем было проведено в несколько
этапов. С 1 июля 1992 года ЦБ РФ перевел расчеты
с банками стран рублевой зоны на систему
корреспондентских счетов, благодаря
чему безналичный рублевый оборот России
отделился от оборота других республик.
Затем Верховный Совет РФ принял постановление,
в соответствии с которым ЦБ прекратил с 1
июля 1993 года предоставлять так называемые
технические кредиты странам СНГ, вся
накопленная ими к тому времени задолженность
была переоформлена в государственный
долг по отношению к России. Наконец, в июле
1993 года была проведена денежная реформа:
с 26 июля на территории России законными
стали только рубли образца 1993 года – национальная
российская валюта.
Освобожденные
цены и инфляция. Со 2 января 1992 года свободными стало 80%
оптовых и 90% розничных цен, которые до того
еще оставались под контролем. Сохранился
контроль за ценами на хлеб, молоко, кефир,
творог, детское питание, соль, сахар, растительное
масло, водку, спички, лекарства (цены повышены
в 3 раза), а также на электроэнергию, городской
транспорт, квартплату и плату за коммунальные
услуги. С марта по май контроль за ценами
и на эти товары был снят или передан на уровень
регионов.
В административном порядке с сохранением
государственного контроля были повышены
цены: на нефть – в 5 раз, на газ и электроэнергию
для производственного потребления –
в 4,7 раза, на уголь – в 5,5 раза. Это неудачное
решение во многом обусловило колоссальный
рост цен в 1992 году. Повышение цен на нефть
и нефтепродукты в 5 раз задало нижнюю планку
повышения всех остальных цен.
Цены на нефть либерализовали в мае 1992
года, убедившись, что трудности возникали
именно там, где сохранялся контроль за ценами.
В 1993 году освободили цены и на уголь. После
этого под контролем федерального правительства
остались только цены и тарифы на продукцию
естественных монополий (газ, электроэнергия,
железнодорожные перевозки, транспортировка
нефти и т. п.).
Но удержать в узде инфляцию не удалось.
Реформаторы ожидали, что потребительские
цены в январе–феврале 1992 года вырастут
в 2–2,5 раза, но только за январь они подскочили
в 3,5 раза. Сопротивление жесткой финансово-кредитной политике
было отчаянным, объективно обусловленным
глубокими структурными деформациями.
Инфляционный навес оказался слишком
большим. Инфляция выражалась в двузначных
цифрах в месяц. К счастью, дело не дошло
до гиперинфляции, порогом которой считается
уровень в 50% роста цен в месяц. Правда, населению
от этого было ненамного легче.
В первый год после либерализации
цены существенно выросли не только в России,
но и во всех странах с переходной экономикой:
в Венгрии (1991) – на 33%, в Чехословакии (1991) –
на 54, в Польше (1990) – на 249, в Румынии (1991) –
на 252, в Болгарии (1991) – на 457, в России (1992) –
на 2508%. Россия оказалась безусловным лидером,
в 1993 году рост цен оставался в ней чрезвычайно
большим – 844%. Только в 1994 году снизился
до 215%.
Почему произошел столь взрывной
рост цен в России после их либерализации?
Бывшие соцстраны в гораздо
большей степени были готовы к рыночным
преобразованиям и либерализации цен.
Самые низкие темпы инфляции демонстрировала
Венгрия, поскольку в ее розничном товарообороте
доля свободных цен уже в 1989 году достигла
80% (в 1986 году – 55%). А фондированное распределение
сырья, материалов, средств производства
было заменено оптовой торговлей на базе
прямых связей еще в 1968 году. То же было
и в Польше: к середине 1989 году свыше 70% потребительских
товаров и услуг реализовывалось по свободным
ценам. То есть эти страны давно постепенно
и поэтапно проводили отпускали цены. А решения
о либерализации цен, принятые в 1989–1990
годах стали заключительным аккордом.
В отличие от СССР, где коммунистические
лидеры не хотели брать на себя ответственность
за непопулярные решения.
Помимо недостатка последовательности
и нерешительности сказалось и то, что не удалось
сократить инфляционный навес до либерализации
цен. Это привело к бегству от денег. Люди
избавлялись от них, несмотря на то, что
реальная зарплата в промышленности, к примеру,
в январе 1992 году снизилась на 60% (при росте
номинальной на 40%).
Существенную роль в раскручивании
инфляционной спирали сыграли высокий
уровень монополизации экономики (несмотря
на принятый в 1991 году Закон «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках») и искусственные преграды
перемещению товаров по регионам.
Сказалось и отсутствие элементарной
деловой культуры эффективного рыночного
хозяйствования. Большую прибыль можно
получать не только за счет ее прямого увеличения,
но и за счет снижения издержек производства –
к этому еще предстояло прийти. В 1992 году
при пустых прилавках о снижении себестоимости
никто не задумывался. Зачем? Когда и так
купят. Экономическое поведение определялось
объективными обстоятельствами. Повышение
цен на нефть моментально подтолкнуло
директоров предприятий к вздутию цен
на их продукцию в 10–15 раз. Так, до либерализации
трактор, который выпускал один из оборонных
заводов России, стоил 21 тыс. рублей, а спустя
три месяца, в конце марта 1992 года, – уже
600 тыс.
Либерализация цен позволила
дожить до нового урожая, до момента, когда
правительство технически смогло контролировать
приток в Россию рублей, эмитированных
в бывших союзных республиках.
Когда проблема товарного дефицита
была в основном решена, население все
равно отрицательно относилось к свободным
ценам, не признавая связи между ними и наполнившимися
прилавками. Либерализация цен оказалась
в России крайне непопулярным шагом. После
нее рухнула былая готовность народа двигаться
к рынку. Из привлекательной перспективы,
в противовес социалистической действительности,
рынок превратился в жестокую реальность,
не имевшую ничего общего с мечтой. Рост
антирыночных настроений серьезно сказался
на всей последующей политической и экономической
жизни страны.
Реализация мер по предотвращению
продовольственной катастрофы стала возможна
благодаря тому, что Б. Н. Ельцин конвертировал
в них свою популярность. Хотя вряд ли он в полной
мере понимал, насколько это будет тяжело
ему лично. Будучи в Нижнем Новгороде в январе
1992 года, он зашел в магазин, где на него
обрушился шквал недовольства ростом
цен. Президент пытал объяснить – бесполезно.
Он вышел, сел в машину и сказал: «Господи!
Что же я наделал!» Тем не менее он не отрекся
от сделанного, продолжал поддерживать
рыночные реформы.
До сих пор объективная тяжесть
реформ ассоциируется у россиян с Гайдаром
и его командой. Значительно реже о ней
вспоминают, когда люди пользуются плодами
заложенных тогда основ рыночного хозяйства:
широким выбором товаров и услуг вместо
тотального их дефицита, возможностью
создания собственного бизнеса, реальным
шансом при успешной работе иметь свой
дом, машину и любые иные потребительские
товары, возможностью поехать на отдых,
работу или учебу за рубеж. Таковы парадоксы
общественного сознания.
Список литературы
1. Герасименко В.В.
Ценовая политика: учебник — М.: ЭКСМО,
2008.- С.105
2. Цены и ценообразование.
Учебник/ под ред. В.Е.Есипова, Спб.: Питер,
2009- С.241
3. Цены и ценообразование:
учебник/под ред. И.К. Салимжанова, М.:Кнорус,
2008. – С.87
4. Ценообразование:
учебник / под ред. Льва М.Ю., М.:Юнити –
дана, 2008 – С.64
5. Ценообразование:
учебник/ под ред. И.В.Липсица, М.:Магистр,
2008
1 Герасименко В.В. Ценовая
политика: учебник — М.: ЭКСМО, 2008.- С.105
2 Цены и ценообразование:
учебник/под ред. И.К. Салимжанова, М.:Кнорус,
2008. – С.87
3 Ценообразование: учебник/
под ред. И.В.Липсица, М.:Магистр, 2008
4 Ценообразование: учебник
/ под ред. Льва М.Ю., М.:Юнити – дана, 2008 – С.64