Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

За последние десять лет XIX века и с начала XX века до настоящзего времени динамика цен представляла собой следующую картину. За 1890-1893 гг. эти цены выросли на 4,6%. В период 1894-1897 гг. они снизились на 3%, за 1898-1901 гг. начался активный рост цен и их индекс составил 114,9% по отношению к 1890 г. В 1902-1903 гг. цены по сравнению с предыдущими двумя года-ми снизились на 8%, но с 1904 г. в связи с русско-японской войной они интенсивно растут и в 1904 г. индекс роста составил 4% по сравнению с 1903 г.

Содержание работы

1. Этапы ценообразования в России
2. Либерализация цен в России
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЗП 13082704(кр) К.р. Ценообразование.docx

— 35.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1. Этапы ценообразования в России

За последние десять лет XIX века и с начала XX века до настоящзего времени динамика цен представляла собой следующую картину. За 1890-1893 гг. эти цены выросли на 4,6%. В период 1894-1897 гг. они снизились на 3%, за 1898-1901 гг. начался активный рост цен и их индекс составил 114,9% по отношению к 1890 г. В 1902-1903 гг. цены по сравнению с предыдущими двумя года-ми снизились на 8%, но с 1904 г. в связи с русско-японской войной они интенсивно растут и в 1904 г. индекс роста составил 4% по сравнению с 1903 г. Особенно быстрыми темпами цены росли в 1905-1907 гг. - на 21,5 % по сравнению с 1904 г. и на 31,6% по сравнению с 1890 г., что объясняется острыми политическими событиями в России. В 1908 г. цены упали на 5,8% по сравнению с 1907 годом, но уже в 1909 г. начинается их рост, и к 1914 году индекс по сравнению с 1890 г. составил 146,2%, а в 1915 году - 236,7%.

После 1915 г. и Февральской революции продолжался неудержимый рост цен. К 1917 г. той системы цен, которая была накануне войны, уже не существовало, поскольку в стране царствовали разруха и спекуляция. Вместе с разрушением ценообразования было нарушено и денежное обращение и торговый аппарат. Впервые в 1916 году в России были введены карточки на сахар. Вместо металлических денег в обращение вводились суррогаты, порой напоминающие бутылочные этикетки (например, "керенки").1

В период "военного коммунизма" торговля была запрещена, что завершило процесс развала ценообразования и денежной системы. Хотя следует помнить, что объективные экономические законы действуют всегда, в своей практической деятельности люди иногда не подчиняются их требованиям и за это жестоко расплачиваются.

В годы "военного коммунизма" сохранялись денежные знаки, но об их достоинстве может свидетельствовать тогдашний масштаб цен: 1 рубль денежных знаков 1923 г. был приравнен к 1.000.000 денежных знаков выпусков до 1923 г.

В 1921 г. был совершен поворот от прежней политики "военного коммунизма" к новой экономической политике - НЭПу. Для нее нужны были устойчивая денежная система и обоснованная политика цен. Денежная реформа была проведена в 1922-24 гг. Основы ее оказались настолько прочными, что ее влияние сохранялось при всех последующих мерах по урегулированию денежного обращения.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что вопросы ценообразования приобрели остроту буквально с первых дней революции 1917 г. Одним из наиболее сложных и острых вопросов был вопрос об организованном управлении ценами, чтобы не допускать их повышения. Эту задачу не всегда удавалось решать.

В 1923 г. сразу после начала денежной реформы, произошел существенный рост оптовых (в 2,8 раза) и розничных (в 2,7 раза) цен на промышленные товары, в то время как сельскохозяйственные продукты подешевели. Это расхождение в ценах получило название "ножниц". Результатом нарушения закона стоимости было затоваривание промышленной продукцией.

К середине 20-х годов были приняты меры по снижению себестоимости и ограничению прибылей в государственной промышленности, тарифов на грузовые перевозки и наценок с бытовых и торговых организаций. Были установлены стабильные цены в отраслях тяжелой промышленности, снижены оптовые и розничные цены на ряд товаров. Поскольку цены на продукцию сельского хозяйства за этот период заметно повысились (до уровня 1922 г.), ножницы цен практически были ликвидированы.

После 1926-1927 гг. начался рост розничных цен. В 1931 г. была организована коммерческая торговля по повышенным ценам, а общая торговля была ограничена введением карточной системы и системы закрытых распределителей, в которых действовали относительно низкие пайковые цены. Были открыты "Торгсины", где продажа потребительских товаров осуществлялась по особым ценам на валюту и золото.

В 1932-35 гг. происходило дальнейшее повышение заработной платы и розничных цен. Причем, рост заработной платы в промышленности превышал рост производительности труда, в результате чего себестоимость превысила оптовые цены.

В начале 30-х годов тяжелая промышленность стала нерентабельной, и убытки возрастали год от года. Для обеспечения рентабельности стали формировать цены на базе текущих издержек производства. При этом государство взяло на себя расходы по финансированию капитального строительства и расширению производственных фондов. Но "заорганизованное" управление экономикой не дало нужных результатов.

В 1936 г. была проведена реформа оптовых цен в промышленности. В основу цены были положены текущие затраты на производство, а прибыль определялась в размере 3-4 % к себестоимости. Налог с оборота на средства производства был сведен до минимума (0,5-1 %). Общий уровень цен значительно повысился. Однако рост оптовых и розничных цен остановить не удалось. В 1940 г. оптовые цены промышленности были выше цен 1926-1927 гг. в 2,2 раза, государственные розничные цены - в 6,5 раза, заготовительные цены - в 3,3 раза. В 1935 г. была отменена карточная система распределения товаров, ликвидирована множественность цен и установлены новые цены, соответствующие уровню сложившихся издержек производства.

Для обеспечения финансового маневра в ценообразовании и гибкости цен была введена система двух прейскурантов на товары народного потребления. Это было осуществлено в ходе реформы цен на продукцию легкой промышленности в 1939 г. Механизм ценообразования в годы первых пятилеток широко использовался для перераспределения национального дохода в пользу тяжелой промышленности за счет сельского хозяйства, на продукцию которого цены были относительно низкими.

Во время Великой Отечественной войны общий уровень оптовых цен повысился не намного. Стабильным оставался уровень розничных пайковых цен на продукты, выдаваемые по карточкам и в закрытой торговле по абонементам, лимитам, купонам и т.п. Снова была организована коммерческая торговля по ценам значительно меньше пайковых. Так продолжалось до 1947 г.2

В 1947 и 1949 гг. были проведены две крупные реформы цен, а с 16 декабря 1947 г. и денежная реформа. Были отменены высокие коммерческие и повышены низкие пайковые цены. С 1 января 1949 г. была проведена реформа оптовых цен на средства производства, отменена государственная дотация промышленности и транспорту. Новые оптовые цены были установлены на базе плановой себестоимости 1950 г. Была поставлена задача снижать себестоимость с тем, чтобы в 1952 г. снизить цены до уровня 1948 г. Уже в 1950 г. оптовые цены 1949 г. доведены до уровня 1948 г.

Уровень закупочных цен в первые послевоенные годы был самым низким - всего на 18 % выше довоенного уровня. В то время, как оптовые цены были выше цен 1940 г. в 1,8 раза. Розничные цены 1948 г. превысили 1940 г. в 2,5 раза. С 1949 г. началось планомерное снижение розничных цен и в 1950 г. он составил 75 % по отношению к уровню 1950 г.

В 1950 г. были повышены в 2 раза заготовительные цены на технические и некоторые другие культуры.

С 1952 г. улучшаются соотношения между оптовыми, розничными и заготовительными ценами.

С 1953 г. происходит систематическое повышение закупочных и заготовительных цен. В 1963 г. закупочные цены превышали уровень 1927 г. в 20 с лишним раз, розничные цены - в 9 раз, оптовые - в 2,8 раза. В 1965 г. закупочные цены выросли по сравнению с 1964 г. на 17 %. Все другие цены несколько снизились.

В 1955 г. был проведен пересмотр оптовых цен, в результате которого эти цены стали ниже уровня 1948 г. на 3 %.

Таким образом, до 60-х гг. наша страна развивалась в условиях острой нехватки практически всех видов ресурсов, когда никакая продукция в принципе не могла быть лишней. Медленно, но верно по различным регионам и отдельным видам продукции достигалось насыщение, что обнаруживалось во все возрастающих трудностях по реализации продукта с учетом возмещения издержек всех видов, именуемых "общественно необходимыми затратами труда" (ОНЗТ).

Очередной пересмотр оптовых цен был в 1973 г. Он был вызван повышением закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и ростом затрат на производство в добывающих отраслях промышленности. Поэтому были повышены цены на коксующиеся угли и руды черных металлов - на 9 %, а с 1976 г. были повышены цены на прокат черных металлов на 4 %.

В 1976-1977 гг. существенно снижены оптовые цены на продукцию электронной и радиотехнической промышленности.

Очередной этап пересмотра оптовых цен был в 1982 г. Он был вызван необходимостью обеспечить рентабельность добывающих отраслей, где продолжали расти затраты, и подготовить базу для проведения реформы финансирования промышленности. Общий уровень оптовых цен не уменьшился, но повысились цены в добывающих отраслях.3

Последний пересмотр оптовых цен был подготовлен к 1991 году, но не был осуществлен в связи с либерализацией цен, которая коренным образом перестроила и систему цен, и методологию ценообразования.

2. Либерализация цен в России

Либерализация цен позволяла в кратчайшие сроки хотя бы частично насытить рынок товарами. В то же время она была вынужденной реакцией на сложившуюся ситуацию. Дело в том, что частичная либерализация цен началась еще при последнем премьере союзного правительства В. С. Павлове. Были отпущены оптовые цены, почти треть розничных цен на товары не первой необходимости (эксклюзивные, категории «люкс», ювелирные изделия и т. п.), не регулировались цены в кооперативном секторе и на колхозных рынках. Появился огромный псевдокооперативный рынок. При заводах создавались кооперативы из 3–5 человек – как правило, родственников и друзей директора. Через них реализовалась значительная часть продукции предприятия по нерегулируемым государством ценам.

Чтобы держать розничные цены, когда оптовые отпущены, нужны такие субсидии, каких и в лучшие времена у страны не было. Все это определяло резкий рост скрытой инфляции. Скрытой, потому что формально государственные цены как будто существовали и оставались на прежнем уровне, но товаров по ним в торговле не было. В дефицитной экономике при пустых прилавках человеку безразлично, по какой цене нет товаров, главное – по какой цене их можно достать. Кроме того, в условиях паралича управления огромная часть товаров, цены на которые формально были регулируемыми, перетекала на черный рынок, и цены на них становились бесконтрольными. Тем самым скрытая инфляция переходила в открытую форму.

В такой ситуации российскому правительству оставалось признать, что удержать цены оно просто не может: у него для этого нет ни финансовых, ни административных возможностей. Решение о либерализации цен было лишь честной констатацией сложившегося положения. Правда, на такую констатацию не решился ни один союзный премьер.

В то же время в освобождении цен заключался важный стратегический смысл. Оно имело огромное значение для создания механизмов рыночной экономики, в которой свободные цены играют колоссальную роль, давая производителю и потребителю информацию о реальных потребностях рынка.

Однако новое российское государство оказалось в ситуации, похожей на ту, что возникла после краха Австро-Венгерской монархии. Тогда в Австрии и Венгрии появились два эмиссионных центра, соревновавшихся в том, кто больше напечатает денег. Это привело к гиперинфляции. А Чехословакия, также отколовшаяся от экс-империи, ввела собственную валюту и избежала гиперинфляции.

В распадавшемся СССР положение было еще хуже: в 15 бывших союзных республиках появилось 15 эмиссионных центров, каждый из которых имел возможность вводить в обращение безналичные рубли – уже без контроля со стороны союзного Госбанка.

Дело в том, что советская денежная система была устроена иначе, чем денежная система рыночных экономик. Ее основой были так называемые межфилиальные обороты. Было неважно, какое учреждение общесоюзной банковской системы какому предприятию предоставит кредиты. Взаиморасчеты уточнялись к концу года, и при необходимости накопленная задолженность списывалась. Такая система работоспособна только при жестком политическом контроле, когда ни одному из руководителей центральных банков союзных республик и в голову не придет, что можно без согласования с Госбанком СССР, без учета установленных им лимитов предоставить кому-то кредит.

После августа 1991 года сохранить такую систему в условиях политической либерализации и экономического кризиса было невозможно. Центральные банки республик игнорировали указания Госбанка СССР, кредитовали республиканские правительство и крупные предприятия, лоббировавшие такие займы. Эти деньги, хотя и безналичные, имели хождение по всей территории СССР.

Россия и США оказались в общей долларовой зоне. Российский Центробанк эмитирует безналичные доллары в любом количестве и переводит их на банковские счета отечественных предприятий и российских граждан. На эти доллары они могут скупить всю Америку.

Точно также в распадавшемся СССР каждая республика получила возможность скупить материальные блага всех остальных на деньги, которые сама же «рисовала». Наиболее сильные стимулы к тому, чтобы эмитировать крупные суммы, появляются у небольших республик, входивших в рублевую зону. Они начали паразитировать на ситуации, экспортируя инфляцию в Россию, на долю которой в 1990 году приходилось около 60% промышленного производства, 60% национального дохода, почти 63% капиталовложений и свыше 68% союзного экспорта. Контролировать эмиссию других республик в такой ситуации было невозможно. Потоки рублей из них изливались в Россию, денежная масса только в 1991 году выросла в 4,4 раза, еще подконтрольные цены – в 2 раза. Получалось, чтобы избежать гиперинфляции, надо было сначала разделить денежные системы. А на это требовалось время.4

В общем, положение было хуже некуда. России нужен был рынок продовольствия, но он был невозможен без устойчивых денег, а их не было. Мало того, что в наследство от Советского Союза России достался солидный «денежный навес», российское правительство не знало, сколько необеспеченных денег вбросят в ее экономику другие республики. Расчеты показывали, что для введения новых, собственно российских денег потребуется 9 месяцев.

 

Надо было выбирать:

освободить цены, не имея надежного контроля над денежным обращением,

или отложить либерализацию цен до введения российской национальной валюты.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"