Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

От рынка, на котором реализуется продукция, зависит политика цен товаропроизводителя, поэтому при ее формировании следует учитывать: тип рынка, устанавливаемый исходя из конкурентоспособности товара, так как стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена позицией товара на рынке; обратно пропорциональную зависимость цены от спроса. Для установления цены используется коэффициент ценовой эластичности спроса. На основе цены товаропроизводитель сможет определить величину выручки; конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия - прибыль.

Файлы: 1 файл

ceno.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, нам стала  известна прямая зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Нами обнаружены два варианта такого регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая — проигрывает.

Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса и, с другой стороны, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода).

Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).

 

4. Равновесная цена

Вернемся к рассмотренным ранее зависимостям от цены спроса и предложения. Если одновременно совместить эти кривые, то в точке пересечения Р получим равновесие спроса и предложения. 
 
 

Рис. 3. Установление равновесной цены

Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов.

Если из точки Р опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке Кр определим равновесное количество. Оно показывает величину товарной массы (в данном случае количество яблок), которая удовлетворяет пожелание покупателей и продавцов.

Проекция точки Р на ось ординат — точка Ц" определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Классификация цен по способам и степени регулирования

По степени и способу  регулирования цены разделяются  на группы: жёсткофиксированные (назначаемые); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).

Жёсткофиксированные, твердые  цены назначаются органами ценообразования  или другими государственными органами. Их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в Советском Союзе. Не следует думать, что государственные цены назначались произвольным образом, в основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании  воздействие со стороны государства  на цены носит ограниченный, косвенный  характер, осуществляется посредством  воздействия на изменение спроса или предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведёт к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать и снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

Однако и тот и  другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к  редкому использованию этого  метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и роста спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условии нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счёте дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям. Определённый урон наносится и производителям - по низким ценам им не выгодно продавать свою продукцию и они начинают сокращать производство. Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены.

Регулирование цен по величине может также проводится путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем 50 %. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий-монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной.

Жесткое воздействие  государственных органов на цены посредством регулирования осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики рыночного типа регулирование распространяет сферу своего воздействия на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости). Приходится наблюдать и регулирование цен со стороны мафиозных структур, подчиняющих себе рынок.

Договорные цены - это  цены, величина которых определена предваряющий акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного  ценового вмешательства государственных  органов, формируются под воздействием рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Но реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

Переход от фиксированных  государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Расчетная часть

Задача 1

1. Определите эластичность  спроса и предложения по цене, а также рассчитайте общую  выручку и расходы покупателя, используя следующие данные:

№ п/п

Объем предложения

Объем спроса

Цена за единицу, р.

1

25

10 Q1

1000 P1

2

20

15

900

3

15

20

800

4

10

25

700

5

5

30 Q2

600 P2


Используя приведенные  данные, постройте графики спроса и предложения, определите равновесную цену.

Определю эластичность спроса и предложения по формуле, используя среднее значение объема спроса и предложения.

Эластичность спроса

Ed = _Q2-Q1__   : P2-P1_____

       (Q1+Q2)/2    (P1+P2)/2

 

Ed = _30-10      :    600-1000___   = __20_   : - 400_  = - 0,5

       (10+30)/2         (1000+600)/2           20        800

 

 Спрос эластичен. Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки.

 

 Эластичность предложения

Ep = __5-25_    :   600-1000___   =    __-20_   : - 400  = -1,33/(-0,5) = 2,66

        (25+5)/2      (1000+600)/2              15         800

 

Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. По данной задаче предложение изменяется при повышении цены, значит предложение эластично.

Выручка рассчитывается по формуле:

Выручка = объем спроса * цена за ед. продукции

В1 = 10*1000 = 10 000 руб.

В2 = 15*900 = 13 500 руб.

В3 = 20*800 = 16 000 руб.

В4 = 25*700 = 17 500 руб.

В5 = 30*600  = 18 000 руб.

Средняя выручка = (10 000+13 500+16 000+17 500+18 000)/5 = 15 000 руб.

 

 

График эластичности спроса и предложения 

Равновесная цена примерно составляет 950 руб.

Задача 2.

  1. Определите:

А) прибыль в свободной  отпускной цене изделия;

Б) свободную розничную  цену изделия;

В) цену закупки, по которой  розничная торговля будет рассчитываться с посредником.

 

  1. Составьте структуру свободной отпускной и свободной розничной цен, если известны:

- себестоимость изделия  – 22 500 руб.,

- свободная отпускная  цена с НДС – 50 400 руб.,

- НДС - 20% к свободной  отпускной цене (без НДС),

- акциз - 30% к свободной  отпускной цене (без НДС)

-снабженческо-сбытовая  надбавка – 15% к свободной отпускной  цене,

- торговая надбавка  – 25% к цене закупки.

Решение:

  1. Свободная отпускная цена без НДС. 50400/120*100= 42000 руб.
  2. НДС = 50400-42000 = 8400 руб.
  3. Акциза. 42000*30%=12600 руб.
  4. Цена без акциза и без НДС. 42000-12600= 29400 руб.
  5. Прибыль = отпускная цена без НДС и акциза - себестоимость. Пр. = 29400-22500= 6900 руб.
  6. Розничная цена = оптовая цена + торговая надбавка + НДС.
  7. Торговая надбавка с НДС = 50400*25%= 12600 руб.

Розничная цена =  57960 + 12600= 70560 руб. – цена закупки, по которой торговля будет рассчитываться с посредником.

Оптовая цена = Отпускная  цена + НДС + оптовая надбавка = 42000+8400+ 7560 = 57960 руб. – свободно розничная цена.

Оптовая надбавка = 50400*15% = 7560 руб.

 

Структура свободной розничной цены:

Руб.

Себестоимость

Акциз

Прибыль

НДС

Оптовая надбавка

Торговая надбавка

Всего цена

22500

12600

6900

8400

7650

12600

70650

           

100%


 

Структура свободной  отпускной цены:

Руб.

Себестоимость

Акциз

Прибыль

НДС

Всего цена

22500

12600

6900

8400

50400

         

  

Заключение 

Все сказанное свидетельствует  о том, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

1. Товаров представлено  на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации. Нобелевский лауреат французский экономист М. Алле вывел теоремы с такими фундаментальными положениями: «…всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуацией максимальной эффективности, и, наоборот, всякая ситуация максимальной эффективности является равновесной ситуацией рыночной экономики»1.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"