Контрольная работа по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

От рынка, на котором реализуется продукция, зависит политика цен товаропроизводителя, поэтому при ее формировании следует учитывать: тип рынка, устанавливаемый исходя из конкурентоспособности товара, так как стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена позицией товара на рынке; обратно пропорциональную зависимость цены от спроса. Для установления цены используется коэффициент ценовой эластичности спроса. На основе цены товаропроизводитель сможет определить величину выручки; конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия - прибыль.

Файлы: 1 файл

ceno.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

Одним из важнейших рычагов  повышения эффективности производства является цена, которая оказывает  непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена - это денежное выражение  стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений  цена выступает как связующее  звено между производителем и  потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Согласно закону спроса и предложения рост цен и превышение их над реальной стоимостью товара являются следствием возникновения  дефицита в результате сокращения количества поступающего на рынок товара.

В условиях избытка товаров, когда предложение превышает  спрос, производитель снижает цены, которые порой не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть ниже себестоимости  товара.

С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.

На рынке чистой конкуренции  функционирует большое количество производителей (продавцов), которые реализуют продукцию по рыночным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии повысить цену, так как покупатели могут удовлетворить свои потребности по рыночным, более низким ценам. Таким образом, на рынке действует в основном рыночная цена.

От рынка, на котором  реализуется продукция, зависит  политика цен товаропроизводителя, поэтому при ее формировании следует  учитывать: тип рынка, устанавливаемый исходя из конкурентоспособности товара, так как стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена позицией товара на рынке; обратно пропорциональную зависимость цены от спроса. Для установления цены используется коэффициент ценовой эластичности спроса. На основе цены товаропроизводитель сможет определить величину выручки; конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия - прибыль. В связи с тем, что прибыль зависит от текущих издержек производства, текущие издержки должны быть рассчитаны с незначительной долей погрешности, так как чем меньше текущие издержки производства, тем больше прибыль и, наоборот, при росте издержек прибыль сокращается, конкурентоспособность товара. При сопоставлении технико-экономических показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности товара, можно установить интервалы цен.

 

1. Формирование цены

При формировании оптовых  цен на промышленную продукцию используются текущие издержки производства (себестоимость), нормативная прибыль, налог на добавленную  стоимость. Следует отметить, что  текущие издержки производства являются основополагающими при установлении цен, но на этом процедура ценообразования не завершается. Для раскрытия сущности цены необходимо исследовать взаимосвязь затрат и потребительной стоимости, так как именно потребительная стоимость предопределяет верхнюю границу цены. Потребитель товара не будет платить более высокую цену за одно и то же количество приобретенных потребительных стоимостей несмотря на то, что затраты на их производство возросли.

Каждый производитель, естественно, стремится к снижению текущих издержек производства на изготовление того же количества потребительных стоимостей или их увеличению при тех же затратах, что позволит ему приобретать большее количество промышленных товаров других наименований в расчете на единицу затрат.

Оптовая цена предприятия - это цена, при которой обеспечиваются возмещение текущих затрат производства и получение прибыли. На основании  этой цены определяют выручку от реализации продукции, как произведение цены на количество реализованного товара.

Разница между оптовой  ценой предприятия и себестоимостью продукции отражает прибыль, которая  определяется на единицу продукции  и на годовой объем производства. Оптовая цена предприятия определяется по формуле:

ЦОПТ. ПРЕД = СП(1 + RС),

где СП - полная себестоимость единицы продукции, руб.;

RС - уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости,  т.e. прибыль, полученная от реализации  годового объема продукции, приходящаяся  на 1 руб. годовых текущих затрат: RС = (ПФСГ RПР)/СП (здесь RПР - уровень  рентабельности промышленного предприятия в долях единицы; ПФСГ - среднегодовая стоимость производственных фондов, т. е. сумма основных производственных фондов и оборотных средств; СП - полная себестоимость годового объема реализованной продукции).

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек, прибыли сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость:

ЦОПТ.ПРОМ = ЦОПТ.ПРЕД + (ЦОПТ.ПРЕД - МЗ) НДС + ПРСБ + ТЗСБ,

где МЗ - стоимость материальных затрат на единицу продукции;

НДС - налог на добавленную стоимость в размере 18% при реализации по рыночным ценам;

ПРСБ; ТЗСБ - прибыль и затраты сбытовых организаций.

Государственная розничная  цена - цена, по которой товары народного  потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть и которая отражает процесс нарастания общественно необходимых затрат по всем последовательным стадиям производства товара. Она представляет собой сумму оптовой цены промышленности, издержек торговых организаций и плановой прибыли:

ЦР = ЦОПТ.ПРОМ +  ТЗР + ПР,

где ТЗР;  ПР - текущие  издержки и прибыль розничных  торговых организаций.

При установлении цен  на промышленную продукцию товаропроизводитель  должен соблюдать законодательство и не прибегать к сговору с конкурентами.

Он не должен:

а) требовать от торгового  посредника реализации своей продукции  по установленной им цене;

б) отказывать в отгрузке продукции или задерживать ее, если торговый посредник проводит свою ценовую политику;

в) продавать свою продукцию ниже себестоимости для устранения на рынке соперников;

г) повышать цены.

При рыночной экономике  используются различные цены. Влияние  государства на систему ценообразования - одна из форм регулирования цен. Государство  проводит комплексную систему мер по упрощению и децентрализации порядка утверждения цен, т. е. их либерализацию, поэтому круг регулируемых цен сокращается.

Оптовая или розничная  цена устанавливается по договоренности между производителем и покупателем  продукции. Эти цены не регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров. Верхняя граница договорной цены регулируется законом соответствия спроса и предложения, нижняя - устанавливается по текущим затратам. Цена номинальная (условная) устанавливается при отсутствии информации о сделках, предложениях продавцов или потребности потребителей; розничная - на продукцию, реализуемую в личное потребление небольшими партиями.

Скользящая цена не устанавливается  окончательно. Сначала согласовывается  базисная цена, которая может быть скорректирована при изменении составляющих цены к моменту поставки и оплаты. Данная цена является разновидностью цены с последующей фиксацией, которая устанавливается в процессе исполнения договора между покупателем и продавцом. В условиях договора определяется правило фиксации цены или ее согласования между поставщиком и потребителем.

 

2. Закон спроса

Спрос — это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос воздействует ряд рыночных факторов, например доходы покупателей, их вкусы и предпочтения. Рассмотрим пока только количественную зависимость спроса от уровня цен. Предположим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса.

Таблица 1 Шкала спроса

Цена 1 кг яблок, руб.

Покупатели готовы купить, т.

2

25

5

15

8

9

10

6

15

4

20

2


Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от цены.

Такая количественная зависимость  представлена в виде графика (рис. 6.2). Здесь взят тот же условный пример о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки. На оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос. Кривая C1-C2 на графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.

 
 
Рис. 1 Шкала спроса.

Степень количественного  изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Kg):

к =Рост объема спроса (в %) / Снижение цен (в %)

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком «минус»): канцелярские принадлежности — 0,6, бензин- 1,5, жилье- 1,9, кино- 3,9.

Неэластичный спрос  проявляется, если платежеспособная потребность  покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен.

Теперь проанализируем зависимость предложения от цены.

 

3. Закон предложения

Предложение — это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.

Предположим, что на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения.


Таблица 2 Шкала Предложения

Цена 1 кг яблок, руб.

Продавцы готовы продать, т.

20

25

15

15

13

9

10

6

8

4

5

2


 

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.

Закон предложения характеризует  следующую функциональную зависимость  предложения (П) от цены: П = F(U). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.

Данная взаимосвязь наглядно представлена на графике. Ее иллюстрирует опять же пример с продажей яблок. По оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс — количество яблок, которое продавцы готовы продать. Кривая П1-П2 на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и, наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.

 
 
Рис. 2 Шкала предложения.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кд): 
 
 

Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

Эластичным предложение  становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Как  показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения — при условии равновесия цен и за длительный период — имеет тенденцию к возрастанию (то есть рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства).

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров. Стало быть, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для прогнозирования объема производства в зависимости от изменения цен.

Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразованию"