Конкуренция и ценообразование во внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение процесса ценообразования и конкурентных преимуществ товара предприятия.
Задачами данной работы является следующее:
1)Рассмотреть теоретические аспекты ценообразования и конкурентоспособности;
2)Проанализировать конкурентную среду и политику ценообразования на примере ОАО «Вимм-Билль-Данн»;
3)Разработать пути совершенствования ценовой политики предприятии;
4)Рассмотреть изменения в сфере конкуренции и ценообразования связанные с вступлением России в ВТО.

Файлы: 1 файл

Шурупова И.В.docx

— 119.33 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях рыночного хозяйства возрастает роль и значение внешнеэкономической деятельности (ВЭД) как предприятия, так и экономики страны в целом, что в первую очередь обусловлено глобализацией мирового хозяйства и международных экономических отношений. Одним из главных элементов стратегии деятельности предприятия становится ВЭД.

Предприятие, развивая  внешнеэкономические связи, подвергает себя к острой конкурентной борьбе среди поставщиков услуг ВЭД. Конкуренция в свою очередь позволяет определить роль,  занимаемую в рыночной экономике.

Конкуренция – соперничество, которое направленно на завоевании внимания потенциальных потребителей[14]. Роль конкуренции как экономического инструмента заключается в том, что она оказывает непосредственное  влияние на характер, величину получения прибыли. Следовательно, существенным остается правильно выбранная концепция конкуренции и принципы построения содержательной части активности предприятия.

Для   функционирования предприятия  на  рынке требуется выполнение ряда условий, которые позволяют создать благоприятную атмосферу для деятельности. Все большее значение в условиях рыночной экономики и высокой конкуренции приобретает  формирование цен и позиционирование товара на рынке. Цена является одним из показателей, который влияет на финансовое положение предприятия. Это можно объяснить  тем, что  уровень цены влияет на величину прибыли коммерческой организации, ее конкурентоспособность и продукцию. Цена - важнейший инструмент внутрифирменного планирования, который необходим при принятии хозяйственных решений.

Необходимо  помнить о государственном регулировании  ценообразования, которое проявляется в контроле государства за ценами отраслей и предприятий - монополистов, в  его стремлением обеспечить социальную защиту населения.

Предприятие, функционируя на рынке подвержено воздействию  множества факторов, учет влияния  которых в комплексе позволяет  выработать гибкую и эффективную  политику ценообразования.

Объектом  исследования данной курсовой работы является ОАО «Вимм-Билль-Данн».

Предмет исследования - процесс управления ценообразованием и конкуренция  во ВЭД предприятия.

Цель  данной работы - изучение процесса ценообразования  и конкурентных преимуществ товара предприятия.

Задачами  данной работы является следующее:

1)Рассмотреть теоретические аспекты ценообразования и конкурентоспособности;

2)Проанализировать конкурентную среду и политику ценообразования на примере ОАО «Вимм-Билль-Данн»;

3)Разработать пути совершенствования ценовой политики предприятии;

4)Рассмотреть  изменения в сфере конкуренции  и ценообразования связанные  с вступлением России в ВТО.

Практическая  значимость работы заключается в  её дальнейшем применении при изучении темы конкуренции и ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

1.СИСТЕМА  ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И КОНКУРЕНТНАЯ  СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.Ценообразование: понятия, цели, виды.

 

В современных  условиях разнообразия ценовой политики, для предприятия ведущего ВЭД  важную роль бесспорно играет ценообразование. Компания, в условиях выхода на внешний рынок, устанавливает цену на свой товар и в дальнейшем использует ее как средство достижения поставленных целей и как элемент своей конкурентной политики. Усиливающаяся конкуренция на рынке заставляет задуматься не просто о вычислении адекватной цены, а и о выборе глобальной ценовой стратегии.

Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара[16]. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Основные  виды цен на продукцию предприятий делятся по ряду признаков[2].

1)По степени и способу регулирования различают:

- Регулируемые цены. Государственные органы регулируют их величину, однако регулирование в условиях рыночной экономики носит ограниченный, косвенный характер. Регулирование осуществляется путем воздействия на спрос и предложение (налоги, ограничения рентабельности и т. д.).

- Фиксированные, твердые цены. Назначаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями, по ограниченному кругу товаров.

- Договорные цены. Цены  определяются актом купли-продажи, соглашением либо иным документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. Изменение данного виды цены возможно по оговоренным пунктам закрепленным в контракте (Например: инфляция, форс-мажорные обстоятельства, принятия новых законов.).

- Свободные цены. Формирование данного вида цен происходит под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Они освобождены от ценового вмешательства государства.

2)В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.

- Внутренние цены являются инструментом внутрихозяйственных отношений, используясь для оборота средств внутри предприятий.

-  Отпускная (оптовая) цена определяет верхний предел внутренней цены, величина которой исходит из влияния различных факторов, характеризующих конъюнктуру рынка.

В практике внешней торговли  множество видов цен обусловлено различными особенностями сделок купли-продажи. Предприятие, ведя внешнеэкономическую деятельность, сталкивается с различными видами цен. К ним относятся следующие:

- Мировая  цена. Определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам (обычно сырьевым) - уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, а по готовым изделиям - ценами товаров ведущих фирм мира, которые специализируются в производстве и экспорте продукции данного вида;

- Цена  предложения. Указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок;

- Твердая  цена. Устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению;

- Скользящая цена. В зависимости от некоторых условий устанавливается договором на определенную дату (Например, поставки товара покупателю, фактического получения товара и т.д.);

- Базисная  цена. Определяет сорт или качество товара. Она согласуется сторонами сделки и служит исходной базой для определения цены фактически поставленного товара. В зависимости от качества поставленного товара базисная цена может уменьшаться или увеличиваться в соответствии с установленными в договоре скидками или надбавками;

- Фактурная  цена. Определяется условиями поставки, обусловленными в контракте. Обычно фактурная цена дополняется термином «Инкотермс», характеризующим особенности оплаты стоимости перевозки, страховки и таможенных расходов;

- Справочная цена. Отражает уровень фактически заключенных сделок за некоторый период и используется в переговорах для установления исходной цены. Справочные цены регулярно публикуются в изданиях ООН и других международных организаций.

Основные  отличия экспортной цены от внутренних цен заключаются в дополнительных расходах, которые включают[9]:

- комиссионные вознаграждения продавцов и покупателей;

- импортные таможенные расходы в стране покупателя;

- транспортные издержки;

- расходы по страхованию;

- расходы по упаковке;

- резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;

- расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.

Одной из составляющих конкурентоспособности  продукции является ее цена. Принятие решения об уровне цены на экспортный товар предполагает выбор ценовой политики фирмы.

Ценовая политика - это комплекс правил и ограничений, в рамках которых принимается решение об уровне цены[14]. Таким образом, ценообразование представляет собой процесс выбора окончательной цены в зависимости от  различных критериев, таких как: себестоимость продукции, цены конкурентов, соотношение спроса и предложения и других.

Цель  ценообразования - обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, направленную на получение максимальных объемов продаж с минимальными потерями[2].

На ценовую  политику предприятия оказывают  воздействие ценообразующие факторы, среди которых:

1) общеэкономические:  экономический цикл, совокупный  спрос и предложение, инфляция;

2) конкретно-экономические:  издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства товара, предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;

3) специфические:  сезонность, эксплуатационные расходы,  компетентность, гарантии и условия сервиса;

4) внешнеэкономические:  государственное регулирование  ВЭД, валютный курс;

5) неэкономические:  политические, военные и т.д.

Выбор предприятием ценовой политики при выходе на внешний  рынок, должен учитывать цели, среди  которых могут быть такие как[6]:

- Обеспечение существования фирмы на рынках. Проблемы могут возникнуть из-за конкуренции или изменившихся запросов потребителей. В данных условиях предприятия вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. При этом прибыль может терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться;

- Максимизация прибыли. Многие предприниматели хотели бы установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. Данная цель ориентируются на краткосрочные ожидания прибыли, и не учитывает долгосрочные перспективы;

- Максимальное расширение оборота. Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт производится корпоративно и сложно определить всю структуру и функции издержек. Здесь же важно оценить спрос. Реализовать данную цель можно посредством установления процента комиссионных от объема сбыта.

- Оптимальное увеличение сбыта. Предприниматели, считают, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек на единицу продукции и к увеличению прибыли. Фирма снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышая долю своего рынка, добивается снижения издержек единицы товара. Такая политика приносит успех только если чувствительность рынка к ценам велика; 

- «снятие  сливок» благодаря установлению высоких цен фирма устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота; 

- Лидерство в качестве. Фирма, которая способна закрепить за собой такую репутацию, устанавливает высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами.

Предприятие, выбирая цели своей ценовой политики, может на разных этапах уделять приоритетное внимание различным целям[10]. Для реализации своих целей она использует один из видов ценообразования:

1) Ценообразование на базе уровня издержек. Такой метод позволяет определить допустимый нижний предел цены, на который может ориентироваться предприятие. Основной  проблемой здесь является точное выявление реального уровня издержек на производство и распространение товара;

2) Ценообразование на базе уровня спроса. Такой метод предполагает оценку интенсивности спроса на внешнем рынке и его соотношение с предложением товара. При увеличении спроса увеличивается цена (независимо от стабильности внутренних издержек). Соответственно в случае снижения спроса цены снижаются. Эта система ценообразования наиболее используема;

3) Ценообразование на основе анализа конкуренции включает несколько этапов. Основные этапы анализа конкуренции представлены на рисунке 1.


                Определение типа сбытовой политики  конкурента


                          Оценка быстроты реакции конкурента  на 

                                                  изменение цен



                                Анализ условий предоставляемых 

                                        конкурентом покупателям



                                    Выбор собственной стратегии

Информация о работе Конкуренция и ценообразование во внешнеэкономической деятельности предприятия