Формирование и применение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

В соответствии с действующим законодательством в Республике Беларусь на сельскохозяйственную продукцию применяются свободные и регулируемые закупочные цены. Применение свободных закупочных цен на сельхозпродукцию предусмотрено Указом Президента РБ от 06.02.1995 № 51 "О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства".

Файлы: 1 файл

Формирование и применение закупочных цен.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

Ошибка! Неизвестное  имя свойства документа.


формирование и применение закупочных цен 
на продукцию сельскоГо хозяйства

В соответствии с действующим законодательством  в Республике Беларусь на сельскохозяйственную продукцию применяются свободные и регулируемые закупочные цены. Применение свободных закупочных цен на сельхозпродукцию предусмотрено Указом Президента РБ от 06.02.1995 № 51 "О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства". Государственное регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для республиканских нужд, согласно Указу Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь"* (далее – Указ № 285) производится Советом Министров РБ. Кроме того, облисполкомами осуществляется регулирование закупочных цен на картофель и плодоовощную продукцию в рамках предоставленных им полномочий по регулированию цен на социально значимые товары.

Регулирование закупочных цен  
на продукцию сельского хозяйства

Государственное регулирование цен  на сельхозпродукцию в соответствии с Указом № 285 производится Правительством в форме утверждения фиксированных закупочных цен на продукцию растениеводства и животноводства, включенную в перечень республиканских государственных нужд.

Действующие закупочные цены на продукцию  животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи) утверждены постановлением Совета Министров РБ от 04.03.2005 № 243 "О закупочных ценах на продукцию животноводства, реализуемую для республиканских государственных нужд". Закупочные цены дифференцируются на молоко по сортам, на скот – по категориям упитанности в живом и убойном весе с дифференциацией.

На продукцию растениеводства  урожая текущего года закупочные цены установлены постановлением Совета Министров РБ от 29.03.2006 № 427 "О закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию урожая 2006 года, реализуемую для республиканских государственных нужд"*. Данным постановлением утверждены фиксированные закупочные цены на рожь, пшеницу, тритикале, ячмень, овес, гречиху, маслосемена рапса, сахарную свеклу, семена зерновых культур. При этом уровень закупочных цен на зерновые, маслосемена рапса дифференцирован по классам или группам продукции, на семена – по репродукциям, на сахарную свеклу – в зависимости от сроков реализации и качественных параметров. По установленным данным постановлением закупочным ценам производится авансирование проведения сельхозорганизациями весенне-полевых работ, а также будут осуществляться расчеты за реализуемую продукцию в сезон сбора урожая. Изменение закупочных цен на продукцию растениеводства нового урожая произведено в рамках установленных параметров инфляции в пределах 5–7% (кроме тритикале) к закупочным ценам на продукцию урожая прошлого года, предусмотренным постановлением Совета Министров РБ от 12.07.2005 № 769 "О закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию урожая 2005 года, реализуемую для республиканских государственных нужд"**.

Закупочные цены на продукцию сельского  хозяйства, реализуемую для республиканских  государственных нужд, утверждаются без налога на добавленную стоимость на условиях франко-организация, осуществляющая производство сельхозпродукции.

Экономическое обоснование  фиксированных закупочных цен на продукцию растениеводства и  животноводства, реализуемую для  государственных нужд, составляется Минсельхозпродом и Минэкономики РБ при подготовке и внесении совместно с другими заинтересованными органами республиканского и местного управления проектов постановлений Правительства исходя из анализа фактически сложившихся в среднем по республике затрат на производство сельскохозяйственной продукции в эффективно работающих хозяйствах, нормативного расхода материальных ресурсов, прогнозируемого изменения затрат в плановом периоде, обеспечения необходимого уровня прибыли для ведения простого или расширенного воспроизводства, сложившейся конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, установленных параметров инфляции, анализа влияния изменения закупочных цен на другие сферы экономики. При обосновании ожидаемой рентабельности учитываются средства, выделяемые из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в виде надбавок к закупочным ценам.

В соответствии с разъяснением Минсельхозпрода и Минэкономики РБ от 28.01.2006 № 03-4-8/21-222 и № 12-05-08/926 "Об экономическом обосновании закупочных цен" (далее – разъяснение от 28.01.2006) на продукцию растениеводства и животноводства, реализуемую для государственных нужд по фиксированным закупочным ценам, производители сельскохозяйственной продукции не составляют экономическое обоснование в форме плановых калькуляций применяемых закупочных цен, утвержденных постановлениями Правительства, а подтверждают уровень указанных цен фактическими затратами из отчетов (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) по видам производимой и реализуемой сельхозпродукции.

Наряду с сельскохозяйственной продукцией, реализуемой для государственных  нужд, в Беларуси регулирование закупочных цен осуществляется также облисполкомами в рамках полномочий по государственному регулированию цен на социально значимые товары, предоставленных Указом № 285 и постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 943 "Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом"*. Постановлением Минэкономики РБ от 30.11.1999 № 163 "Об утверждении перечня социально значимых товаров, работ, услуг, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики"* регулирование цен на картофель и плодоовощную продукцию закреплено за облисполкомами и Минским горисполкомом.

В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 01.07.2005 № 732 "О создании стабилизационных фондов продовольственных товаров на межсезонный период 2005/2006 года и формировании цен на продукцию растениеводства" облисполкомами устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство продуктов растениеводства, предельные закупочные цены на картофель, капусту белокочанную, морковь, свеклу, лук репчатый. Уровень предельных закупочных цен на картофель и вышеназванные овощи формируется с учетом среднесложившихся по области экономически обоснованных затрат на их производство, целесообразного уровня прибыли, конъюнктуры рынка, а также с учетом необходимости установления приемлемого для населения уровня розничных цен на указанную социально значимую продукцию, компенсирующего не только затраты сельхозпроизводителей, но и нормативные издержки оптовых или заготовительных организаций, закладывающих эту продукцию на длительное хранение, и организаций розничной торговли. Кроме того, в целях сдерживания роста цен в зимний период на основные тепличные овощи облисполкомами и Минским горисполкомом установлены предельные закупочные цены на огурцы и помидоры защищенного грунта.

На картофель и плодоовощную продукцию, на которую облисполкомами и Мингорисполкомом согласно предоставленным  полномочиям по регулированию цен  утверждаются предельные закупочные цены, производители сельскохозяйственной продукции должны составлять экономическое обоснование применяемых закупочных цен, уровни которых не должны превышать установленные в регионе предельные цены. В соответствии с разъяснением от 28.01.2006 по согласованию с облисполкомами при реализации картофеля и плодоовощной продукции по фиксированным ценам, которые соответствуют установленным в области предельным закупочным ценам, производители сельскохозяйственной продукции могут подтверждать уровни применяемых закупочных цен фактическими затратами из отчетов (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) по видам производимой и реализуемой сельхозпродукции, без обоснования плановых затрат.

Формирование и обоснование  свободных закупочных цен

До 2006 г. свободные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию формировались согласно п. 2.7 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43* (далее – Положение), производителями по согласованию с перерабатывающими, заготовительными и торговыми предприятиями исходя из плановых затрат на производство и реализацию, установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли.

В целях упорядочения вопросов ценообразования  на сельскохозяйственную продукцию  совместным постановлением Минэкономики и Минсельхозпрода РБ от 31.01.2006 № 19/8 утверждена Инструкция об особенностях формирования закупочных цен на продукцию сельского хозяйства (далее – Инструкция), действие которой распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией продукции растениеводства (зерновые и зернобобовые культуры, технические культуры, лекарственные культуры, овощебахчевые культуры и картофель, овощи защищенного грунта, кормовые культуры, плодовые и ягодные культуры) и продукции животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи, овцы, птица, яйца, кони, кролики и другая продукция). Инструкцией определено, что под термином "закупочные цены" понимаются цены на производимую сельскохозяйственную продукцию, формируемые производителями сельхозпродукции.

Данным нормативным актом сохранен сложившийся порядок формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (за исключением продукции, реализуемой по утвержденным в соответствии с законодательством фиксированным закупочным ценам) производителями сельхозпродукции исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли. Инструкцией предусмотрено, что сформированные производителями сельхозпродукции закупочные цены (кроме скоропортящейся плодово-ягодной и овощной продукции) согласовываются с основными (занимающими наибольший удельный вес в объемах поставки продукции) перерабатывающими, заготовительными, торговыми организациями и оформляются протоколами согласования цен. На скоропортящуюся плодово-ягодную и овощную продукцию закупочные цены утверждаются руководителями организаций, занимающихся производством указанной продукции, и помещаются в прейскуранты закупочных цен.

Также согласно Инструкции юридические  лица и индивидуальные предприниматели  независимо от подчиненности и форм собственности, занимающиеся производством  и реализацией продукции растениеводства  и животноводства (далее – производители сельскохозяйственной продукции), должны составлять экономическое обоснование формируемых закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в форме плановых калькуляций себестоимости производимой продукции с расшифровками прямых статей затрат (сырье и материалы, заработная плата) и обоснованием накладных и других расходов. При этом определено, что экономическое обоснование составляется по всем культурам продукции растениеводства и всем видам продукции животноводства, на которые применяются формируемые производителями сельскохозяйственной продукции закупочные цены.

Принимая во внимание, что большинство производителей сельскохозяйственной продукции в настоящее время реализуют по утвержденным постановлениями Правительства фиксированным закупочным ценам на нужды производства перерабатывающим и заготовительным организациям республики (в т.ч. сельскохозяйственным) основные виды продукции растениеводства и животноводства, объемы которых не включены в перечень республиканских государственных нужд, разъяснением от 28.01.2006 определено, что при реализации на вышеуказанные цели производители сельскохозяйственной продукции в аналогичном порядке могут подтверждать уровень применяемых закупочных цен фактическими затратами из отчетов (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) по видам производимой и реализуемой сельхозпродукции, без обоснования плановых затрат. Разъяснением от 28.01.2006 предусмотрено, что обязательное составление в соответствии с законодательством плановых калькуляций с расшифровками статей затрат по обоснованию применяемых закупочных цен должно производиться на продукцию растениеводства и животноводства, по которой не утверждаются фиксированные закупочные цены, а также реализуемую не для государственных нужд по ценам, отличным от утвержденных фиксированных закупочных цен, и реализуемую коммерческим организациям. При этом установлено, что получаемый доход при реализации сельхозпродукции по свободным ценам не должен быть ниже, чем при реализации этой продукции по фиксированным закупочным ценам с учетом установленных надбавок к закупочным ценам, т.е. практически уровень свободных закупочных цен должен превышать фиксированные закупочные цены не менее чем на размер выплачиваемых из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки надбавок к закупочным ценам на продукцию животноводства и отдельные виды продукции растениеводства.

Особенности расчета плановых затрат  
на продукцию растениеводства

Инструкцией предусмотрены порядок  составления экономического обоснования формируемых производителями сельскохозяйственной продукции закупочных цен, а также единые подходы к включению в расчеты цен плановых (нормативных) затрат, определению прибыли, приведены единые формы плановой калькуляции по расчету себестоимости и закупочных цен, расшифровок сырьевых и материальных затрат на продукцию растениеводства и животноводства.

Согласно Инструкции плановые затраты на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, учитываемые  при формировании закупочных цен, рассчитываются в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (рег. № 2293/12), а также Отраслевыми рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции сельскохозяйственных предприятий, утвержденными Минсельхозпродом РБ 14.12.1999 № 316.

Инструкцией определено, что прямые затраты материальных ресурсов (сырья  и материалов), включаемых в плановую или нормативно-прогнозную себестоимость продукции сельского хозяйства, рассчитываются по утвержденным нормам и нормативам их расхода на производство конкретных видов сельхозпродукции и ценам (себестоимости) этих ресурсов. При этом с учетом особенностей ведения сельхозпроизводства предусмотрены дифференцированные подходы к обоснованию материальных затрат на продукцию животноводства и растениеводства.

В настоящее время основные нормативы, используемые при производстве животноводческой и растениеводческой продукции, включены в Справочник нормативов трудовых и материальных затрат для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденный Минсельхозпродом в 2002 г. и разработанный Национальной академией наук, НИРУ "БелНИИ аграрной экономики". Конкретные нормы и нормативы на производство сельхозпродукции могут также утверждаться вышестоящими органами республиканского или местного управления, а при отсутствии некоторых норм – руководителями сельскохозяйственных организаций.

Принимая во внимание, что нормативы расхода отдельных  видов сырья и материалов для  производства продукции растениеводства  и животноводства установлены по нормам внесения полезного или действующего вещества (например, минеральных удобрений, средств защиты растений), расхода кормовых единиц в животноводстве (корма) и на физический вес этих материальных ресурсов, на единицу которого утверждены отпускные цены приобретаемых ресурсов или исчисляется себестоимость собственной продукции, при формировании закупочных цен и исчислении нормативной стоимости сырья и материалов необходимо произвести соответствующий предварительный перерасчет нормативов расхода используемых в сельхозпроизводстве материальных ресурсов в зависимости от содержания в них действующего вещества или кормовых единиц. Рассмотрим порядок перерасчета (см. табл. 1).

Информация о работе Формирование и применение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства