Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 05:28, контрольная работа

Описание работы

Вопросы:
Ценообразование в сфере внешнеэкономической деятельности.
Прибыль в составе цен.

Задача: Определите:
Отпускную цену предприятия.
Прибыль предприятия в расчете на одно изделие.
Структуру розничной цены.
Исходные данные:

Файлы: 1 файл

Контрольная по ценообразованию.docx

— 76.66 Кб (Скачать файл)

Вариант №10

 

Вопросы:

    1. Ценообразование в сфере внешнеэкономической деятельности.
    2. Прибыль в составе цен.

 

Задача: Определите:

    1. Отпускную цену предприятия.
    2. Прибыль предприятия в расчете на одно изделие.
    3. Структуру розничной цены.

Исходные данные:

      • Розничная цена изделия – 40000 руб.
      • Торговая надбавка к цене – 12%
      • Надбавка посреднической организации (без НДС) – 10%
      • НДС – 18%
      • Полная себестоимость изделия – 18000 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ценообразование во внешнеэкономической  деятельности

 

Для международной торговли характерно возникновение и существование особой системы цен - так называемых мировых цен.

Цена товара в международной торговле - величина неустойчивая. На нее влияет множество факторов, поэтому предприятия считают, что для успеха на внешнем рынке необходимо разрабатывать оптимальную ценовую политику и постоянно проверять ее эффективность, изменяя по мере необходимости. При разработке ценовой политики приходится отвечать на множество вопросов, например: какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на каждом из рынков, на которых действует предприятие; может ли предприятие выдержать роль «ценового лидера» или должно следовать за другим лидером; т.е. выиграет ли предприятие ценовую войну; какой должна быть ценовая политика в отношении новых товаров: как должна меняться цена в зависимости от жизненного цикла товара; должна ли быть базисная цена единой для всех стран, с которыми ведется торговля, или возможны разные базисные цены?

Для современной мировой экономики характерна множественность цен, которая заключается в том, что на одинаковые товары устанавливаются разные цены. Причинами множественности цен являются протекционизм, таможенные и другие барьеры. Создание особых торговых и валютных зон приводит к дифференциации цен на одни и те же товары в мировой торговле. Если по одним сырьевым товарам мировые цены определяются уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, то по другим - уровнем цен бирж, аукционов и пр. При определении цен готовых изделий решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды этих изделий. Мировая цена является выражением мировой цены производства, складывающейся на мировом рынке. Под влиянием конкуренции сначала выравниваются нормы прибыли на капитал внутри той или иной страны и формируются национальные цены производства. Затем из национальных цен производства отдельных стран, вывозящих на мировые рынки одинаковые или сходные товары, образуется интернациональная цена производства, лежащая в основе мировой цены.

Существуют разные подходы (принципы) к установлению внешнеторговых цен (рис.1). Рассмотрим каждый их этих принципов.

Определение цен на базе собственных издержек производства

 

Обеспечение целевой прибыли

 

Установление текущих цен на базе текущих рыночных цен

 

Установление цен на новые товары

 

Установление цен на подлинные новинки

 

Установление престижных цен

 

Установление цен на обязательные принадлежности

 

Установление цен на побочные продукты производства

 

Установление цен на основе торгов

 

«Психологическое» ценообразование


Рис.1 Принципы установления внешнеторговых цен

 

  • Определение цен на базе собственных издержек производства. Экспортная цена определяется как сумма издержек производства плюс средняя прибыль.
  • Обеспечение целевой прибыли. Устанавливаемая на основе расчета издержек цена должна обеспечивать запланированный предприятием процент прибыли на капитал.
  • Установление цен на базе текущих рыночных цен. За основу при ценообразовании берутся уровень цен конкурентов, колебания спроса и предложения на товар, а уровень собственных издержек отодвигается на второй план. Такой практики часто придерживаются российские предприятия-экспортеры. Если цены конкурентов различаются, то на их базе предприятие-экспортер составляет документ «Обоснование цен», а предприятие-импортер «Конкурентный лист». В этих документах определяются лимиты цен при продаже или закупке конкретного товара и проводятся переговоры с предприятиями-контрагентами. Для составления таких документов предприятие изучает конъюнктуру рынка, поставщиков, производителей и потребителей данной продукции.
  • Установление цен на новые товары. Согласно этому принципу учитываются этапы жизненного цикла товаров. На товары, находящиеся на этапе внедрения, устанавливается максимальная цена, которая может меняться в зависимости от трансформации спроса, что позволяет предприятию покрывать свои издержки, которые на данном этапе могут быть значительными. На этапе развития и зрелости товара цены постепенно снижаются; при подходе к этапу старения они стабилизируются; на стадии спада - сводятся к минимальной величине. При этом прибыль достигает максимального значения на этапе зрелости и минимальна - на этапе спада.
  • Установление цен на подлинные новинки. Обычно на товары-новинки устанавливаются максимально высокие цены либо применяется стратегия прочного внедрения на рынок, т.е. устанавливаются сравнительно низкие цены с целью привлечения максимально возможного числа потребителей и завоевания как можно большей доли рынка. Однако эта стратегия имеет существенный недостаток: если предприятие по каким-то причинам (рост издержек, инфляция, колебания валютных курсов и пр.) запланирует повышение цены, это может быть негативно воспринято покупателями, которые уже привыкли к низкой цене.
  • Установление престижных цен. Этот принцип широко применяется предприятиями, имеющими мировое имя. Они устанавливают завышенную цену на свой товар, хотя по свойствам и качеству он может ничем существенно не отличаться от товаров-аналогов. Цена в данном случае отражает престижность потребления данного товара, высокий социальный статус потребителя.
  • Установление цен на обязательные принадлежности. Данный принцип применяется в тех случаях, когда предприятие наряду с основным товаром производит ряд товаров, которые должны использоваться вместе с основным, причем для них не существует заменителей или аналогов, которые потребитель мог бы приобрести у других производителей (например, фотоаппарат и пленка, бритва и лезвия, зарядное устройство и батарейки). При этом предприятие может установить пониженную цену на основной товар, а цены на принадлежности, наоборот, устанавливать на максимальном уровне.
  • Установление цен на побочные продукты производства. Появление побочных продуктов связано, например, с нефте- и газопереработкой, производством химических продуктов, переработкой мяса. Производители стремятся реализовать побочные продукты и выходят с ними на специальные рынки. Естественно, наличие большого количества побочных продуктов увеличивает цену основного продукта, т.к. выделение побочных продуктов требует дополнительных затрат. Вместе с тем производитель готов продавать побочные продукты за сколь угодно низкую цену, покрывающую издержки их транспортировки и хранения. В результате затраты окупаются и снижается цена основного продукта.
  • Установление цен на основе торгов. Во внешнеэкономической деятельности значительная часть цен определяется на основе торгов. Специфика этого принципа ценообразования заключается в том, что предприятие формирует цену не в зависимости от собственных издержек и спроса на продукцию, а с учетом ожидаемых от конкурентов предложений по ценам. В торгах побеждает тот, кто предлагает наименьшую цену или самые выгодные условия, поэтому предприятие должно заранее спрогнозировать возможное поведение и потенциал конкурентов.
  • «Психологическое» ценообразование применяется в международной торговой практике так же, как и при торговле на внутреннем рынке. Цены устанавливаются на уровне ниже круглой суммы, что положительно воспринимается потребителями.

Экспортная и импортная цены рассчитываются на базе мировых цен с учетом складывающейся конъюнктуры рынка. Это отличает методику ценообразования во внешнеэкономической деятельности от той, которую применяют при определении цен внутреннего рынка. Основой формирования экспортной цены являются базисные условия поставки, определяемые специальным документом «Инкотермс», издаваемым Международной торговой палатой и содержащим толкование терминов. В последней редакции 2002 г. «Инкотермс» содержит 13 базисных условий поставки, разделенных на 4 группы. Они различаются по условиям и способам включения в цену издержек доставки, страхования, риска гибели или порчи товаров. В этом случае при установлении внешнеторговых цен используется термин «франкирование цен».

Цены на импортные товары включают следующие элементы:

  • таможенную стоимость импортируемого товара;
  • таможенную пошлину;
  • акцизы;
  • налог на добавленную стоимость;
  • транспортные расходы.

Таможенная стоимость товара представляет собой стоимость товара, на основе которой определяется величина таможенных платежей.

Принято рассматривать две основные группы мировых цен:

    1. цены на продукцию обрабатывающей промышленности;
    2. цены на сырье и на исходные материалы.

Цены на продукцию обрабатывающей промышленности обычно складываются на основе экспортных цен крупных компаний, являющихся главными поставщиками этой продукции на мировой рынок. Такие экспортные цены, в свою очередь, образуются, отталкиваясь от цен, складывающихся на эти же товары на внутреннем рынке. Крупные производители определяют цены, складывающиеся на их продукцию, на основе метода полных затрат либо метода, прямых затрат.

При использовании метода полных затрат суммируются все затраты (как постоянные, так и переменные), необходимые для производства единицы данной продукции, и предполагаемая величина прибыли. При этом предполагается реализовать всю произведенную продукцию по цене, не опускающейся ниже, чем определенная вышеназванным способом, иначе предприятие несет денежные потери.

В случае использования метода прямых затрат все производственные издержки разделяются на накладные расходы, которые с известной степенью точности можно считать не зависящими от объема выпуска, и прямые издержки, которые можно считать пропорциональными объему выпуска. Исходная цена единицы продукции при этом определяется путем надбавки к суммарной величине прямых затрат наценки определенной величины. Накладные расходы при этом не распределяются заранее между отдельными видами и единицами продукции, а погашаются после и по результатам реализации данного товара за счет фактически полученной так называемой добавленной, или маржинальной прибыли.

Очевидно, что при использовании для ценообразования метода прямых затрат необходимо заранее достаточно достоверно определить объем продаж на мировом рынке. Однако, поскольку трудно заранее с высокой степенью точности и достоверности предсказать объем продаж на мировом рынке и зависимость спроса от запрашиваемой цены, большинство предприятий используют метод полных затрат.

Так или иначе, цена продукции, полученной одним из описанных способов, является лишь отправной точкой для определения той цены, по которой данная продукция будет фактически продана в том или ином регионе мирового рынка.

В дальнейшем крупные компании, обладающие значительными внутренними резервами и способные активно воздействовать на рынок, осуществляют ценовое маневрирование и определяют окончательную продажную цену с гибким учетом конъюнктуры и конкуренции.

Характерной особенностью мирового рынка продукции обрабатывающей промышленности является то, что этот единый мировой рынок на самом деле представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков отдельных видов машин и оборудования. В отличие от внутренних национальных рынков, которые обычно характеризуются высокой степенью монополизации и концентрации предложения, на мировых рынках отмечается высокая степень конкуренции. Это объясняется выходом на рынок большего, чем в пределах одной страны, числа производителей, а также различиями в качестве и потребительских свойствах одного и того же товара, произведенного в различных странах и различными предприятиями.

Следует иметь в виду, что на мировом рынке цены на одинаковые товары от разных производителей могут быть различными в силу объективного различия ценообразующих факторов (рис.2).

Эти факторы, действуют как в направлении повышения, так и понижения фактической продажной цены на мировом рынке. Такой характер ценообразования продукции обрабатывающей промышленности объясняется следующим.

При внедрении нового товара конкуренция еще невелика, а эластичность по спросу обычно мала. Иными словами, новый товар, пока его мало, покупают за любую цену.

В фазе роста конкуренция цен обычно возрастает. Это приводит к снижению цен на такой товар.

В фазе зрелости производственные издержки обычно возрастают, и большее значение приобретают неценовые факторы конкуренции. Это приводит к повышению цен на товары.


 

Учет фазы жизненного цикла товара

 

Степень универсальности оборудования

 

Влияние инвестиций

у производителя

 

Высокие цены в фазе внедрения товара

   

Крупномасштабный выпуск

   

Предоставление кредитов

         
               
 

Снижение цен в фазе роста

   

Метод нормативных прямых затрат

   

Изменение системы инвестиций

         
               
 

Повышение цен в фазе зрелости

         

Запчасти и послепродажный сервис

         

Формирование инфраструктуры


Рис. 2 Ценообразующие факторы мирового рынка продукции обрабатывающей промышленности

Основой для определения цены на сырье и исходные материалы являются не издержки на их производство (в отличие от цен на продукцию обрабатывающей промышленности), а соотношение между спросом и предложением, характерным для этих товаров на мировом рынке.

С таким установившимся уровнем цен на сырье приходится считаться всем его производителям. Экспортеры, производящие сырье с невысоким уровнем издержек, получают при продаже своего сырья на мировом рынке достойную прибыль. Те же экспортеры, которым добытое ими сырье обходится дорого, должны удовлетворяться меньшей прибылью или вообще уходить с мирового рынка.

Для мирового рынка сырья характерно, таким образом, взаимодействие и взаимовлияние цен экспортеров и биржевых котировок. Для одних видов сырья основную роль играют цены экспортеров, а биржевые котировки должны следовать за этими ценами. Для других же видов сырья биржевые котировки, наоборот, играют определяющую роль при назначении цен на сырьевые товары. По некоторым видам сырьевых товаров (например, по сельскохозяйственной непродовольственной продукции) биржевые котировки являются единственными ориентирами мирового рынка для назначения цены на данный товар.

Еще одна особенность мирового рынка сырья заключаются в том, что на один и тот же вид сырья устанавливаются различные цены, соответствующие:

  • различным специфическим регионам;
  • различным используемым валютам;
  • различным соотношениям между спросом и предложением;
  • различным скидкам для различных категорий покупателей.

Важнейшей особенностью мирового рынка сырья является также большая степень участия в формировании цен на товары такого рода государства и государственных органов. Иногда даже для формирования цен на те или иные виды сырьевых товаров государства-производители объединяются в ассоциации. В ассоциации могут объединяться как потребители, так и производители сырьевых товаров.

Особенности ценообразования для сырьевых товаров представлены на рис.3.

Таким образом, внутренние и мировые цены на экспортируемые и импортируемые товары, хотя и являются взаимозависимыми, но совпадают редко.

Обычно внутренние цены оказываются более высокими по сравнению с мировыми. Исключением здесь является экспорт некоторых сырьевых товаров в тех случаях, когда этот вид сырья является единственным или преобладающим ресурсом, добываемым и экспортируемым в данной стране. В этом случае цена на этот вид сырья на внутреннем рынке устанавливается на более низком уровне, чем уровень мировой цены на этот же вид сырья.

Информация о работе Ценообразование во внешнеэкономической деятельности