Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее изучение принципов ценообразования в сфере внешнеэкономической деятельности. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить виды и сущность цен.
- изучить классификацию цен.
- описать методы ценообразования.
- рассмотреть внешнеэкономическую деятельность предприятия.
- проанализировать ценообразование при осуществлении экспортных операций на предприятии.

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика организации. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности.docx

— 62.29 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы объясняется необходимостью изучения и использования на практике ценовых показателей, механизмов ценообразования, анализ спроса и предложения, проектирование и формирование цен. Как известно именно цены определяют структуру производства, оказывают влияние на распределение товарной массы, уровень благосостояния населения. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода. Цена выражает общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около его стоимости. Ценообразование является наименее понятным, но и наиболее существенным аспектом в отношениях рынка и фирм. Если методика установления цен правильная, ценовая тактика разумна, т.е. ценовая стратегия выбрана верно, то это обеспечит успешную деятельность любого коммерческого предприятия в условиях рыночных отношений. Важность перечисленных факторов очень возрастает, если речь идет о внешнеэкономических связях. Лицо любой компании на рынке, определяет правильное установление цен во внешнеторговых операциях, качество её товара, платежеспособность и надёжность при выполнении обязательств.

Целью данной работы является всестороннее изучение принципов ценообразования в сфере внешнеэкономической деятельности. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить виды  и сущность цен.

- изучить классификацию  цен.

- описать методы  ценообразования.

- рассмотреть внешнеэкономическую  деятельность предприятия.

- проанализировать ценообразование при осуществлении экспортных операций на предприятии.

Предметом исследования являются теоритические представления об составных элементах ценообразования.

Объектом исследования является ценообразование  во внешнеэкономической деятельности предприятия СООО «Лекфарм».

Структура работы содержит: введение, два раздела, шесть подразделов, заключение, приложения.

При выполнении работы были использованы: учебники, книги, законодательные акты, регламентирующие ценообразование, интернет источники. 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 
    1.1 Цена: понятие, значение, функции

Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» устанавливает  правовые основы государственной политики в области ценообразования в стране, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

В соответствии с Законом  «цена – это денежная оценка стоимости единицы товара».

Субъектами ценообразования  в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Роль цены в экономике  проявляется на макро- и микроуровне. На микроуровне цена является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях.

При расчете цены на продукцию (товар) преследуются следующие цели:

  • Соблюдение всех введенных государством ограничений (надбавки, нормативы рентабельности, уровни  индикативных цен и т.п.)
  • Определение размера плановой прибыли (убытка) предприятия от проведения конкретной хозяйственной операции.

Функция цены является внешним  проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.

Можно выделить пять функций цены:

1.Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражении стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворения конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем  товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может  под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных  затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит  в том, чтобы получить большую  выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в  минимальной цене покупки. Поэтому  окончательная цена может существенно  отличаться от цены, которую хотел  бы получить изготовитель товара. В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, а также служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели – величина валового внутреннего продукта (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др. Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

2.Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

С помощью цены можно стимулировать  и дестимулировать:

– научно – технический прогресс;

– экономию затрат ресурсов;

– изменение качества продукции;

– изменение структуры производства и потребления.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет  производителю выгодно реализовать  свою продукцию. В такой функции  наиболее эффективны цены, которые  обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами

3.Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

– отраслями экономики;

– различными формами собственности;

– фондом накопления и фондом потребления;

– различными социальными группами населения.

Распределительная функция  цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного  чистого дохода, который поступает  в бюджете разных уровней на общегосударственные  нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.

В качестве средства перераспределения  чаще всего используется регулируемые цены. Однако они – не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы  и кредитная система. Так, при  решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения, эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население.

4.Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена сигнализирует о  появление диспропорций в сферах производства и обращения и требует  принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для  достижения соответствия между спросом  и предложением. При появлении  диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением / сокращением производства товаров, либо путем роста / снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

В условиях рыночных отношений  цена в этой функции как бы играет роль стихийного регулятора общественного  производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а  материальные и денежные ресурсы  направляются на увеличение выпуска  товаров, необходимых для рынка  и пользующихся спросом.

Таким образом, цена, стимулирующая  увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при  избытке товаров выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением.

5.Информационная  функция цены. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

1.2 Виды цен и их классификация

В зависимости от ряда экономических  признаков в переходный период все  цены классифицируются по видам и  разновидностям. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого  признака цены подразделяются на следующие основные виды:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
  • розничные цены;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию  промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию  промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

  • оптовая цена предприятия (отпускная цена);
  • оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

Получение прибыли – главный  побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли. Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом. Если в плановой экономике допустимо существование низкорентабельных и нерентабельных предприятий (а их в дореформенный период было около 15% от общего числа), живущих за счет дотаций из бюджета, то в рыночных условиях их практически не может быть, за редким исключением, когда государство с целью поддержания приоритетных отраслей и производств вынуждено выделять дотации предприятиям этих отраслей.

В условиях рынка, в отличие  от плановой экономики, никаких нормативов прибыли, рентабельности «сверху» не устанавливается, за исключением продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой  осуществляется регулирование цен  государством. Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, и она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль. Однако полной гарантии предприятию (фирме) в том, что оно получит запланированный размер прибыли, никто дать не может, так как коммерческий успех его деятельности зависит от многих рыночных факторов, предугадать действие которых весьма сложно, тем более, что многие из них являются довольно подвижными. Поэтому конечный экономический результат деятельности предприятия может оказаться как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).

Информация о работе Ценообразование во внешнеэкономической деятельности