Ценообразование на рынке легкой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:11, реферат

Описание работы

В 2003 году доля легкой промышленности в общем объёме производства страны составляла 1,4 %.[7] Предприятия легкой промышленности расположены практически во всех субъектах Российской Федерации. Регионы с наибольшей долей легкой промышленности представлены в таблице. Среди российских регионов особенно выделяется Ивановская область, в которой лёгкая промышленность является основной отраслью промышленности.

Файлы: 1 файл

Ценообразование на рынке легкой промышленности.docx

— 119.25 Кб (Скачать файл)

Ценообразование на рынке легкой промышленности

1. Информация об объекте исследования

Лёгкая промышленность — совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении.

Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.

В 2003 году доля легкой промышленности в общем объёме производства страны составляла 1,4 %.[7] Предприятия легкой промышленности расположены практически во всех субъектах Российской Федерации. Регионы с наибольшей долей легкой промышленности представлены в таблице. Среди российских регионов особенно выделяется Ивановская область, в которой лёгкая промышленность является основной отраслью промышленности.

Основные проблемы отрасли:

  • низкий уровень заработной платы. Лёгкая промышленность непривлекательна для молодежи и специалистов. В январе 2006 года среднероссийский уровень заработной платы в текстильном и швейном производствах составлял 4054 рубля (46 % от среднего уровня заработной платы в перерабатывающих отраслях промышленности).[6]
  • использование морально и физически устаревшего технологического оборудования. На начало 2005 года доля оборудования, эксплуатируемого более 10 лет, составляла 77,4 %. Ежегодное обновление парка оборудования в отрасли не превышало 3 — 4 %, в то время как в экономически развитых странах аналогичный показатель составлял 14 — 16 %.[6]
  • высокая доля теневого и незаконно ввезенного товара на потребительском рынке. Более 62 % изделий лёгкой промышленности, представленных на российском рынке — товары теневого производства или товары, незаконно ввезенные на территорию России.[6]
  • большинство предприятий сосредоточено в провинции и многие из них являются градообразующими. В случае банкротства таких предприятий без работы останется значительная часть населения таких городов.[8]
  • нехватка у предприятий собственных средств на развитие производства.

 

 

2. Анализ конкуренции  на отраслевом рынке

Лидером по развитию конкуренции на внутреннем российском рынке в 2006-2007 г. является легкая промышленность (98% предприятий легкой промышленности ощущают конкуренцию со стороны других российских производителей и интенсивность конкуренции в 2006 увеличилась и достигла 4,47, что является максимальным значением для всех отраслей). Однако, зарубежная конкуренция, на фоне высокого импорта продукции этой отрасли Российской Федерацией является неожиданно низкой. В 2007 г. предприятия отрасли конкурировали с импортом только на 66% своих рынков. 
 
^ График №8. Динамика уровня интенсивности конкуренции в легкой промышленности по опросам ИЭПП в 1995-2007 гг. (по группам конкурентов) 
 

Лёгкая промышленность России в 2005 году включала около 14 тысяч предприятий и организаций, из которых 1437 относились к крупным и средним.[6] Тем не менее, 70 % объёма производства приходится на 300 наиболее крупных предприятий.[8] Объёмы производства продолжают сокращаться, в 2005 году по сравнению с 2004 годом объёмы производства в текстильной и швейной промышленности сократились на 1,5 %, в кожевенной и обувной промышленности — на 2,7 %.[6] Доля российского производства в общем объёме оборота товаров лёгкой промышленности в России составляет всего 20 %.[9] В лёгкой промышленности функционируют 20 специализированных научно-исследовательских институтов.[10]

Несмотря на некоторое улучшение, ситуация в отрасли все еще характеризуется как кризисная. Сохраняется тенденция к сокращению платежеспособного спроса на товары легкой промышленности отечественного производства - как на сырьевые виды продукции, так и на продукцию конечного потребления. Существующая ситуация напрямую связана как с нестабильным финансовым положением в отрасли, так и со снижением доходов у конечного потребителя

Одной из основных причин сложившегося в отрасли положения является вызванная значительным спадом производства (связанным, в том числе и с сокращением государственного заказа), высокая степень недозагруженности производственных мощностей предприятий, при одновременном сохранении у этих предприятий в практически не изменившихся размерах имущества (прежде всего оборудования и зданий) и земельных участков, содержание и эксплуатация которых экономически оправданы лишь при условии выпуска предприятием тех объемов продукции, которые обеспечивают загрузку его производственной мощности. Недоиспользованные основные фонды тяжелым бременем ложатся на издержки производства, которые и так ежегодно растут вследствие увеличения стоимости энергоносителей, сырья, транспортных расходов и др. [93]

Эта ситуация привела к тому, что произошло значительное увеличение доли накладных расходов в себестоимости выпускаемой продукции и, как следствие, себестоимость стала превышать рыночную цену. А далее появился и начал резко возрастать дефицит оборотных средств, что повлекло за собой рост неплатежей и невозможность выпуска продукции даже в тех объемах, на которые имеется платежеспособный спрос.

Положение в легкой промышленности осложняется еще и тем, что большая часть имеющихся производственных фондов не может быть задействована и в будущем без соответствующей реконструкции, так как технико-экономические параметры основной части оборудования не соответствует современным требованиям и не обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции.

Конкуренция на рынке легкой промышленности характеризуется не только тем, что российские фирмы конкурируют между собой, но и тем, что наблюдается сильнейшая конкуренция с зарубежными странами (н-р Китай), которые предоставляют продукцию не всегда лучшего качества, но и дешевле.

Основным фактором, сдерживающим возможность поступательного развития отрасли продолжает оставаться низкий уровень платежеспособного спроса, как производственного, так и потребительского, на выпускаемую продукцию отечественных товаропроизводителей

Однако говоря о привлекательности рынка продукции легкой промышленности, то о ней свидетельствует устойчивый рост его емкости в среднем на 4-5% за год, причем наибольшими темпами увеличивается спрос на продукции среднего ценового диапазона. Это создает условия для развития российских предприятий, традиционно работающих на данном рыночном сегменте. Очевидно, что данной возможностью смогут воспользоваться те предприятия легкой промышленности, которые на основе реализации эффективной корпоративной стратегии предложат отечественным потребителям продукцию требуемого качества по приемлемым ценам. В тоже время, учитывая степень износа основных фондови коэффициент их выбытияне позволяет обеспечить требуемый уровень модернизации производства продукции легкой промышленности. Данное обстоятельство определяет необходимость повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Говоря о преимуществах отрасли легкой промышленности, то здесь технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.

Продукция отрасли потребляется повсеместно, а массовый характер производства способствует приближению предприятий отрасли к потребителю. Покупателей на рынке много, а спрос зависит от тенденций и веяний моды. В связи с тем, что товар является важной составляющей в номенклатуре закупок, современый покупатель становится всё более требовательным к предлагаемой ему продукции и хочет видеть на поках магазинов самые последние новинки. Если производитель не может удовлетворить покупательские запросы вовремя, то его шанс продать тот и ли иной товар становится фактически равным нулю.

Дифференцированность товаров легкой промышленности высока, имеется большое количество товаров субститутов и стоимость перехода покупателя к другому продавцу невелка. Вероятность переключения с данного товара на товар со сходным функциональным назначением возможна, вследствие того, что конкуренция заменяющих изделий высокая. Аналогичные товары-заменители на рынке продукции легкой промышленности в большом выборе.

Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства. 
 
Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

 

Государственное финансовое воздействие на экономику - это одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Это воздействие, направленное на предотвращение развития возможных или устранение имеющихся диспропорции, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

К прямому экономическому регулированию легкой промышленности относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей:

· субвенции или прямые субсидии;

· дотации;

· пособия;

· доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных);

· льготные кредиты.

К косвенным формам экономического регулирования легкой промышленности относятся:

· налоговая политика

· кредитная политика

Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на отрасль легкой промышленности. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер

Проблемы развития отечественной легкой промышленности были рассмотрены 20 июня 2008 года на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации. По итогам того заседания утвержден перечень поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, которые позволили повысить ставку субсидирования по привлекаемым кредитам на сырье и техническое перевооружение с 1/2 на 2/3, разработать план совместных действий по защите внутреннего рынка легкой промышленности от контрабандной и контрафактной продукции, создать межведомственную комиссию по борьбе с контрабандой и контрафактом, приступить к разработке и реализации пилотных проектов, разработать «Стратегию развития легкой промышленности до 2020 года».

Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления субсидий в 2011-2013 годах организациям, реализующим пилотные проекты в рамках Стратегии развития легкой промышленности на период до 2020 года».  
Проектом предусмотрено прямое субсидирование затрат предприятий на железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации, расходов за потребленную электрическую энергию и природный газ, на организацию работ по продвижению товаров на рынок.

С целью повышения инвестиционной привлекательности отрасли и ускорения технического переоснащения предприятий легкой промышленности полностью обнулены на постоянной основе ставки ввозных таможенных пошлин на импорт не производимого в России технологического оборудования.  
Согласно постановлению № 110, НДС снят практически полностью со всех видов технологического оборудования для текстильной и легкой промышленности, не производимых в России.

Следующий блок – это субсидирование затрат предприятий легкой промышленности на уплату процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление технического перевооружения и сезонных закупок сырья и материалов. Механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление технического перевооружения, помогает предприятиям ускоренными темпами обновить технологический парк оборудования, начать выпуск конкурентоспособного ассортимента по новым ресурсосберегающим технологиям, в том числе нанотехнологиям.

Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам позитивно влияет на работу предприятий, способствует развитию производства и является эффективной мерой государственной поддержки, позволяющей активно привлекать заемные средства для увеличения оборотных средств, а также способствует увеличению занятости населения и поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней.

Информация о работе Ценообразование на рынке легкой промышленности