Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине.
Задачи:
изучение теоретических аспектов организации производственного процесса;
рассмотреть организацию и технологию операции на предприятии;
разработать технологическую планировку торгового зала.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Выбор наиболее эффективных организационных параметров функционирования розничных торговых предприятий 4
1.1. Определение ценового уровня товаров 4
1.2. Определение места расположения магазина 7
1.3. Формирование ассортимента товаров в магазине 12
1.4 Выбор определяющего метода продажи товаров 17
ГЛАВА 2. Организация торгово-технологических процессов на розничном торговом предприятии 22
2.1. Состав и взаимосвязь помещений розничного торгового предприятия 22
2.2. Разработка технологической планировки торгового зала 25
2.3. Организация приёмки и хранения товаров в магазине. 30
2.4. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале. 34
ГЛАВА 3. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии 36
3.1. Организация дополнительных услуг покупателям 36
3.2.Организация внутримагазинной рекламы и информации. 38
3.3. Организация труда работников розничного торгового предприятия 41
3.4 Разработка штатного расписания работников. 44
3.5 Организация материальной ответственности в магазине. 45
Заключение 48
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

Glava_1.docx

— 140.66 Кб (Скачать файл)

Показателем, характеризующим  степень использования площади  торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент использования  торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади  выкладки товаров к площади торгового  зала:

 

К выкл.= ,

 

где,    К выкл – коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;

S выкл. – площадь выкладки товаров;

S m.  – площадь торгового зала.

Этот показатель не может  беспредельно увеличиваться, так как  от его завышения может пострадать рациональная организация технологических  процессов, ухудшиться обозримость  товаров. Считается, что наиболее приемлемыми  отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового  зала в магазинах самообслуживания являются 0,7 – 0,75 или 70 -75%. Значение этого  показателя зависит от типа используемого  оборудования, его высоты, количества для демонстрации товаров.

Площадь проходов для покупателей  включает площадь для их проходов между оборудованием, а также зону, прилегающую к входу в торговый зал и выходу из него.

В магазинах, где торговля ведётся через прилавок, выделяют площадь для организации рабочих  мест продавцов. Её размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. В магазинах, торгующих непродовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход не менее 0,9 м. Глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и  торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров  и глубину этого оборудования.

Площадь зоны расчётного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров. Площадь между  кабинами и площадь, необходимую  для оказания дополнительных услуг  покупателям в процессе расчётных  операций.

Планировка узла расчёта  должна обеспечивать беспрепятственное  направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться  таким образом, чтобы поток покупателей  проходил слева от рабочих мест контролёров-кассиров. При организации единого расчётного узла необходимо предусматривать применение совмещённой системы «вход-выход».

Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала:

  • линейную;
  • боксовую;
  • смешанную;
  • выставочную.

Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учётом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых  товаров и методов их продажи.

Линейная планировка торгового  зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью  самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в  виде параллельных линий торгового  оборудования, расположенных, перпендикулярно  линии узла расчёта, что даёт возможность  организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчёта. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. Линейная планировка может быть трёх вариантов: продольная, поперечная и смешанная.

При  боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают  на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный  уровень расчёта. Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах  с большой торговой площадью, при  продаже специфических товаров  требующих специального выбора (парфюмерия, спорттовары).

Смешанная планировка предусматривает  расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинации и  боксовой планировок.

С развитием прогрессивных  методов обслуживания покупателей, особенно при торговле по образцам, получила широкое распространение  выставочная площадь. При этом виде планировки торговый зал оборудуется  витринами, горками, стендами, открытыми  столами и прочим торговым оборудованием, размещаемым вдоль стен и в  центре, образуется как бы выставка товаров со свободным доступом к  ним покупателей.

 

2.3. Организация  приёмки и хранения товаров  в магазине

 

 

Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных  и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным сохранением качества при  наименьших затратах труда и высоком  уровне торгового обслуживания.

Особенность торгового процесса заключается в том, что предметом  труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Торговый процесс включает такие виды коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов товаров.

Технологический процесс  обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров  в магазин и кончая полной подготовкой  их к продаже. Технологический процесс  включает такие операции, как приёмка  товаров по количеству и качеству, хранение, упаковка товаров, их перемещение  и выкладка в торговых залах магазинов.

В магазинах, торгующих одеждой, различают три основные схемы  технологического процесса продажи.

Первая включает приемку  товаров и подачу их непосредственно  с приёмной площади в торговый зал для продажи. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для её осуществления два функциональных помещения: для приёмки товаров и для их продажи.

Вторая схема технологического процесса состоит из трёх операций: приёмки, хранения товаров и их продажи.

 Третья схема технологического  процесса применяется при организации  продажи товаров, требующих предварительной  доработки перед подачей их  в торговый зал (чистка, освобождение  от упаковки, утюжка).

Неотъемленной частью любого технологического процесса в торговле является обслуживание покупателей, выступающее  одной из основных его функций. Составные  элементы процесса продажи в непродовольственных  магазинах делятся на основные и  вспомогательные. К основным относятся: предложение товара, консультации покупателей, операции по отпуску товара, расчётно-кассовые операции. К вспомогательным относятся : приёмка товаров, размещение и укладка их на складе, подготовка товаров, рабочих мест и зон обслуживания покупателей к продаже, внутренняя транспортировка товаров.

Приёмка товаров  является важной операцией торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приёмка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных ,  накладных и других сопроводительных документов. Если товары поступили без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение.

Приёмка товаров по качеству проводится в соответствии с требованиями, предусмотренными стандартами, техническими условиями, а также по сопроводительным документам (сертификатам, удостоверениями о качестве).Одновременно производится приёмка тары по количеству, проверяется комплексность товара, маркировка. Если поставщик товара находится в одном городе с покупателем, то приёмка по качеству ведётся в течение 10 дней с момента поступления товаров, а если поставщик иногородний – в течение 20 дней. Если представитель поставщика не явился, то проверка качества товара производится экспертом бюро товарных экспертиз. Экспертиза одежды проводится в соответствии и ГОСТами, техническими условиями, образцами товара и его дубликатами.

Помещения для хранения товаров  по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Они  должны быть оснащены соответствующим  технологическим оборудованием  – стеллажами, полками. Условия хранения определяются многими факторами. К самым важным следует отнести режим хранения, правила размещения в хранилище и санитарное состояние помещений для хранения. В складских помещениях товары должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей, от повреждения личинками моли и грызунами. Верхняя одежда хранится в подвешенном состоянии. Лёгкую одежду, бельё хранят индивидуально или в первичной упаковке на стеллажах, соблюдая необходимую высоту хранения.  Стеллажи оборудованы занавесками, а кронштейны – чехлами для защиты товаров от пыли и загрязнения. Изделия хранятся в условиях, предохраняющих от воздействия отопительных систем ( не менее 1 м от приборов отопления), электрических ламп, а также стен и пола. Товары предварительно рассортированы по видам, моделям, размерам и ростам.

Хранение имеет большое  значение для сохранения качества товаров. Одежда должна храниться при относительной  влажности воздуха 50-70%. Высокая относительная влажность способствует развитию микроорганизмов. При пониженной относительной влажности изделия пересушиваются, становятся жёсткими и ломкими. Для предупреждения всех видов загрязнений в обязательном порядке ежедневно производится визуальный контроль склада, постоянно товароведы осматривают товары, тару и тарные материалы, стены и пол.

Контроль за качеством  хранимого товара и состоянием тары и упаковки –одна из главных обязанностей товароведа.  По результатам замеров  температуры, влажности делаются записи в журнале наблюдений. Эти записи очень важны, так как по ним  списывают товары или накладывают  штрафы за несоблюдение режимов, то есть они служат доказательством нарушений.

 

2.4. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале.

 

 

Размещение товаров- это  их расположение на площади торгового  зала. Рациональное размещение товаров  в торговом зале позволяет правильно  формировать потоки покупателей  и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается  тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят.

Выкладка товаров- это  определённые способы укладки и  демонстрации товаров в торговом зале. Эта услуга предназначена для  демонстрации, облегчения поиска и  выбора необходимых товаров.

Правильная организованная выкладка товара в торговом зале способствует привлечению внимания покупателей  и побуждает их сделать покупку. При выкладке товаров на торгово-технологическом  оборудовании применяют горизонтальный и вертикальный способ.

Горизонтальная выкладка товаров имеет место, когда товары выкладываются по всей длине полки, и каждому товару отведена отдельная полка или несколько. При вертикальной выкладке товаров однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

Выкладка товаров осуществляется на основе следующих принципов:

  • для выкладки товаров необходимо использовать все свободные места в торговом зале;
  • товары, имеющие одинаковое значение, должны быть расположены в одном отделе магазина;
  • сопутствующие товары должны быть выставлены в непосредственной близости от основных;
  • новые товары, на которые необходимо обратить особое внимание покупателей, нужно выкладывать на видных местах.

В магазине всё торговое оборудование, особенно места, где расположен товар,  должны быть чистыми, без следов от товара и пыли. Ценники хорошо заметны с расстояния, на котором обычно находится покупатель по отношению к товару. Для более наглядной демонстрации одежды в магазине используются манекены. В торговом зале товароведы размещают одежду по размерам, по видам материала ( трикотаж,  шёлк, хлопок), по назначению (брюки, кофты, юбки, куртки).

Чтобы магазин всегда привлекал  покупателей и не оставлял у них  чувство давно изученного, скучного места, выкладку необходимо раз в  полгода обновлять, меняя местами  товары, стеллажи и полки, оптимизируя  пространство торгового зала, обновляя и ассортимент.

 

ГЛАВА 3. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом  предприятии

 

3.1. Организация  дополнительных услуг покупателям

 

 

Предоставление покупателям  дополнительных услуг, связанных с  приобретением и использованием товара, необходимое условие повышения  культуры обслуживания населения.

Все дополнительные услуги, оказываемые покупателям, можно  разделить на три группы:

  1. услуги, связанные с покупкой товаров;
  2. услуги, связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретённых товаров;
  3. услуги, направленные на создание удобств покупателям при посещении магазина.

Информация о работе Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии