Теоретические основы долгосрочного планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

В постоянно изменяющихся нестабильных условиях рыночной экономики адаптация к внешней среде является основным условием успешной деятельности любой системы. Поэтому в плане развития должен быть заложен механизм ее реализации, позволяющий гибко реагировать на прогнозируемые и текущие изменения среды для того, чтобы в одном случае извлечь максимальную пользу, а в другом случае - исключить или снизить негативные воздействия этих изменений.
Все это определило актуальность темы данной работы.
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования и управления, разработка основных направлений совершенствования системы стратегического планирования на предприятии.

Файлы: 1 файл

долгосрочное планирование в организации.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

Введение

Зарубежный  и отечественный опыт долгосрочного  планирования позволяет заключить, что необходимость  развития предприятий  в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой долгосрочных задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся  процессы развития потребовали  координации  усилий множества участников этих процессов  и задания определенного направления  приложения усилий. Для того чтобы  развитие предприятия проходило  целенаправленно, необходимо постоянно  согласовывать текущую деятельность с целями на долгосрочный период.

В современных условиях предприятия  вынуждены проводить все более  сложную политику, искать оригинальные комбинации различных ее методов  и механизмов, чтобы создать условия  для развития, выдвигать новые  идеи, способные дать толчок для  развития на новом уровне. Чтобы  это обеспечить,  производственная политика должна основываться на долгосрочной осмысленной программе, затрагивающей  все сферы жизнедеятельности  предприятия.          Долгосрочное планирование – относительно малоизученный в России институт менеджмента, так как до 90-х годов можно говорить об отсутствии самостоятельности организаций, о существовании только государственных фирм, о навязывании фирмам государственного плана и об административно-командной экономике. И следовательно долгосрочное планирование в рамках отдельной фирмы как правило «спускалось с выше». В настоящее же время планирование носит другой характер. Множества фирм различной правовой организации борются за рынок, борются в достижении своих целей в условиях рыночной экономики, в условиях конкуренции.                                                                            

В понятие "планирование" входит определение целей и путей  их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как  сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные  планы взаимосвязаны между собой.                                          Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:                            -повышение контролируемой доли рынка;                                                                              -предвидение требований потребителя;                                                                               -выпуск продукции более высокого качества;                                                        -обеспечение согласованных сроков поставок;

-установление уровня цен с учетом условий конкуренции;                                                             

-поддержание репутации фирмы  у потребителей.                                  

 Планирование всегда ориентируется  на данные прошлого, но стремится  определить и контролировать  развитие предприятия в перспективе.  Поэтому надежность планирования  зависит от точности и правильности  бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия  базируется на неполных данных. Качество планирования в большей  степени зависит от интеллектуального  уровня компетентных сотрудников,  менеджеров. Все планы должны  составляться так, чтобы в них  можно было вносить изменения,  а сами планы взаимосвязывались  с имеющимися условиями. Поэтому  планы содержат в себе так  называемые резервы, иначе именуемые  "надбавками безопасности", однако  слишком большие резервы делают  планы неточными, а небольшие  влекут за собой частые изменения  плана. В основу составления  плана по конкретным направлениям  производственных участков предприятия  кладутся отдельные задачи, которые  определяются как в денежных, так и в количественных показателях.  При этом планирование должно  отталкиваться от так называемых  узких мест: в последнее время  это сбыт, финансы или рабочая  сила.

          В постоянно изменяющихся нестабильных условиях рыночной экономики адаптация к внешней среде является основным условием успешной деятельности любой системы. Поэтому в плане развития должен быть заложен механизм ее реализации, позволяющий гибко реагировать на прогнозируемые и текущие  изменения среды для того, чтобы в одном случае  извлечь максимальную пользу, а в другом случае -   исключить или снизить негативные воздействия этих изменений.

Все это определило актуальность темы данной работы.

Целью настоящей  работы является рассмотрение теоретических  аспектов стратегического планирования и управления, разработка основных направлений  совершенствования  системы стратегического планирования на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы  долгосрочного планирования  в организации 

1.1. Понятие планирования

          Планирование — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции

          Сбалансированный внутрифирменный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, апробированную стратегию совершенствования производства, высокую трудовую мораль работников и работниц, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.

        Ведущими разделами внутрифирменного  плана являются: маркетинг, определяющий  объем продаж и доходы, суммарные  затраты и коммерческие результаты. Исходными данными являются: производственные  задания на базе данных о  потенциальном спросе, насыщенности  рынка, движении рыночных цен.  На основе его формируется  ассортимент продукции, определяются  масштабы и принципы организации  производства, что в итоге определяет  объем продаж.

          Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период;  определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

        Таким образом, назначение планирования  как функции управления состоит  в стремлении заблаговременно  учесть по возможности все  внутренние и внешние факторы,  обеспечивающие благоприятные условия  для нормального функционирования  и развития предприятий, входящих  в фирму. Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий,  определяющих последовательность  достижения конкретных целей  с учетом возможностей наиболее  эффективного использования ресурсов  каждым производственным подразделением  и всей фирмой. Поэтому планирование  призвано обеспечить взаимоувязку  между отдельными структурными  подразделениями фирмы, включающими  всю технологическую цепочку:  научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность  опирается на выявление и прогнозирование  потребительского спроса, анализ  и оценку имеющихся ресурсов  и перспектив развития хозяйственной  конъюнктуры. Отсюда вытекает  необходимость увязки планирования  с маркетингом и контролем   с целью постоянной корректировки  показателей производства и сбыта  вслед за изменениями спроса  на рынке. 

         Можно выделить  некоторые характерные особенности  планирования в зависимости от  целей:

— в американских компаниях главное  — это объединение стратегий  всех подразделений и распределение  ресурсов;

— в английских компаниях —  ориентация на распределение ресурсов;

—  в японских компаниях —  ориентация на внедрение новшеств и  повышение качества решений.

        Планирование  предполагает: обоснованный выбор  целей; определение политики; разработку  мер и мероприятий; методы достижения  целей; обеспечение основы для  принятия последующих долгосрочных  решений.

        Планирование  направлено на оптимальное использование  возможностей фирмы, в том числе  наилучшее использование всех  видов ресурсов и предотвращение  ошибочных действий, могущих привести  к снижению эффективности деятельности  фирмы.

        Планирование  включает в себя определение:

— конечных и промежуточных целей;

— задач, решение которых необходимо для достижения целей.;

— средств и способов их решения;

— требуемых ресурсов, их источников и способа и распределения.

 

 

1.2. Долгосрочное планирование и  его стадии

       Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспектив.                                                           Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.

Экономическое прогнозирование

      Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах. Главными функциями экономического прогнозирования являются:

  • анализ экономических, социальных, экологических и научно-технических тенденций;
  • оценка сложившихся ситуаций и выявление узловых проблем хозяйственного развития;
  • анализ направлений изменения в соответствующих областях, оценка их действий в будущем и предвидение новых экономических проблем;
  • определение возможных альтернатив развития в перспективе;
  • накопление достаточной информации для всестороннего обоснования принятия оптимальных плановых решений.

      Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования позволяет преодолеть инерционность экономических процессов, реализовать принципиальные сдвиги в технике и технологии, изменить сложившиеся тенденции и структуру производства, подчинить их потребностям рынка. Поэтому при долгосрочном прогнозировании следует, как можно шире использовать нормативно-целевой подход, который базируется на определении потребностей и целей развития, а также его в сочетании с дескриптивным походом, основанном на изучении сложившихся тенденций и распространении их на будущее. Особенностью долгосрочного прогнозирования является его вариантность. Прогнозы могут различаться в зависимости от принятых степени обеспечения отдельными видами ресурсов, полного или частичного удовлетворения спроса на определенные товары и др. При экономическом прогнозировании проводят сопоставительный анализ возможностей предприятия с достижениями конкурентов, изучают состояние рынка, особенности отрасли, в пределах которой будет функционировать предприятие.

Стратегическое планирование

      Предусматривает разработку прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатывают также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретения оборудования, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии.

Существует несколько вариантов  стратегических планов развития предприятия:

  • суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;
  • функциональный план отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;
  • экономический план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;
  • план развития предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи с реализацией суммативного плана.

Информация о работе Теоретические основы долгосрочного планирования в организации