Теоретические аспекты разработки бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 17:31, дипломная работа

Описание работы

В любой сфере деятельности для достижения поставленных целей необходим определенный план действий. При переходе к рынку некоторые руководители восприняли вновь складывающиеся экономические отношения как «антиплановые», но это далеко не так. Важность планирования деятельности предприятий и организаций не уменьшается, а наоборот усиливается, так как успех работы в рыночных условиях невозможен без полного и ясного представления о перспективах и последствиях принимаемых решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА 6
1.1. Сущность и концепция бизнес планирования 6
1.2. Определение и характеристика бизнес-планирования: цели и задачи, функции, принципы 11
1.3.Этапы разработки бизнес-плана 15
2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 23
2.1 Зарубежная модель бизнес планирования: США, Япония 23
2.2.Особенности разработки бизнес плана в российских условиях 31
2.3. Процесс и организация бизнес плана при открытии нового дела планирования на предприятии 43
3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СВЕТ» 54
3.1.Основные направления совершенствования бизнес планирования на предприятии ООО «СВЕТ» 54
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию бизнес – планирования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты разработки бизнес-плана 6.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

Уделим особое внимание  факторному анализу отклонения фактического размера прибыли от бюджетного.

При проведении анализа отклонений фактических показателей от бюджетных использСвется понятия эффективности (результативности) и производительности. Эффективность - это степень достижения поставленной цели. Производительность - степень использования ресурсов для достижения поставленной цели.

 

 

 

Таблица 3.1.

Факторный анализ отклонения фактического размера прибыли от бюджетного

Показатели

Генеральный (статический)

бюджет

Гибкий бюджет на объем продаж

1400 ед.

Факт

1 год

Отклонения гибкого бюджета от

генерального

статического

Отклонения фактических затрат от гибкого бюджета

Объем продаж, шт.

1700

1500

1400

200 (Н)

100 (Н)

Выручка от продаж, тыс.руб.

357

270

210

87 (Н)

60 (Н)

Всего переменных затрат, тыс.руб.

145.5

112

110

33.5 (Н)

2(Н)

Маржинальный доход, тыс.руб.

367

279

218

88 (Н)

61 (Н)

Всего постоянных затрат, тыс.руб.

148.5

124.5

112

24(Н)

12.5(Н)

Финансовый результат основной деятельности, тыс.руб.

121.5

86

49

35.5 (Н)

37(Н)


 

Таким образом, неблагоприятное отклонение фактической прибыли от ее значения по гибкому бюджету (37 тыс.руб.) и неблагоприятное отклонение прибыли по гибкому бюджету от ее значения по статическому генеральному бюджету (35.5 тыс.руб.) в сумме дают неблагоприятное отклонение фактических финансовых результатов от результатов, предусмотренных статическим бюджетом (72.5 тыс.руб.). Причем отклонение в 35.5 тыс.руб. вызвано исключительно различиями в объемах реализации.

Анализ отклонений от гибкого бюджета может углубляться и детализироваться с целью выявления проблем на отдельных производственных участках.

Применительно к анализу прибыли можно сказать, что отклонение, вызванное влиянием первого (доходного) фактора, свидетельствует об эффективности деятельности предприятия; отклонение в связи с воздействием второго (затратного) фактора - о его производительности.

Из сравнения планового объема продаж (1700 шт.) с фактическим (1400 шт.) следует, что анализируемое предприятие работает неэффективно и неблагоприятное отклонение прибыли по этой причине, как уже выяснили, составило 35.5 тыс.руб.

Оценить производительность можно путем сравнения фактических и планируемых затрат. В данном случае общая сумма фактических затрат (110 + 112 = 222 тыс.руб.) превысила сумму затрат, планируемых на данный объем продаж (112 + 124.5 = 236.5 тыс.руб.). А это значит, что деятельность ООО «Свет» может оказаться не только неэффективной, но и непроизводительной.

Этими данными исчерпывается информация, которую можно получить по результатам анализа первых двух уровней.

Второй и третий уровни анализа позволяют более подробно исследовать влияние на прибыль затратного фактора. Это связано с тем, общая сумма расхода любого вида ресурса (в денежной оценке) складывается под влиянием двух составляющих:

  • цены единицы этого ресурса;
  • нормы потребления ресурса в натуральном выражении на единицу продукции.

Фактические цены могут отклоняться от запланированных. Фактический расход ресурсов (в натуральном выражении) также не всегда соответствует бюджету. При этом каждый фактор по-своему влияет на отклонение фактической прибыли от запланированной.

Второй уровень. Данный уровень анализа предполагает расчет отклонений по цене ресурсов. Результаты расчетов, выполненные на этом этапе, показывают, как повлияло на прибыль отклонение фактической цены приобретения ресурсов от нормативной (предусмотренной в бюджете). Отклонение по цене - это разница между фактической и нормативной ценами приобретения ресурсов, умноженная на фактический объем реализованной продукции (работ, услуг).

Отклонения по цене могут возникать например при приобретении материалов (материалы могут быть закуплены по цене, отличной от запланированной).

Допустим, для ООО «Свет» разработаны следующие нормы затрат.

1. Норма затрат материалов  на единицу продукции, кг

Необходимо для производства - 4,8

Поправка на брак - 0,2

Всего - 5,0

2. Нормативная цена 1 кг материалов, тыс.руб.

Цена поставщика - 1,84

Транспортные расходы - 0,16

Всего - 2,00

Для того чтобы оценить, как отклонения, допущенные при приобретении материальных ресурсов, сказались на фактической прибыли предприятия, необходимо найти разницу между нормативной ценой приобретения ресурсов и фактическими затратами на них и умножить ее на общее количество приобретенных ресурсов.

Формула расчета имеет следующий вид:

Отклонения по цене приобретенных ресурсов = Разница между нормативной и фактической ценами приобретения ресурсов х Фактический объем использованных ресурсов.

Если фактически ООО «Свет» было потреблено 36 800 кг материала, а закуплен он по цене 1,9 тыс.руб./кг, то отклонение прибыли за счет этого составит:

(2,0 - 1,9) х 36 800 = + 36.8 тыс.руб. (Б).

Третий уровень. Задача заключительного уровня анализа состоит в том, чтобы выяснить, как повлияло на прибыль отклонение фактического расхода того или иного вида ресурсов от расхода, предусмотренного нормативной базой организации.

Отклонения, выявленные на этом этапе пофакторного анализа прибыли, позволяют оценить степень эффективности использования приобретенных ресурсов. Они выявляются в результате сравнения нормативной величины использованных ресурсов с их фактическим потреблением и вычисляются по формуле: 

Отклонения по производительности = (Планируемый объем использованных ресурсов - Фактический объем использованных ресурсов) х Стандартная цена на ресурсы.

Если бюджетом предусматривалось потребить 40 000 кг материала, то для материалов получим следующее отклонение:

(40 000 -36 800) х 2,00 = - 64 тыс.руб. (Н).

Сами по себе отклонения не указывают прямо на причину невыполнения поставленных задач. Тем не менее, анализ всего комплекса отклонений способствует выявлению возможных причин невыполнения бюджета. Например, анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы: поскольку благоприятное отклонение по цене на материалы сопровождается неблагоприятным отклонением по их использованию, можно предположить, что низкие закупочные цены на некоторые материалы явились следствием их невысокого качества. По этой причине большое количество материалов браковалось, в результате чего их фактический расход превысил бюджетный.

В целом, чтобы сделать контроль более эффективным, следует соблюдать ряд простых правил, которые опробованы на практике многими руководителями и принесли им успех:

1. Контроль должен быть регулярным  и не неожиданным. Он не должен сводиться к отдельным инцидентам.

2. Не надо стремиться проконтролировать  все, лучше сосредоточиться на наиболее важных моментах.

3. Не надо использовать скрытый  контроль. Кроме обиды, досады и  напряжения в отношениях он  ничего не приносит.

4. Контролируя, надо стараться выявлять  не только недостатки, но и  успехи.

5. Не должно быть неконтролируемых участков работ.

6. Результаты контроля должны  обязательно доводиться до подчиненного. Негативные результаты контроля бесплодны, если они сразу же не обсуждены и не найдены способы устранения недостатков.

7. Беседа по итогам контроля  должна быть конструктивной.

8. Важно, чтобы подчиненный действительно (а не формально) сделал для себя соответствующие выводы.

Особое внимание сегодня уделяется  проблеме развития и поддержки  малого бизнеса в регионах местными властями самоуправления.

ООО «Свет» был зарегистрирован  в г. Коломна на сегодняшний день в поддержку развития малого бизнеса осуществляются следующие мероприятия:

Поддержка и развитие малого бизнеса в регионе регламентировано законом  «О  московской  области об областной целевой программе развития  и  поддержки  малого предпринимательства в московской области на 2004-2007 годы» от  18 мая 2005 г. N 8/139-П.

Цель программы: Содействие развитию малого предпринимательства в Московской области путем координации действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Основные направления:

  • Информационное и научно-методическое обеспечение  малого предпринимательства;   
  • развитие инфраструктуры малого предпринимательства;
  • финансовая и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства;    
  • кадровое обеспечение малого предпринимательства.

Объем и источники финансирования: Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий настоящей Программы в 2004-2007 годах составляет 279,3 млн. рублей.36

В поддержку малому бизнесу созданы структурные органиазции по Коломенскому району это НП «Межрегиональный союз предпринимателей при администрации Коломенского района».Черемисина Ольга Владимировна - председатель правления.

Также существует Экспертно-аналитический Центр по выработке предложений по ограничению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в Московской области:

- Проводит анализ (постоянный мониторинг) федерального, областного и местного законодательства с целью оптимизации согласовательной и разрешительной практики, готовит предложения для внесения изменений в законодательство;

- Обобщает практику согласования, разрабатывает организационные  мероприятия по ее совершенствованию;

- Выявляет факты установления  административных ограничений для  осуществления предпринимательской  деятельности, не предусмотренных  законодательством, и готовит предложения  по их устранению;

- Формирует технологические карты согласования по различным видам деятельности и типам решений, оформляет их в бумажном и электронном виде, доступном для широкого использования;

- Готовит предложения по оптимизации  и технической модернизации взаимоотношений  между органами власти различного уровня в процессе согласования;

- Готовит предложения по совершенствованию  регламента взаимодействия баз данных и организации открытого доступа к информации о ресурсах Московской области и деятельности по согласованию;

- Разрабатывает и сопровождает систему аккредитации негосударственных организаций, участвующих в подготовке и предварительной экспертизе документов для согласования, координирует и осуществляет нормативно-методическое обеспечение деятельности аккредитованных структур;

- Консультирует предпринимателей в процессе согласования, в том числе путем создания консультационных пунктов на базе муниципальных образований, работающих на хозрасчетной основе и использующих дистанционные технологии.

Существует также ГУМО "Московский областной фонд поддержки малого предпринимательства", который создан для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера: финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в Московской области, участие в финансировании межрегиональных и муниципальных программ.

Фонд:

- содействует формированию рыночных  отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства в Московской области и развитию конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в сфере поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области;

- участвует в разработке, проведении  экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых), муниципальных программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Московской области, направленных на развитие конкуренции, создание новых рабочих мест, насыщение товарного рынка;

Информация о работе Теоретические аспекты разработки бизнес-плана