Сущность и содержание плановой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:26, доклад

Описание работы

Плановая деятельность — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ.
Планирование является естественной частью менеджмента.

Файлы: 1 файл

планирование и прогнозирование.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

· текущие  планы  подразделений, в том числе бюджетные, дополняют  общефирменные  планы  текущей деятельности.

4) Помимо  планов  результатами  процесса  планирования  являются  программы (или  планы-программы )  и проекты.

Стратегический  план  включает в себя видение  и  миссию, общие цели, определяющие место  организации  в будущем, выбранные  стратегии действий. Составной частью стратегического  плана  является политика  организации . В стратегический  план  входят глобальные программы организации .

Стратегический  план  является ориентиром для принятия решений  на более низких уровнях; общие цели  организации , определенный в стратегическом  плане , конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический  план  является ограничителем для планов  более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного  планирования .

 Планы  действий  любой  организации  можно  охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные  планы  предполагают развитие  организации : производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные  планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы.Средние  и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами , нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

14.Сущность и содержание нормативного  метода планирования.

Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В экономических системах с плановой экономикой широко используется этот метод планирования.

Сущность  нормативного метода заключается в  технико-экономическом обосновании  прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Иными словами, сущность данного метода том, что  производственно-хозяйственная деятельность предприятий, объединений осуществляется на основе нормативов. Этим самым достигается  наиболее полная реализация на практике принципа пропорциональности и сбалансированности плановых и программных разработок, так как нормы и нормативы  рассчитываются с учетом оптимального использования материально-технической  базы и рациональной организации  производственных процессов. Последние  применяются для расчета потребности  в ресурсах и показателей их использования.

С помощью  норм и нормативов обосновываются важнейшие  пропорции, развитие материального  производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование  экономики.

В рыночной системе отношений использование  норм и нормативов возможно по таким  направлениям:

- для анализа  фактического состояния экономики  агропромышленного производства  на всех уровнях, поскольку  нормы и нормативы должны отражать  нормативные соотношения факторов  и результатов деятельности;

- для осуществления  прогнозных и программных расчетов  на достаточно обоснованной нормативной  базе с учетом вариантных подходов;

- в качестве  индикаторов-показателей при разработке  прогнозов и программ на всех  уровнях государственного управления  и хозяйственной деятельности;

- для ориентирования  товаропроизводителей в выборе  вариантов производственно-хозяйственных  и социальных решений, являясь  в известной мере индикаторами  эффективности.

Норма характеризует  научно обоснованную меру расхода ресурса  на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий  согласно утвержденной рецептуре. В  виде нормы выступает потребление  того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному  рациону питания. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие  необходимый размер общей и жилой  площади на одного жителя, потребление  воды на одного человека и др.

Нормативы, как правило, разрабатываются в  относительном выражении. Они характеризуют  степень использования ресурсов (например, процент выхода годного  литья от металлозавалки), расход ресурса на 1 млн рублей продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.           

По направлениям применения нормы и нормативы  подразделяются на:

- нормы  затрат труда (нормы выработки  — количество изделий на одного  рабочего или в единицу времени  в принятых единицах измерения)  или затраты времени на изготовление  единицы изделия (трудоемкость  или нормы обслуживания и т.д.);

- нормы  использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных  и вспомогательных материалов, топлива,  электроэнергии);

- нормы  и нормативы использования основных  производственных фондов (оборудования, машин, агрегатов, транспортных  средств) в натуральных показателях,  а также в стоимостном измерении  (выпуск продукции на 1 рубль основных  производственных фондов);

- нормы  и нормативы, характеризующие  эффективность общественного производства (производство национального дохода  на 1 рубль затрат, на 1 рубль основных  производственных фондов и др.);

- нормы  и нормативы капитальных вложений  и капитального строительства  (нормативы удельных капитальных  вложений, нормы продолжительности  строительства и др.);

- финансовые  нормы и нормативы (нормы амортизации,  нормативы отчисления от прибыли  в бюджет, нормативы рентабельности  и др.);

- социально-экономические  нормы (нормы потребления на  душу населения продовольственных  и непродовольственных товаров,  нормы жилой площади в городской  и сельской местностях, минимальный потребительский бюджет);

- нормы  и нормативы охраны окружающей  среды (степень очистки воды, воздуха  от вредных веществ, извлечение  из руд полезных ископаемых  и др.).

Все нормы  и нормативы подразделяются на текущие и перспективные. Первые применяются при разработке планов-прогнозов на текущий период (год, месяц), вторые — на перспективу.

17. Сущность и методология индикативного  планирования.

Индикативное планирование — это средство реализации социально-экономической  политики государства, основной метод  его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.

 Индикативное планирование  является наиболее приемлемой  для условий рыночной экономики  и широко распространенной во  всем мире формой государственного  планирования макроэкономического  развития. Индикативный план не  имеет директивного характера.  Он содержит ограниченное число  обязательных заданий и носит  в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.

Под  методологией   индикативного   планирования  мы понимаем систему подходов, принципов, показателей, методов разработки и  применения ИП в целом и составляющих его структурных блоков. Изучение структуры, логической организации и применение различных методов и алгоритмов ИП, на наш взгляд, способно помочь в обеспечении достижения поставленных целей, решении конкретных задач в сложившейся экономической ситуации, ориентировании развития экономики страны в соответствие с общепринятой в мировой практике концепцией нового качества экономического роста (предусматривающей развитие экономики по таким основным направлениям, как социально-результативное, ресурсосберегающее, наукоемкое, экологозащитное).

Важнейшим составным элементом  методологии  ИП являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, правила формирования и обоснования всей системы  планирования . Основополагающими принципами  индикативного   планирования  являются:

 

Принцип социальной направленности и приоритетности интересов человека и общества; дополняется принципом  социальной справедливости, реализуемый  через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах населения и предприятий.

Принцип повышения эффективности  общественного производства (все  цели и задачи планирования должны осуществляться с наименьшими затратами, с максимальной экономией всех видов ресурсов).

Принцип пропорциональности и сбалансированности (рынок - мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования, однако пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, через систему планирования формирует государство). Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества, с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

Принцип приоритетности (необходимость  выбора приоритетных направлений в  развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных задач.

принцип согласования краткосрочных  и перспективных целей и задач  предполагает сочетание текущих  целей и задач социально-экономического развития страны с достижением научно-обоснованных стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов. Важным элементом методологии является логика  планирования  -упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой системы  индикативного   планирования , построение ее четкой структуры. Рассмотрим взаимосвязь основных структурных блоков ИП.

В изложенном выше материале  указывалось, что  индикативные  планы включают в себя и позволяют  органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, вопросы управления государственными предприятиями и др.

Очевидно, что методы реализации целей и задач  индикативных  прогнозов и планов не ограничиваются только программированием, а включают в себя широкий спектр иных способов регулирования, однако в данном исследовании рассматривались методологические аспекты именно экономического программирования, которое является эффективным комплексным  инструментом регулирования экономического и социального развития, тесно  связано с планом, и может использоваться одновременно с другими средствами государственного воздействия. Более того, именно экономическое программирование, представляя собой реализующий основные ориентиры экономической политики блок государственного воздействия, в литературе часто отождествляется со всей системой  индикативного планирования107 (ранее, в ходе дискуссии о возможности планомерности рыночной экономики предлагалось использовать понятие «экономическое программирование» для отличия индикативного   планирования  капиталистических стран от «истинного» социалистического планирования ). Обсуждаемый вопрос первичности категорий «план» и «программа» (вытекают ли задания плана из обобщения программ, либо наоборот, сформированный план определяет направления реализации программ1 8) автором решается в пользу плана, так как индикативный  план рассматривается как более широкое понятие, которое включает в себя прогноз, выработку общих целей и концепций развития, а программа является в большей степени средством достижения этих целей.

 

Структурный блок прогнозирования  в рамках системы  индикативного   планирования  выступает как его  первая, обязательная, научно-аналитическая  стадия. Планирование является объективным  и закономерным продолжением и развитием  прогнозной деятельности, поскольку  разрабатываемые в настоящее  время прогнозы выходят за пределы  прогнозирования как чистого  предвидения развития событий, позволяют  обосновывать выбор наиболее приемлемого  варианта движения экономики. Велика роль прогнозов в разработке социально-экономической  концепции и основных направлений  развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу. Таким образом, можно говорить о взаимопроникновении и взаимовлиянии прогнозных и плановых процедур. В то же время, занимая важное место в системе государственного управления, прогнозирование может выступать и как самостоятельная форма регулирования, тем более, что многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования (например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.). В данной работе методологические особенности и характеристики прогнозного этапа и процедур формирования планов рассматриваются в рамках предложенной структуры трех блоков: прогнозирования -  планирования  - - программирования. Ниже дана развернутая характеристика сущности и видов, классификация основных способов осуществления каждого из этих блоков, выявлены трудности практического применения в реальных условиях отечественной экономики.

Информация о работе Сущность и содержание плановой деятельности