Стили руководства, их разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является характеристика стилей руководства, их разновидностей. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с понятием «стиль руководства», с его объектами субъектами, формированием;
- охарактеризовать авторитарный стиль руководства;
- охарактеризовать демократический стиль руководства;
- охарактеризовать либеральный стиль руководства;
- ознакомиться с двумерной классификацией стилей руководства;
- ознакомиться с ситуационными моделями стилей руководства.

Содержание работы

Введение ..3
1 Стиль руководства ..4
2 Авторитарный стиль руководства ..5
3 Демократический стиль руководства ..7
4 Либеральный стиль руководства 9
5 Двумерная классификация стилей руководства 10
6 Концепции ситуационного маркетинга 11
Заключение ..13
Список использованных источников ..15

Файлы: 1 файл

стили руководства реферат.docx

— 38.66 Кб (Скачать файл)

2. Подчиненным предоставляется  полная свобода, которая может  привести к анархии.

 Либеральный стиль  управления применялся в нашей  стране в период становления  рыночной экономики с 1985 до  середины 1990-х гг. Существование  данного стиля управления в  современных условиях возможно, если официальный руководитель  является фиктивным (зиц-председатель), иначе такого менеджера вскоре "подсидят" его подчиненные [3].

 

 

 

 

 

5 Двумерная классификация стилей руководства

 

Широкую известность получила двумерная классификация стилей руководства, разработанная американскими  учеными Р. Блейком и Д. Моутки и названная таблицей ГРИД или «решеткой менеджмента» (рисунок 1).

9

1.9

             

9.9

8

                 

7

                 

6

                 

5

       

5.5

       

4

                 

3

                 

2

                 

1

1.1

             

9.1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9


 

Рисунок 1 – Таблица стилей управления ГРИД

Согласно данной таблице, различают следующие стили управления:

1) Стиль управления 9.1. Он  характеризуется сочетанием высоких  требований по достижению высоких  производственных результатов и  низкой заботой о людях. Такой  руководитель строг и требователен  к подчиненным, принимает единолично  решения, относится болезненно  к критике со стороны подчиненных.

2) Стиль управления 1.9. Руководитель данного типа проявляет минимальный интерес и заботу о производстве и максимально заботится о людях, находит одобрение и поддержку со стороны подчиненных, приятен в общении, доверяет подчиненным.

3) Стиль управления 1.1. Руководитель этого типа мало заботится о подчиненных и о производстве. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, не проявляет инициативу, непоследователен в своих действиях.

4) Стиль управления 5.5. Основан на сочетании заботы о людях и о производстве. Используется метод «кнута и пряника», сочетание критики с похвалой.

5) Стиль управления 9.9. Отличительной  чертой является забота о производстве  и о людях. Деятельность руководителя  направлена на повышение заинтересованности  коллектива в результатах своего  труда. Руководитель обладает  высокой работоспособностью, стремится  к нововведениям, уверен в себе [2].

 

6 Концепции ситуационного маркетинга

 

Попытки определения универсального стиля руководства потерпели  неудачу, т.к. эффективность руководства  зависит не только от стиля управления руководителем, но и от очень многих факторов. Поэтому ответ начали искать в рамках ситуационных теорий. Главной  идеей ситуационного подхода  было предположение, что управленческое поведение должно быть разным в различных  ситуациях.

Модель, описывающую зависимость  стиля руководства от ситуации, предложили в 70-е гг. Т. Митчел и Р. Хоус. В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исполнители будут стремиться к достижению целей организации тогда, когда будет связь между их усилиями и результатами работы, а так же между результатами работы и вознаграждением, т.е. если они получат от этого какую-то личную выгоду. Модель Митчелла и Хауса включает четыре стиля управления:

1. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки".

2. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше использовать "инструментальный стиль", сходный с ориентированным на создание организационно-технических условий производства. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, что бы им указывали, что и как им нужно делать, и создавали необходимые условия работы.

3. Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на "участие" подчиненных в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и принятия решений.

4. Имеется еще стиль, ориентированный на "достижение", когда руководитель ставит перед исполнителями посильные задачи, обеспечивает условия, необходимые для работы и ожидает самостоятельного без какого — либо принуждения выполнения задания.

Одной из наиболее современных  является модель стилей руководства, предложенная американскими учеными В.Вруман и Ф.Йеттоном. Они, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы, разделили руководителей на 5 групп по стилям руководства:

1. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.

2. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.

3. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.

4. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывают общее мнение.

5. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор [4].

Ни один стиль руководства  не может считаться оптимальным. Поэтому хороший руководитель –  это тот, кто может вести себя по-разному в зависимости от конкретной обстановки [2].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1) Стиль руководства — совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления.

К. Левин выдел три основных стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный (попустительский).

2) Суть авторитарного стиля руководства состоит в отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить. Бывает: эксплуататорско-авторитарный, патерналистски-авторитарный.

3) Организация, в которой  доминирует демократический стиль,  характеризуется высокой степенью  децентрализации полномочий, деятельность  подчиненных контролируется не  только властью руководителя, но  и посредством сил, имеющихся  в коллективе. У демократического стиля руководства выделяют две формы: консультативный стиль, демократический стиль.

4) Для либерального руководства  характерно минимальное участие  менеджера в руководстве. Применение этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, которые не приемлют командования, силового давления, мелочной опеки и пр.

5) Широкую известность  получила двумерная классификация  стилей руководства, разработанная  американскими учеными Р. Блейком  и Д. Моутки и названная таблицей ГРИД или «решеткой менеджмента». В ней выделяется 5 стилей руководства в зависимости от отношения руководства к подчиненным, к задачам, к работе.

6) Попытки определения универсального стиля руководства потерпели неудачу, т.к. эффективность руководства зависит не только от стиля управления руководителем, но и от очень многих факторов. Поэтому ответ начали искать в рамках ситуационных теорий. Ни один стиль руководства не может считаться оптимальным. Поэтому хороший руководитель – это тот, кто может вести себя по-разному в зависимости от конкретной обстановки.

Не существует «плохих» или  «хороших» стилей управления.  Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное  соотношение каждого стиля и  преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями  свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени  присутствует каждый из трех стилей руководства. 

Вопреки распространенным стереотипам  преобладающий стиль руководства  практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы  в первую очередь на поддерживание  хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы  на конечный результат).  Причинами  разделения стилей руководства  скорее могут быть личностные особенности  и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1 Воронин В.В. Психология успешных продаж: конспект лекций/ В.В. Воронин; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. – Красноярск, 2010. – 92 с.

2 Рубцова Л.И. Основы менеджмента в торговле / Л.И. Рубцова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 379 с.

3 Стили руководства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://examen.od.ua/shpora/page175.html

4 Стили руководства и  управления [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/rukovodstvo.html

 

 


Информация о работе Стили руководства, их разновидности