Стили руководства, их разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:46, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является характеристика стилей руководства, их разновидностей. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с понятием «стиль руководства», с его объектами субъектами, формированием;
- охарактеризовать авторитарный стиль руководства;
- охарактеризовать демократический стиль руководства;
- охарактеризовать либеральный стиль руководства;
- ознакомиться с двумерной классификацией стилей руководства;
- ознакомиться с ситуационными моделями стилей руководства.

Содержание работы

Введение ..3
1 Стиль руководства ..4
2 Авторитарный стиль руководства ..5
3 Демократический стиль руководства ..7
4 Либеральный стиль руководства 9
5 Двумерная классификация стилей руководства 10
6 Концепции ситуационного маркетинга 11
Заключение ..13
Список использованных источников ..15

Файлы: 1 файл

стили руководства реферат.docx

— 38.66 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Торгово-экономический институт

Кафедра торгового дела  и маркетинга

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Организация и управление предприятием» 

На тему: «Стили руководства, их разновидности»

 

 

 

 

 

Руководитель   ________         кэн, доцент                  Рубан О.В           

                     подпись, дата          должность, ученая степень           инициалы, фамилия

 

Студент   ТН-09-1           09-608                       _________    Калинина К.С.

                     номер группы       номер зачетной книжки  подпись, дата    инициалы, фамилия

 

 

 

Красноярск 2013

Содержание

 

Введение ..3

1 Стиль руководства ..4

2 Авторитарный стиль руководства ..5

3 Демократический стиль руководства ..7

4 Либеральный стиль руководства 9

5 Двумерная классификация стилей руководства 10

6 Концепции ситуационного маркетинга 11

Заключение  ..13

Список использованных источников  ..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Руководитель на всех уровнях  системы управления организацией выступает  как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический  климат и другие аспекты деятельности предприятия.

Власть дается ролью, выполняемой  в организации. Власть реализуется  через законодательные требования, принуждение, вознаграждение, экспертное мнение (власть эксперта – это вера в разумное мнение), убеждение (наиболее эффективный способ), лидерские качества руководителя. Сила не есть право, а  способность заставлять события  происходить по заданному плану.

Целью данного реферата является характеристика стилей руководства, их разновидностей. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- ознакомиться с понятием  «стиль руководства», с его объектами  субъектами, формированием;

- охарактеризовать авторитарный  стиль руководства;

- охарактеризовать демократический  стиль руководства;

- охарактеризовать либеральный  стиль руководства;

- ознакомиться с двумерной  классификацией стилей руководства;

- ознакомиться с ситуационными  моделями стилей руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Стиль руководства

 

Руководство — способность  оказывать влияние на отдельных  лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Одной из важнейших характеристик  деятельности руководителя является стиль  руководства [4].

Стиль руководства — совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления.

Руководитель является ведущим  и организатором в системе  управления. Управление деятельностью  групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют  определенное сходство.

Индивидуальность стилей руководства проявляется прежде всего в процессе общения менеджера с подчиненными. На стиль руководства оказывают влияние человеческие и деловые качества менеджера (знания, энергичность, уверенность в себе, способность к инновациям), его привычки (особенности речи, жесты, мимика, походка). Формирование стилей руководства определяется объективными и субъективными факторами.

Объективные факторы формирования стиля – это факторы, не зависящие  от менеджера. Как правило, они учитываются  им в процессе деятельности. К таким  факторам относятся стиль руководства  вышестоящего менеджера, возрастные, общеобразовательные, социально-психологические характеристики коллектива, здоровье менеджера, особенности  решаемых задач.

К субъективным факторам относятся  факторы, зависящие от личности менеджера. Это его человеческие и деловые  качества, знания и навыки управленческой деятельности, манеры поведения.

Стили руководства стали  объектом исследования с момента  зарождения менеджмента как науки. Однако только с  1930 г. их начинают изучать  на систематической основе.

В эти годы К. Левин выдел  три основных стиля руководства:

- авторитарный,

- демократический,

- либеральный (попустительский) [2].

 

2 Авторитарный стиль руководства

 

Исторически первым и до сегодняшнего момента наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль (директивный), считающийся универсальным. Суть его состоит в отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить.

Специалисты выделяют две  разновидности авторитарного стиля:

1. Эксплуататорско-авторитарный: руководитель имеет четкие характеристики автократа, не доверяет подчиненным, редко привлекает их к принятию решений, а задачи формирует сам. Основной стимул — страх и угроза наказания, вознаграждения случайны, взаимодействие строится на взаимном недоверии.

2. Патерналистски-авторитарный: руководитель благосклонно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение действительное, а наказание — потенциальное, и то, и другое используется для мотивации работников.

Применение авторитарного  стиля хотя и обеспечивает высокую  производительность, но не формирует  внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде. Излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и  злость, уничтожают стимулы к работе [4].

Такой стиль применим тогда, когда подчиненные полностью  находятся во власти руководителя, например на военной службе, или  безгранично ему доверяют (как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а тот уверен, что они не способны действовать правильным образом самостоятельно.

Концептуальной основой  авторитарного стиля руководства  является «Теория Х» Дугласа Марк-Грегора, излагающая взгляды Ф. Тейлора на работника индустриальной эпохи.

В соответствии с ней:

- люди не любят трудиться  и при любой возможности избегают  работы;

- у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от  ответственности, предпочитая, чтобы  ими руководили;

- чтобы заставить людей  трудиться, необходимо использовать  принуждение, строгий контроль  и угрозу наказания.

Однако Мак-Грегор считал, что подобное поведение вызвано  не столько свойствами человеческой натуры, сколько теми внешними условиями, при которых людям приходилось  жить и трудиться. А они до середины ХХ века были весьма далеки от идеала даже в наиболее развитых странах. На предприятиях зачастую преобладал тяжелый малоквалифицированный  физический труд, а продолжительность  рабочей недели намного превышала 40часов. Поэтому иного отношения  людей к работе трудно было и ожидать [2].

Достоинства авторитарно стиля:

- обеспечивает четкость  и оперативность управления;

- создает видимое единство  управленческих действий для  достижения поставленных целей;

- минимизирует время принятия  решений, в малых организациях  обеспечивает быструю реакцию  на изменение внешних условий;

- не требует особых  материальных затрат;

- в "молодых", недавно  созданных, предприятиях позволяет  успешнее (быстрее) справиться с  трудностями становления и пр.

Недостатки:

- подавление (неиспользование)  инициативы, творческого потенциала  исполнителей;

- отсутствие действенных  стимулов труда;

- громоздкая система контроля;

- невысокая удовлетворенность  исполнителей своим трудом;

- повышает степень бюрократизма;

- высокая степень зависимости  работы группы от постоянного  волевого прессинга руководителя  и пр.

 В результате снижается  удовлетворенность сотрудников  своей деятельностью и повышается  их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого  стиля управления приводит к  существенному снижению степени  эффективности работы предприятия.  Был характерен для нашей страны  в период социализма [3].

 

3 Демократический стиль руководства

 

Представления демократического руководителя о работниках отличается от представлений авторитарного. Мак-Грегор назвал их теорией «Y» Эти представления  сводятся к следующему:

- труд – это естественный процесс. Если созданы благоприятные условия, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

- если люди приобщены  к организационным целям, они  будут использовать самоуправление  и самоконтроль;

- приобщение является  функцией вознаграждения, связанного  с достижением цели;

- способность к творческому  решению проблем встречается  часто, а интеллектуальный потенциал  человека используется лишь частично.

Основываясь на этих предположениях, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые  воздействуют на потребности более  высокого уровня; потребности принадлежности к высокой цели, автономии и  самовыражения. Избегает навязывать свою волю подчиненным. Стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Организация, в которой  доминирует демократический стиль, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и посредством  сил, имеющихся в коллективе [1,2].

У демократического стиля  руководства выделяют две формы:

 1. Консультативный стиль: руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным. Ограниченное включение работников в процесс принятия решений используется для мотивации.

2. Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали.

Обычно демократический  стиль руководства применяется  в том случае, когда исполнители  хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много  новизны и творчества [4].

Положительные черты демократического стиля:

- стимулирует творческую  деятельность;

- снижает недовольство  сотрудников от принятых решений,  так как они принимаются совместно; 

- повышает мотивацию труда; 

- улучшает психологический  климат на предприятии и удовлетворенность  от выполненной работы.

Отрицательные моменты:

- не осуществляется жесткого  централизованного контроля;

-  ответственность за  выполнение может долго перекладываться; 

- затягивается процесс  принятия решений и их выполнения [3].

4 Либеральный стиль руководства

 

Либеральный руководитель предоставляет  подчиненному полную свободу в определении своих целей и контроля за своей собственной работой. Для либерального руководства характерно минимальное участие менеджера в руководстве. Руководитель-либерал выступает в роли посредника при осуществлении контактов между работниками организации, обеспечивает подчиненных информацией, необходимой для выполнения работы. Однако сам он пускает дела на самотек. Консервативен. Склонен воздействовать уговариванием, налаживанием личных контактов. Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного.

Применение этого стиля  находит все большее распространение  в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских  разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, которые не приемлют командования, силового давления, мелочной опеки и пр [1,2].

Особенности.

1. Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.

Информация о работе Стили руководства, их разновидности