Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

Политика в  сфере общественного благосостояния предусматривает: а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход, меньше прожиточного минимума должны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов. Минимальный потребительский бюджет определяется как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. Он должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора.

Основное содержание политики в области труда и занятости  составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест. Данное направление социальной политики занимает в ней особое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.

Указанная роль проявляется  в том, что экономическая политика, направленная на эффективное развитие производства, определяет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная политика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.). Политика в сфере занятости оказывает существенное влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населения; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

Политика по поддержке  социально незащищенных групп населения предусматривает:

  • Постоянное совершенствование пенсионной системы на основе: а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов;
  • Развитие системы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных пособий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан,   уволенных с государственной службы);
  • Обеспечение функционирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

 

Раздел 2. Прогнозирование  и планирование уровня жизни населения.

 

Народное благосостояние является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия как: «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни».

Под «условиями жизни» понимают наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы).  «Уровень жизни» — это обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

«Качество жизни» — это понятие, характеризующее, с одной стороны, самого субъекта общественной жизни и потребностей — человека (например, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой, комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

Задачи стратегического  планирования уровня жизни определяются целями социальной политики. Хотя, и это следует иметь ввиду, результаты такой процедуры планирования, как прогнозирование социального развития страны, учитываются в процессе формирования стратегии и тактики социальной политики. Главная задача стратегического планирования уровня жизни состоит в том, чтобы, по крайней мере, не допускать в ближайшей перспективе падения жизненного уровня населения по сравнению с уже достигнутым, а в дальнейшем, создать необходимые предпосылки для роста народного благосостояния, повышении качества жизни. Локальные же задачи — являются производными от главной, подчиненными ей и, вместе с тем, они отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектов народного благосостояния.

Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Федерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целевых комплексных программ, предусматривающих решение узловых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

В процессе разработки прогнозов  уровня жизни, комплексных и локальных  федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая  из трех групп.

В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни. К ним относят:

  • показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп;
  • показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здоровья    (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость;
  • показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и т.д.); 
  • показатели, характеризующие удовлетворение потребностей в развитии личности   российских граждан (численность населения имеющего различные уровни образования, доля времени на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств расходуемых на образование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расходах населения);
  • показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
  • показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья в расчете на 1 человека, число членов семьи на одно жилое помещение, федеральные стандарты социальной нормы площади жилья);
  • душевые показатели: производство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходов домашних хозяйств; фактического конечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домашних хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фактического конечного потребления домашними хозяйствами материальных товаров).

Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта и т.д.).

Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребление и др.).

В условиях рыночного хозяйства  уровень жизни населения зависит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и местного бюджетов.

Все доходы получаемые населением страны могут быть охарактеризованы следующими тремя важными категориями:

  • номинальные доходы;
  • реальные доходы;
  • реально используемые (конечные) доходы.

 

Под номинальными доходами понимают ту часть ВВП, ВНП или НД на которую население имеет право в результате осуществления каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальных трансфертов(выплаты из фондов социального страхования), трансфертов между организациями (одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, в состав номинальных доходов включаются:

  • денежные доходы, получаемые населением от государственных, общественных, кооперативных, частных предприятий, учреждений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами показываются в суммах до вычета налогов). Общая сумма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных доходов и расходов населения, а на перспективу — на основе укрупненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и оценок экспертов;
  • натуральные доходы, получаемые от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы национальных счетов) отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции 
    и услуг (отчетного и прогнозного);
  • косвенные доходы населения, получаемые в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями социальной инфраструктуры (сферы), обслуживающих население. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозного федерального бюджетов.

При расчетах номинальных  доходов населения необходимо иметь  ввиду то обстоятельство, что номинальные доходы одних групп населения частично формируются за счет других групп населения, поскольку оно выплачивает налоги и обязательные платежи и оплачивает стоимость платных услуг, предоставляемых физическими лицами и организациями, предприятиями, учреждениями социальной сферы.

Реальные доходы населения определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитывается индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уровень инфляции).

Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непосредственно на приобретение материальных благ и получении многообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по полученным у них кредитам.

Важным инструментом государственного регулирования и  стратегического планирования доходов населения является определение величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда. Под величиной прожиточного минимума понимают показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

 

 

 

 

В процессе расчетов величины прожиточного минимума может  быть использован ряд методов:

  • Статистический (прожиточный минимум устанавливается на 
    уровне доходов, которыми располагают 10—20% самых малоимущих граждан страны).
  • Нормативный (определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину).
  • Комбинированный или нормативно статистический (питание определяется по нормативам, а остальное — по его доле в общих расходах).
  • Субъективный (на основе социологических опросов населения о необходимом минимальном доходе).
  • Ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить прожиточный минимум).
  • Медианный (здесь порогом бедности считается величина, равная половине медианного дохода (среднедушевого дохода населения)).
  • Условных расчетов (применяется в основном в США. Состоит в оценке уровня стоимости специально сконструированного продовольственного набора и далее, исходя из условного соотношения между величиной прожиточного минимума и стоимостью продовольственного набора как один к трем, определяется величина прожиточного минимума).
  • Социальный минимум (в отличие от прожиточного, включает в себя более расширенный набор промышленных товаров).

Информация о работе Социальная политика