Системный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Построение АИС является начальным этапом процесса разработки систем управления базам данных (СУБД). СУБД, в свою очередь, являются совокупностью, предназначенной для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области).
Целью данного курсового проекта является создание автоматизированной информационной системы заданной предметной области - гипотетического предприятия «Мебельный цех».

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Первый этап проектирования АИС. Предпроектное обследование . . . . . . . . . .
5
1.1 Предметная область . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2 Кратко о предпроектном исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.3 Построение структуры предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
1.4 Определение миссии, выделение критических факторов успеха и проблем предприятия (задание 1). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
2. Проектирование информационной системы. Выделение бизнес-процессов (задание 2).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
2.1 Способы описания бизнес-процессов. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
2.2 Горизонтальное описание бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23
2.3 Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов мебельного цеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
3. Проектирование информационной системы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов (задание 3). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
3.1 Оценка бизнес-процессов по степени удовлетворения критическим факторам успеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
3.2 Кратко о методах оптимизации бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
3.3 Оптимизация бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
3.4 Итоги оптимизации бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . .
41
4. Проектирование информационной системы. Проектирование базы данных (задание 4). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
4.1 Кратко о базах данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
4.2 Построение информационной модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
4.3 Концептуальная модель базы данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
44
5. Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5).
49
5.1 Обоснование выбора среды разработки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
49
5.2 Описание интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
51
5.3 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
54
6 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
55
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

1- 3_Системный анализ_Курсовой.doc

— 3.83 Мб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

 

ТОМСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ   УПРАВЛЕНИЯ   И   РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ  (ТУСУР)

 

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

 

 

 

Пояснительная записка к курсовому проекту  по дисциплине

“СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ”

Вариант №3

 

Выполнила студентка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОМСК

2008

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1. Первый этап проектирования АИС. Предпроектное обследование  . . . . . . . . . .

5

1.1 Предметная область . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1.2 Кратко о  предпроектном исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.3 Построение  структуры предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8

1.4 Определение  миссии, выделение критических факторов  успеха и проблем предприятия (задание 1). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

2. Проектирование информационной  системы. Выделение бизнес-процессов (задание 2).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

2.1 Способы описания  бизнес-процессов. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

2.2 Горизонтальное описание  бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

2.3 Выделение основных  и вспомогательных бизнес-процессов  мебельного цеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

3. Проектирование информационной  системы. Анализ и оптимизация  бизнес-процессов (задание 3). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

31

3.1 Оценка бизнес-процессов  по степени удовлетворения критическим  факторам успеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

31

3.2 Кратко о методах оптимизации бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

33

3.3 Оптимизация бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

35

3.4 Итоги оптимизации бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . .

41

4. Проектирование информационной  системы. Проектирование базы данных (задание 4). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

42

4.1 Кратко о базах данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

42

4.2 Построение информационной  модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

43

4.3 Концептуальная модель  базы данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

44

5. Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5).

49

5.1 Обоснование выбора  среды разработки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

49

5.2 Описание интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

51

5.3 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

54

6  Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

55

Список используемой литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

56

Приложение 1  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

57


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Создание современных электронных вычислительных машин позволило автоматизировать обработку данных во многих сферах человеческой деятельности. Без современных систем обработки данных трудно представить сегодня передовые производственные технологии, управление экономикой на всех ее уровнях, научные исследования, образование, издательское дело, функционирование средств массовой информации, проведение крупных спортивных состязаний. Значительно расширило сферу применения систем обработки данных появление персональных компьютеров.

Одним из наиболее распространенных классов систем обработки данных являются информационные системы. Хотя на уровне здравого смысла назначение таких систем понятно каждому, для серьезного обсуждения технологий современных информационных систем необходимо более четко определить, в чем заключаются их специфические особенности, чем они отличаются от других систем обработки данных, какие функции они могут выполнять, какими ресурсами они располагают.

Любой разумный вид деятельности основывается на информации о свойствах состояния и поведения той части реального мира, с которой связана эта деятельность. Для получения такой информации во многих случаях необходимо регулярно через некоторые интервалы времени проводить натурные измерения (или наблюдения), позволяющие определять характеристики состояния сущностей реального мира и протекающих процессов, соответствующие моментам времени, когда эти измерения производятся.

В других случаях удается воспользоваться «материализованной» информацией, содержащейся в различного рода бумажных документах, отчетах или публикациях, которые также выступают как часть реальности. Требуемую информацию можно извлечь из них путем своего рода «наблюдения».

Однако некоторые натурные измерения или наблюдения могут оказаться неосуществимыми в отведенное для них время в связи с большой трудоемкостью, высокой стоимостью, недоступностью объекта измерения (наблюдения) и по другим причинам.

Значительно сократить объем необходимых натурных измерений позволяет компьютерное моделирование реальности. Если компьютерная модель адекватно (относительно информационных потребностей пользователей) отражает состояние и динамику реальности, то многие необходимые сведения можно получать с помощью такой модели, избегая тем самым натурных измерений, с существенно меньшими затратами времени, а возможно, и при более низкой стоимости. Именно для поддержки таких моделей служит специальный класс систем обработки данных ─ автоматизированные информационные системы (АИС).

Автоматизированной информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Часть реального мира, которая моделируется информационной системой, называется ее предметной областью.

Под динамической моделью здесь понимается изменяемость модели во времени. Это «живая», действующая модель, в которой отображаются изменения, происходящие в предметной области. Такая систем; должна обладать памятью, позволяющей ей сохранять не только сведения о текущем состоянии предметной области, но и в некоторых случаях предысторию.

Поскольку модель предметной области, поддерживаемая информационной системой, материализуется в форме организованных необходимым образом информационных ресурсов, она называется информационной моделью.

АИС не всегда функционирует самостоятельно. Она может входить в качестве компонента (подсистемы) в более сложную систему, такую, например, как система управления торговой компанией, САПР или система управления производством.

Информационные системы уже многие десятки и даже сотни лет существуют и используются на практике в форме различного рода картотек и/или коллекций бумажных документов. Однако в таких системах отсутствует какая-либо автоматизация обработки данных. Они позволяют лишь регистрировать и поддерживать в систематизированной форме на бумажных носителях результаты произведенных натурных измерений.

Построение АИС является начальным этапом процесса разработки систем управления базам данных (СУБД). СУБД, в свою очередь, являются совокупностью, предназначенной для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области).

Целью данного курсового проекта является создание автоматизированной информационной системы заданной предметной области - гипотетического предприятия «Мебельный цех».

 

1. ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОЕКТИРОВАНИЯ АИС. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

 

1.1 Предметная область.

Мебельный цех занимается производством мягкой мебели – диванов, кресел, кушеток и т.д.

У цеха имеется небольшой магазинчик, в котором работают два продавца. В магазине представлены образцы типовых моделей мебели, которую производит цех. Продавцы принимают заказы на производство мебели от покупателей. Покупатель выбирает модель, расцветку обивки и комплектацию (существуют комплекты мебели – например, диван и два кресла в едином стиле, но покупатель может заказать только диван или диван и одно кресло). Продавец оформляет договор и принимает предоплату. Срок исполнения заказа – обычно одна-две недели.

В цехе работают 5 мастеров, каждый из которых «ведет» несколько заказов. Мастер занимается всеми операциями – от распилки пиломатериалов до обтяжки мебели тканью. Часть материалов – фурнитура (ручки, гвозди, шурупы, шарниры, подвижные блоки) и матрацы - закупается на стороне.

Заказы распределяются между мастерами директором цеха. Он также занимается закупкой материалов (дерева, фанеры, ткани и фурнитуры) и координирует работу.

Когда заказ готов, продавец связывается с покупателем и договаривается о времени доставки. Затем создает гарантийный талон, документы на получение товара, прием оставшейся оплаты и передает их водителю. Водитель доставляет заказ клиенту, забирает оставшуюся часть оплаты заказа и подписывает документы у клиента. После доставки заказа водитель сдает документы и деньги бухгалтеру, который контролирует правильность расчетов и оформления.

У цеха также есть собственный дизайнер-технолог, который занимается разработкой новых моделей мебели.

 

Примечание: В предметной области нет упоминания о складе материалов. Но нам кажется, что функционирование любого предприятия  по производству какого-либо вида продукции невозможно без складских помещений. Поэтому позволим себе включить в предметную область мебельного цеха склад материалов с одним сотрудником – кладовщиком.

 

1.2 Кратко о предпроектном исследовании.

 

Предпроектные исследования являются обязательным этапом, необходимым для оценки реальности поставленных перед автоматизацией задач. Необходимость анализа предметной области до начала написания программы при разработке масштабных проектов была осознана давно. Требуется предварительная проработка информационной схемы, которая отражала бы общие взаимосвязи предметной области и особенности организации соответствующей информации.

Знания о предметной области – это совокупность сведений о той части реального мира, которая имеет существенное значение или непосредственное отношение к процессу функционирования программы. Сюда входят факты и закономерности, относящиеся к предметной области, гипотезы о возможных связях между явлениями, процессами и фактами, процедуры для решения типовых задач.

Любой проект по автоматизации должен начинаться с самой важной и нелегкой задачи – согласования планируемых результатов проекта с миссией и стратегическими целями предприятия. Решение о целесообразности реализации проекта должно приниматься исходя из того, насколько он соответствует стратегии, целям компании и путям их достижения. И тут зачастую кроется первая и наиболее значимая проблема – не всегда на предприятии имеется четкое представление о его миссии и стратегии.

Большую часть времени этапа предпроектного исследования занимает анализ бизнес-процессов на предприятии – очень трудоемкая и кропотливая работа. В процессе этой работы необходимо описать и по возможности формализовать все происходящие на предприятии бизнес-процессы, механизмы принятия решений и подходы к оценке эффективности деятельности. Наиболее пристальное внимание должны быть уделено той области деятельности предприятия, которая будет автоматизироваться, но только в контексте общей системы. Попытка начать автоматизацию с отдельной задачи без исследования всей системы обязательно приведет к провалу проекта.

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев в результате формализации и описания бизнес-процессов выявляются узкие места в работе предприятия и неэффективные повторяющиеся операции.

Результатом предпроектного обследования является официальный документ, подписанный как руководством предприятия, так и руководством внедренческого центра. В данном документе (или пакете документов) отражена текущая структура предприятия, взаимосвязи отделов, потоки документооборота внутри отделов, потоки документооборотов между отделами, приведен список документов и отчетов которые существуют на предприятии. Данный документ, являющийся результатом предпроектного обследования, очень важен не только внедренческому центру и его специалистам, которые будут реализовывать проект, но и руководству предприятия, он позволяет четко увидеть недостатки управленческой структуры, её возможную избыточность или "узкие" места. Данный документ позволяет, в некоторых случаях, принять необходимые решения по частичной реорганизации отделов, переноса отдельных функций с одних подразделений на другие, ещё до начала составления технического задания на автоматизацию. Это позволяет избежать частой переработки технического задания во время реализации проекта, и тем самым, избежать затягивания реализации проекта.

 

1.3 Построение  структуры предприятия.

Построение структуры предприятия можно разбить на три шага: построение организационной модели, построение функциональной модели и построение информационной модели.

 

1.3.1 Организационная модель предприятия.

 

 

Рисунок 1.1. Организационная модель предприятия

 

Примечание: Подразделения, выделенные тёмной тонировкой, принимают непосредственное участие в процессе, подлежащем автоматизации, светлой тонировкой – опосредованное участие, без тонировки – не принимают участия. Число в кружке в правом нижнем углу подразделения - штатная численность его сотрудников.

Информация о работе Системный анализ