Шпаргалка по "Бизнес-планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бизнес-планирование"

Файлы: 1 файл

все ответы.docx

— 281.65 Кб (Скачать файл)

Факторный анализ – группа методов многомерного статистического анализа, которые позволяют представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками изучаемого объекта на основе выделения некоторых непосредственно ненаблюдаемых факторов. Факторный анализ определяет предполагаемые факторы риска и степень их воздействия на деятельность предприятия или на проект.

Выделяют четыре основных метода факторного анализа: 1) метод цепных подстановок; 2) интегральный метод; 3) индексный метод; 4) дифференцирование.

Экспертный метод путем экспертных оценок специалистов в этой области устанавливает степень риска воздействия на проект/предприятие.

При анализе рисков проекта  формируется таблица экспертного мнения. В таблице рассматриваются любые возможные риски и уровень их воздействия на рассматриваемый проект. Таблица не имеет отношения к какой-либо определенной дате, отрасли или экономическим обстоятельствам. Уровень предполагаемых рисков и их список формируются в соответствии с вашими знаниями о них. Для использования данной таблицы необходимо быть экспертом в исследуемой области. Консультанты, специалисты, лучше всего, чтобы это были независимые эксперты рынка, составляют собственное, основанное на опыте, мнение о рисках проекта. Затем вычисляется среднее значение по перечисленным статьям, и бизнес-модель рассчитывается с учетом самых сильных рисков проекта.

Анализ чувствительности показателей эффективности к  изменениям различных параметров.

Исследование чувствительности показателей эффективности к  изменению ставки дисконтирования позволяет определить устойчивость проекта по отношению к колебаниям конъюнктуры финансового рынка и возможным изменениям макроэкономических условий деятельности. Для анализа чувствительности необходимо:

• выбрать основные показатели (NPV, IRR, FV и т. д.), изменение которых существенно отразится на потоках проекта;

• проанализировать при изменении уровня факторов (изменение выручки, себестоимости, затрат на зарплату, налоги и т. д.), какой из показателей будет наиболее чутким к этим изменениям и какой фактор оказывает самое большое воздействие на модель;

• проверить чувствительность выбранного показателя при вероятности отклонений первого (вероятность того, что фактор изменится, т. е. станет больше, меньше или останется плановым) и второго уровней (если фактор все же окажется ниже планового уровня, то с вероятностью 60 % отклонение будет не более 10 %).

Метод Монте-Карло. Цель статистического анализа – определить степень воздействия случайных факторов на показатели эффективности проекта.

Анализ производится следующим образом. Допустим, определено, какие именно данные следует признать неопределенными, а также установлен диапазон значений, в пределах которого они могут изменяться случайным образом. Если речь идет, например, о двух параметрах, это означает, что определена область значений исходных данных, имеющая форму прямоугольника. Для трех переменных эта область представляет собой параллелепипед. Совокупность исходных данных, от которых зависит судьба проекта, отображается точкой, лежащей внутри выделенной области. Таких точек великое множество, поэтому выполнить расчет проекта для каждой из них невозможно. Тем не менее необходимо определить, какое воздействие оказывает неопределенность исходных данных на поведение модели. Эта задача решается с помощью метода Монте-Карло.

Предположим, в нашем распоряжении имеется способ выбирать точки в  выделенной области данных случайным  образом, аналогичный рулетке в  игорном заведении. Для каждой выбранной  таким способом точки мы проведем расчет показателей эффективности  и запишем их в таблицу. Проделав достаточно большое количество опытов, мы можем подвести некоторые итоги.

Для количественной оценки результатов  используются два критерия. среднее значение и неопределенность. Предположим, мы проделали N опытов и получили набор значений некоторого показателя f(n = 1, N). Тогда среднее значение M определяется по формуле

 

где М – ожидаемое значение величины fn; f – некий исследуемый показатель; N – количество проделанных опытов.

Неопределенность (или коэффициент  вариации) рассчитывается следующим  образом:

 

Величину М можно интерпретировать как ожидаемое значение случайной величины fn.

Неопределенность можно  рассматривать также как оценку риска, связанного с тем, что значение fотклонится от ожидаемой величины М.

 

13. Классификация рисков бизнес-плана

Дадим краткую  характеристику наиболее значимых для  целей бизнес-планирования рисков:

1) суверенный (страновой) риск. Представляет собой риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств.Основными причинами риска обычно называют возможные войны, катастрофы, общемировой экономический спад, неэффективность государственной политики в области макроэкономики и др.;

2) политический риск. Иногда рассматривается как синоним странового риска, однако чаще используется при характеристике финансовых отношений между экономическими агентами и правительствами стран, имеющих принципиально различное политическое устройство или нестабильную политическую ситуацию, когда не исключена возможность революции, гражданской войны, национализации частного капитала и т. п.;

3) производственный риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов, в которые собственники решили вложить свой капитал. Смысл производственного риска заключается в том, что на момент создания предприятия его собственники, по сути, принимают стратегически важное и вместе с тем весьма рисковое решение – вложить капитал именно в данный вид бизнеса.

4) финансовый риск, обусловленный структурой источников средств. В данном случае речь идет не о рисковости выбора вложения капитала в те или иные активы, а о рисковости политики в отношении целесообразности привлечения тех или иных источников финансирования деятельности фирмы.

5) риск снижения покупательной способности денежной единицы. Этот вид риска присущ предпринимательской деятельности в целом, а смысл его заключается в том, что инфляция может приводить к снижению деловой активности, прибыли, рентабельности.

6) процентный риск, представляющий собой риск потерь в результате изменения процентных ставок. Этот вид риска приходится учитывать как инвесторам, так и хозяйствующим субъектам.

7) систематический, или рыночный, риск. Представляет собой риск (характерный для всех ценных бумаг), который не может быть элиминирован с помощью диверсификации;

8) специфический, или несистематический, риск. Имеет узкую трактовку и закреплен за операциями с финансовыми активами. Специфическим называется риск ценной бумаги, который не связан с изменениями в рыночном портфеле и потому может быть элиминирован путем комбинирования данной бумаги с другими ценными бумагами в хорошо диверсифицированном портфеле;

9) проектный риск, напрямую связанный с бизнес-планированием. Любое предприятие вынуждено в той или иной степени заниматься инвестиционной деятельностью. Причины тому – необходимость и целесообразность диверсификации хозяйственной деятельности, желание выхода на новые рынки товаров и услуг, желание участвовать в освоении новой ниши на глобальном рынке товаров и услуг и т. п.

10) валютный риск, под которым понимается вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса.

11) трансакционный риск, представляющий собой операционный риск, т. е. риск потерь, связанных с конкретной операцией. Поскольку безрисковых операций в бизнесе практически не существует, этот риск, вероятно, самый распространенный, полностью элиминировать его невозможно

12) актуарный риск, покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии. Актуарными называются расчеты в страховании, понимаемом как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями и несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий.

 

14. Понятие неопределенности и  риска.

В практике хозяйственной деятельности практически  ежедневно приходится принимать различные решения. Важным условием принятия рациональных решений является обладание как можно более полной и точной информацией о предмете решения и его последствиях. Однако, как и все другие ресурсы, информация, как правило, ограничена, поэтому большинство решений принимается в условиях неполной информированности. Последствием принятия решений в этих условиях является неопределенность результатов, т. е. приходится рисковать. С другой стороны, риск вызван спонтанным и противоречивым характером процессов происходящих в сложных социально-экономических системах, которые невозможно адекватно и исчерпывающе описать (аналог - принцип неопределенности в области естественных наук). Таким образом, риск следует рассматривать как следствие принятия решений в условиях неполной, неточной и (или) противоречивой информации т. е. в условиях неопределенности или неполной определенности.

Под неопределенностью  следует понимать невозможность оценки будущего развития событий, как с точки  зрения вероятности  их реализации, так  и с точки зрения вида их проявления.

Согласно  данному определению, неопределенность – это то, что не поддается  оценке, поэтому далее речь будет  идти о неполной определенности (риске). Неполную определенность с определенной долей достоверности можно оценить.

Риск  в общем случае следует рассматривать  как возможность  или угрозу отклонения результатов конкретных решений или действий от ожидаемых.

Следует отметить, что эти отклонения могут  быть связаны как с потерями, так  и дополнительными приобретениями. Однако далее мы будем рассматривать  угрозы потерь предприятий, связанные  с их хозяйственной деятельностью, что необходимо для разработки адекватных мер направленных на снижение потерь. Этому в большей степени соответствует  следующее определение риска.

Риск  это угроза потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления конкретных видов производственной и финансовой деятельности.

Риск  возникает вследствие специфики  и особенностей рыночных и регулирующих механизмов, в том числе определенной свободы, которой обладают субъекты рынка, влияния факторов окружающей среды субъективных особенностей лиц принимающих  решения и т. п.

Риск  имеет место только там, где может  быть как минимум  два сценария развития событий, соответственно - два и более  возможных альтернативных результата. В ситуации, когда возможен только один результат, независимо от того идет ли речь о потерях или приобретениях, риска нет , поскольку альтернатив нет.

Неопределенность  и порожденный ею риск являются неотъемлемой частью практически всех принимаемых решений в области экономики и бизнеса. Они существуют объективно, независимо от того принимают ли их во внимание, или игнорируют. И, как показывает опыт, в настоящее время без учета неопределенности и риска уже не обойтись. Их игнорирование может стать тормозом развития конкретных хозяйствующих субъектов и всей национальной экономики.

Следствием  риска является то, что принятые решения часто оказываются ошибочными, выгоды - скромнее, а затраты –  больше, чем ожидали. За ошибки приходится платить. Приходится платить и за то, чтобы застраховать себя от ошибок. Это является справедливым и для всех субъектов хозяйственной деятельности потребителей и производителей, покупателей и продавцов и становится серьезным барьером на пути к эффективному рынку, приводит к значительным расходам сил, средств, времени и энергии, неоптимальному распределению товаров и ресурсов.

Большинство хозяйственных (предпринимательских) решений, последствия которых проявляются  в будущем, имеют неопределенный исход. Особо значительный риск присущ инновационной деятельности. Например, новый (модернизированный) товар уже в ходе производства может оказаться ненужным, тогда как на момент решения о его разработке и производстве, которое опиралось на результаты анализа конъюнктуры рынка, потребностей и запросов потребителей, направлений и темпов развития НТП и пр., представлялось, что спрос на него будет устойчивым. Риск может проявляться и в том, что на данном рынке или его участке новый товар может быть и не реализован в тех объемах, которые были рассчитаны по результатам маркетинговых исследований. Принимая решение о проведении крупномасштабной рекламной компании новой продукции, как правило, нельзя быть полностью уверенным в ее эффективности. Так же, как и выбирая варианты ценовой стратегии для проникновения на новые рынки, нельзя с полной уверенностью утверждать, что предприятие ожидает успех, поскольку конкуренты могут ответить адекватными действиями. Как следствие этих ситуаций - возможность понесения убытков или недополучения дохода.

Однако, риск следует рассматривать и как движущую силу предпринимательства, возможность достижения успеха теми, кто способен рискнуть. Как показывает отечественная и зарубежная практика большинство из успешно работающих предприятий обязаны своими успехами разработке и выведению на рынок новых товаров, внедрению новых методов производства и сбыта, проникновению на новые рынки, хотя это и сопряжено с риском. Бездеятельность же в сфере бизнеса сопряжена с риском неиспользованных возможностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Бизнес-планированию"