Ревизия и контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть процесс ревизии операций по движению основных средств и нематериальных активов на конкретном предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Теоретические основы проведения ревизии основных средств и нематериальных активов в организации………………………………4
1.1. Ревизия: сущность, роль, задачи, виды…………………………4
1.2. Ревизия и аудит операций с основными средствами…………..9
1.3. Проверка операций по учету нематериальных активов………14
2. Методика проведения ревизии основных средств и нематериальных активов на ОАО «СветлогорскХимволокно»……...16
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «СветлогорскХимволокно»………………………………………………….16
2.2. Анализ методики проведения ревизии основных средств и нематериальных активов на ОАО «СветлогорскХимволокно»…………...24
3. Направления совершенствования проведения ревизии основных средств и нематериальных активов на ОАО «СветлогорскХимволокно»………………………………………………..31
Заключение ……………………………….………………………….34
Список использованных источников……………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Ревизоры принимают  меры к тому, чтобы материально  ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятие проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц.

При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.

В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:

подготовительный;

проведение ревизии;

оформление результатов  ревизии;

реализация результатов  ревизии;

контроль над выполнением  решений, принятых по результатам ревизии.

Результат ревизии во многом зависит от ее подготовки еще до выезда на объект [9, c.117].  Подготовительный этап ревизии заключается в сборе информации о ревизуемом субъекте, т. е. изучаются акты предыдущих ревизий, докладные записки, приказы и постановления по результатам проведенных ревизий, вообще все, что относится к данному предприятию. Также изучаются данные годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия, данные налоговой отчетности (расчеты и декларации). На основании собранной информации определяются задачи ревизии, подготавливается план проведения ревизии, руководитель ревизионной группы проводит ознакомительную работу на основании информации о предприятии, а также производит постановку конкретных задач ревизии перед членами ревизионной группы.

По прибытии на предприятие  и предъявлении руководителю предприятия  приказа или распоряжении о проведении ревизии приступают непосредственно  к этапу проведения ревизии. Проводят обследование предприятия, осмотр помещений, цехов, служб аппарата управления, подразделений и мест хранения ТМЦ, подъездных путей, проводят инвентаризацию кассы, изучают первичные документы, сводные регистры, ведомости синтетического и аналитического учета, собирают объяснения и справки с работников, если в этом есть необходимость, проводят инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями (высылают извещения на предприятия с просьбой сообщить о состоянии расчетов или имеющихся претензий к ре-визируемому предприятию).

Если ведение бухгалтерского учета  на предприятии запущено, руководитель ревизионной группы дает задание восстановить учет. В течение проверки для систематизации материалов ревизоры составляют рабочие документы, где отражают все обнаруженные факты нарушений. Результаты проверки оформляются актом (согласно действующим инструкциям и в соответствии с планом или программой ревизии). В акте указывают сведения об организации и ревизорах, результаты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, результаты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба.

Уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявленных нарушений, а также ставить вопрос о мере ответственности виновных лиц. При незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, о чем сообщается в приложении к акту ревизии. А если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следственные органы. По результатам ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются руководителю организации. Он рассматривает выводы и принимает решение по устранению недостатков. В дальнейшем выполнение этих решений должно быть проконтролировано.

Контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РБ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба, а также систематически изучают и обобщают материалы ревизий и на основе этого вносят предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РБ законодательных и других нормативных правовых актов.

 

1.2. Ревизия и аудит  операций с основными средствами

 

В качестве информационного  обеспечения выступают первичные  документы по поступлению и выбытию основных средств, журнал-ордер 13, инвентарные карточки, оперативная статистическая отчетность о наличии и движении основных средств, техническая документация, результаты инвентаризации основных средств, калькуляционные расчеты на ремонт, реконструкцию объектов основных средств, ведомости по переоценке основных средств.

Главными задачами ревизии и  аудита сохранности, учета и использования  основных средств проверяемой организации  являются:

Обеспечение контроля за наличием, сохранностью и техническим состоянием основных средств;

Правильность отнесения объекта  к основным средствам, их группировка  по классификационным признакам;

Правильность оценки основных средств  в бухгалтерском учете;

Правильность оформления и отражения  в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

Правильность начисления и отражения  в учете амортизации основных средств;

Выполнение плана ремонтов, их своевременность  и качество;

Правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерской отчетности.

Проверка начинается с контроля за состоянием хранения основных средств на складах, а также  сохранности основных средств в  местах их эксплуатации. С этой целью  можно провести контрольную инвентаризацию объектов основных средств, оформив  ее актом.

Затем изучается целесообразность и необходимость приобретения отдельных  объектов основных средств. Проверка основных средств представляет собой трудоемкий и последовательный процесс, эффективность  которого зависит от наличия в  проверяемой организации действенного внутреннего контроля за обеспечением сохранности основных средств.

Необходимо установить формы текущего контроля за организацией хранения основных средств, установив  наличие заключенных договоров  с работниками о материальной ответственности. Следовательно, проверяется созданы ли условия для обеспечения сохранности основных средств. Затем проверяется наличие всех инвентарных карточек и их сопоставляют с данными описи инвентарных карточек.

Затем на основании технической  документации, характеристик объектов проверяется правильность отнесения основных средств к той или иной классификационной группе, поскольку от этого зависит правильность начисления амортизации основных средств.

При проверке операций по поступлению объектов основных средств  устанавливается законность и целесообразность их строительства, приобретения, своевременность и правильность документального оформления поступивших основных средств, реальность оценки объектов основных средств.

Законность поступления  объектов основных средств определяется путем сопоставления оприходованных объектов основных средств, объектам, предусмотренным в титульном списке на строительство или в заявке на приобретение основных средств.

Проверяющие, как правило, составляют таблицу по следующим  показателям:

Наименование объектов основных средств;

Оприходовано основных средств по данным бухгалтерского учета;

Предусмотрено в титульном  списке или заявке на закупку;

Отклонения.

Операции по поступлению  и выбытию основных средств из-за малого их объема проверяют сплошным способом по источникам поступления и причинам их выбытия. Источниками информации для проверки являются акты приема-передачи, акты о вводе в эксплуатацию, инвентарные карточки, журналы-ордера 13, 16, Главная книга, баланс.

По строящимся объектам в необходимых случаях проводятся конкретные обмеры с привлечением экспертов.

При проверке оприходования  объектов основных средств устанавливают:

Наличие постоянно действующей  комиссии по приемке поступивших  объектов основных средств;

Наличие оформленных  договоров купли-продажи объектов основных средств;

Отнесение на забалансовый счет 001 арендованных основных средств, в том числе по лизингу.

Затем проверяется своевременность  ввода в эксплуатацию объектов основных средств путем сопоставления  даты на акте приема-передачи и на акте ввода в эксплуатацию. Несвоевременное оприходование объектов основных средств влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к искажению себестоимости продукции.

Затем приступают к проверке правильности оценки основных средств. Поскольку от оценки зависит правильность отражения финансовых результатов, правильность расчетов с бюджетом. Оценку объектов основных средств определяют на основании первичных документов, технической документации, ведомостей переоценки основных средств.

Затем тщательной проверке подлежит установление реальности статьи баланса «Основные средства». Для чего сверяют записи инвентарных описей с данными Главной книги по счету 01 «Основные средства» и статьёй баланса по данному счету.

При проверке операций по выбытию основных средств устанавливается наличие комиссии по определению непригодности списываемых основных средств для дальнейшего использования.

Затем проверяется полнота  оприходования материальных ценностей, поступивших от разборки и демонтажа  списанных объектов основных средств. Для этого необходимо сопоставить данные расчетов результата от ликвидации основных средств с данными накладных на оприходавание материальных ценностей.

Согласно действующему законодательству неиспользуемые объекты  основных средств могут быть реализованы при проверке операций по реализации объектов основных средств. По документам определяется правильность определения цены реализации, которая должна быть не ниже остаточной стоимости объекта основных средств.

Затем проверяются операции, связанные с правильным отнесением доходов и расходов по выбытию основных средств на операционные доходы и расходы, правильность начисления НДС по реализованным основным средствам, правильность определения финансового результата от реализации объектов основных средств.

В процессе контроля необходимо проверить организацию учета  затрат на ремонт основных средств  и соблюдение сроков ремонта. В зависимости  от объема работ, сложности ремонта, затрат по его выполнению различают  капитальный и текущий ремонты.

Контроль операций по ремонту основных средств целесообразно начинать с проверки правильности составления смет. На практике иногда встречаются нарушения, когда сметы составляют после завершения ремонта объекта, и сметную стоимость ремонта приравнивают к фактическим затратам. Сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений, как правило, должны составляться на основании актов технического осмотра, утвержденных руководителем предприятия. Сметы на капитальный ремонт машин и оборудования должны составляться по данным актов технического осмотра и ведомости дефектов, в которых указываются неисправные, подлежащие замене узлы, детали.

При проверке капитального ремонта основных средств, выполняемого подрядным способом, следует установить, имеются ли договоры подряда, и не была ли превышена стоимость ремонта, обусловленная договором.

При проверке операций по ремонту основных средств необходимо установить, не допускались ли приписки выполненных работ с целью  завышения оплаты труда и списания израсходованных материалов и запасных частей, которые впоследствии были похищены; не завышались ли нормы расхода материалов и расценки по оплате труда за ремонтные работы. Целесообразность и законность операций по ремонту устанавливаются на основании проверки первичных документов: нарядов (учетных листов) на сдельные работы, накладных, ведомостей и лимитно-заборных карт на расход материальных ценностей, ведомостей дефектов на ремонт машин, актов приемки выполненных работ. Чтобы установить факты незаконного списания запасных частей и ремонтных материалов на выполненные работы, следует широко использовать встречную сверку документов, контроль документов по взаимосвязанным операциям, опрос должностных и материально ответственных лиц, выборочную контрольную инвентаризацию выполненных ремонтных работ, письменные запросы подрядчиков, выполнявших те или иные работы.

Проверяя затраты по ремонту основных средств, необходимо установить, приходовались ли материальные ценности, пригодные для дальнейшего  использования, произведено ли уменьшение затрат на ремонт стоимости оприходованных материальных ценностей.

Информация о работе Ревизия и контроль