Различие делового и светского этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:03, реферат

Описание работы

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.
Деловой этикет (бизнес-этикет) - представляет собой свод писанных и неписанных правил поведения, нарушение которых мешает нормальному ведению дел.

Файлы: 1 файл

Контр. Деловое общение.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

 

Контрольная работа

По предмету «Деловое общение»

Тема: «Различия делового и светского этикетов.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных  социально-политических систем, существующих в современном мире.

Деловой этикет (бизнес-этикет) - представляет собой свод писанных и неписанных правил поведения, нарушение которых  мешает нормальному ведению дел. 
 
Достоверно известно, что страны, где деловая этика отсутствует или развита крайне слабо, живут плохо и  трудно, потому что бесчестные отношения мешают сотрудничеству. 
 
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях: приемах, церемониях, переговорах. Деловой этикет отличается от светского и вносит некоторые поправки. К примеру, статусные различия по полу и возрасту уступают общественному положению и должности. Так отношение к женщине, принятое в светском этикете, в служебной обстановке уже не действует. Однако вполне допустимо, если очень молодой директор фирмы первым поздоровается со своим старшим по возрасту заместителем-женщиной. И мужчины, проявляющие обычную вежливость по отношению к женщинам-коллегам, безусловно, не нарушают этикета и субординации.

И если необходимость соблюдения правил приличия в обыденной жизни еще  нередко надо доказывать, в полезности делового этикета не сомневается  уже никто. Соблюдение делового этикета — это экономия времени, доброжелательная рабочая атмосфера, позитивный имидж сотрудников и компании в целом, эффективность деловых связей…

Высокая культура общения привлекает новых клиентов и партнеров, то есть этикет экономически выгоден.

Но в чем основное отличие делового этикета от обычного, светского?

Вообще этикет возникает и особенно важен там, где существует разница в статусах. Издавна сложилось так, что в нашей культуре женщины и пожилые люди пользуются некоторыми привилегиями: мужчина или младший по возрасту  должен поздороваться первым, встать при разговоре со стоящей дамой и так далее. С другой стороны, деловую субординацию никто не отменял, и статус начальника всегда выше, чем статус подчиненного.

Кто главнее: Начальник или Дама?

Это зависит от этикетной ситуации. Этикетная ситуация — это система старшинства, эти системы бывают двух основных типов: светские и деловые. Светская этикетная ситуация — это наше ежедневное общение на улице, дома, в магазине, в театре, здесь особое уважение принято оказывать дамам и пожилым людям.

Деловая ситуация — в офисе, на переговорах, на деловом приеме, словом, там, где у каждого участника есть свое место (должность) в служебной иерархии. В деловой этикетной ситуации статус определяется только должностью, а возраст и принадлежность к дамскому полу не играют никакой роли. Руководитель имеет полное право первым протянуть даме руку для приветствия, не открывать перед ней дверь, не подавать пальто.

Конечно, начальник, если захочет, может вспомнить, что он  благовоспитанный мужчина, и в каких–то случаях повести себя как светский человек и джентльмен. Но, повторяем, он не обязан этого делать.

Вне офиса этикетная ситуация меняется, и отношения становятся светскими: всемогущий Руководитель, встретив свою подчиненную в театре,  должен, как простой смертный, пропустить ее в дверях, потому что в светской ситуации она — Дама.

Первым подает руку старший по статусу. Хотя поздороваться первым должен "младший", протянуть руку он не может — подавать или не подавать руку решает "старший". Но если все же случилось так, что в нарушение этикета рукопожатий "младший" протянул руку "старшему", не стоит оставлять руку висеть в воздухе. Лучше пожать ее, сделав небольшую паузу и дав этим понять "нарушителю", что он был неправ.

Рукопожатие — жест особого уважения, поэтому, пожав руку кому–то одному в компании, вы должны точно так же приветствовать и всех остальных.

Главный вопрос межполовых отличий бизнес-этикета  – должны ли обмениваться рукопожатием коллеги или партнеры разных полов? Ответ на этот вопрос зависит от степени «продвинутости» участников процесса в западную систему стандартов деловой этики. Так, чем дальше на Запад, тем чаще мужчины и женщины жмут друг другу руки на равных. И наоборот: чем ближе к местной традиции, тем чаще партнеры обоих полов избегают рукопожатий.  
 
Теория на этот счет также имеет двоякое толкование вопроса. Так, в мусульманской традиции рукопожатие между мужчиной и женщиной вообще считается неприличным и недопустимым. Другая крайность – американская модель поведения. Здесь правила хороших манер предписывают вообще не обращать внимания на пол партнера. 
 
В компромиссном (российском) варианте жать руку женщине можно при знакомстве или при заключении деловых переговоров. Причем первой подавать руку позволено даме. Если она этого не сделала, этикет не советует мужчине здороваться и прощаться с ней за руку. В качестве повседневного приветствия этот жест использовать не стоит. Кстати, теоретики современного бизнес-этикета полагают, что коллегам, которые встречаются на работе каждый день, не обязательно каждое утро обмениваться рукопожатиями. 
 
Заменить рукопожатие, здороваясь с женщиной, можно внимательным «адресным» кивком головы и устным приветствием. 
 
Может так случиться, что этот жест со временем отомрет. Во-первых, все больше бизнес-процессов ведется удаленно, при помощи современных средств связи. Ну, а во-вторых, вспомните совет Дональда Трампа (один из десяти, дающих ключ к заработку первого миллиарда): «Избегайте рукопожатий насколько это возможно – именно так распространяются бактерии». 
 
И уж точно не целовать ручку, даже если ваша встреча проходит в менее формальной обстановке – в ресторане. Итак, заглянем и туда на минуточку. Инициатор делового свидания должен (должна) встретить приглашенную сторону, т. е. встать и сделать несколько шагов в ее направлении. И неважно, кто кого приглашал – мужчина женщину или наоборот. Старое правило – женщина может сидеть при появлении мужчины – в данном случае неактуально. Здесь же становится неактуальным и обряд целования ручек (у вас же не романтическое свидание!). А вот помочь гостье или хозяйке ужина сесть за стол (манипуляции со стулом) этикет делового общения позволяет.  
 
Стучать?  

Вопрос тоже непростой. Начнем по порядку: кто сидит  за дверью, вам подскажет табличка. В зависимости от пола хозяина  кабинета будет меняться и модель поведения просителя. Почему-то в кабинеты начальственных дам в среднем стучатся чаще, чем в кабинеты мужчин. Где же пролегает граница этикета и здравого смысла? 
 
Принято считать, что стучать не нужно. И все же правильнее было бы стучать, и вот почему: каждый человек имеет как бы два лица – для себя и для окружающих. К примеру, вы едете в метро, задумались. Вдруг чувствуете на плече руку. Оглядываетесь – так и есть, старый приятель. И сразу же ваше лицо меняется, словно надевает маску – ту, которую можно видеть всем. «Все в порядке, все хорошо!» – написано на ней. Точно так же руководитель, находясь в кабинете один, может слегка расслабить мускулатуру лица и тела, и есть риск застать его в таком виде, не предназначенном для глаз окружающих. 
 
Если этот руководитель – женщина, то с лицом все еще сложнее. Например, дама может наносить макияж или заниматься лицевой гимнастикой, желая сэкономить на срочной круговой подтяжке. Впрочем, у мужчин тоже есть свои секреты, которые они хранят за закрытыми дверями кабинетов. Так что, с одной стороны, владельца кабинета надо как-то предупредить о вторжении. С другой стороны, сделать это надо неявно, чтобы тот не решил, что вы подозреваете его в неподобающих занятиях. В качестве компромисса теоретики предлагают по телефону предупреждать шефа – особенно женщину – о том, что вы собираетесь зайти к нему на пару слов. 
 
Комплименты.  

Давайте говорить друг другу комплименты! Помнится, к  этому призывал поэт, далекий от реалий капитализма и половых  вопросов бизнес-этикета. В обычной жизни комплименты – масло, которое подливают на шестеренки отношений. Деловая сфера не отменяет разумной лести, но здесь особенно важно соблюдать меру. Что интересно: мужчины и женщины по-разному реагируют на комплименты. И если уж вы решили сказать что-то приятное коллеге или партнеру противоположного пола, то надо учитывать некоторые тонкости. 
 
Итак, теория бизнес-этикета гласит: мужчинам стоит общаться с женщинами, как с коллегами, не подчеркивать их половую принадлежность, но при этом вести себя галантно, интеллигентно и внимательно. Для женщины доля комплиментов на тему внешности должна быть пропорциональной ее интеллекту и профессиональным достижениям. Чем они выше, тем меньше следует расточать похвалы ее прическе и новой кофточке. Впрочем, даже если вы не очень хорошо знаете собеседницу и ее достижения, беспроигрышный вариант – хвалить деловые качества. 
 
Женщины-руководители признаются, что выслушивать комплименты от коллег и тем более от подчиненных не так уж и приятно. Они знают, что за лестью чаще всего стоит попытка манипулирования. «Я выслушиваю из вежливости комплименты, не превышающие трех-пяти слов, – признается хозяйка одной турфирмы, – все, что сверх этого, обычно пресекаю».  
 
У лести есть и обратная сторона: иногда услышать «доброе слово» от коллеги в свой адрес может и мужчина. Теоретики советуют не воспринимать подобные проявления дружелюбия как флирт. Практики уверены: мужчина почти беззащитен перед лестью, исходящей от привлекательной женщины. Хотя бы потому, что он уверен: все дифирамбы в его адрес – чистая правда. 
 
 

 

Вообще женщины  придают большее значение соблюдению ритуалов и условностей, чем мужчины. Это видно даже дома: кому важнее чистые тарелки и выглаженные  скатерти? Правильно, женщинам! Усвоив важность мелких деталей в быту, они все чаще переносят это в бизнес. 
 
Например, такой «пустяк», как обращение на «ты» или на «вы». Мужчины в коллективе быстро преодолевают этот барьер. Женщины-руководители держатся до последнего. В этом и мудрость, и консерватизм. Мудрость – потому что фамильярное «ты», по наблюдениям бизнес-тренеров за отечественной бизнес-средой, скорее, мешает рабочим процессам. Оставаясь с подчиненным на «вы», начальник оставляет за собой право отстраненно судить о качестве его работы. Перейдя на «ты», критиковать подчиненных становится сложнее.  
 
Консерватизм – потому что западная традиция как раз подталкивает нас к обращению на «ты» и по имени. В английском языке слово «вы» осталось лишь обозначением множественного числа, а в единственном – описывается словарями как устаревший оборот. 
 
Чтобы не путаться, снова обратимся к теории бизнес-этикета и узнаем: деловой этикет преследует принцип паритетности: все в компании обращаются друг к другу либо на «ты», либо на «вы». В частных случаях переход на «ты» первым может сделать старший по должности. Если на корпоративной вечеринке вы случайно перешли на «ты» с равным или вышестоящим, не торопитесь вводить это в повседневность.  
 
Первыми жертвами политкорректности стали самые русские традиции делового общения. Еще лет десять назад считалось нормальным приглашение бизнес-партнеров на охоту или в баню. Практика неформальных отношений между партнерами была островком деловой романтики, доступной лишь посвященным, читай – мужчинам. Банные переговоры пышным цветом цвели в СССР годов с 70-х. Но с массовым приходом в отечественную деловую сферу женщин и иностранцев чисто мужские традиции постепенно отмирают. Кстати, тот же процесс идет в Финляндии, где банные переговоры тоже практиковались десятилетиями. 
 
Что же делать, если все-таки необходимо создать неформальную ситуацию, в которой были бы задействованы партнеры разного пола? Нейтральным решением станет поход в ресторан или на выставку. Может, и скучно, зато безупречно с точки зрения политкорректности и делового этикета. Возможно, деловой этикет еще впишет в свои анналы немало интересных правил, регулирующих отношения полов в бизнесе. Впрочем, если мы и дальше пойдем по пути усреднения и серой политкорректности, то и правила не понадобятся.  
 
В свое время американская писательница Джудит Мартин, известная у себя на родине как Мисс Учтивость, дала интервью журналу Harvard Business Review, в котором четко изложила свою точку зрения: придерживаться правил этикета на работе просто необходимо. 
 
Мартин считает, что офисный этикет позволяет отделять личное от профессионального, делая недопустимым на работе поведение или высказывание, возможные в кругу друзей. «Смысл этикета в его искусственности», — говорит она. И эта искусственность, по ее мнению, позволяет избавиться от проявления человеческих эмоций, задать рабочим отношениям рамки, которые, в конечном счете, упрощают отношения внутри коллектива.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного  по времени процесса становления  взаимоотношений между людьми. Без  соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Правила этикета выработаны столетиями и направлены в частности  на предотвращение конфликтов и улучшение отношений между людьми.

Деловой человек, действующий  по правилам этикета, производит наилучшее  впечатление на окружающих, не прикладывая  к этому дополнительных усилий и  сохраняя при этом собственное достоинство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Какой руководитель нам нужен. — М.: Экономика, 1993.
  2. Коей С. Семь навыков лидера. — Минск, 1996.
  3. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд "Правовая культура", 1994.
  4. Ягер Д. Деловой этикет. — М.: Джон Уайли энд Сан, 1994.
  5. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта,1996г.
  6. 2.Браим М.Н Этика делового общения,1996г.
  7. 3.Шейнов В.П. Секретарь секреты профессии,2002г.
  8. 4.Головин В. Азбука делового этикета, /Эхо планеты/.
  9. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
  10. Источники интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Когда и почему  возник этикет в обществе?

2.Какие функции выполняет  этикет?

3.Охарактеризуйте роль  этикета и культуры поведения  в бизнесе?

4. Какова, по вашему  мнению, роль этики в деловом  общении?

5. Каковы особенности этики делового общения традиционного общества?

 

Тест

Кто должен первым приветствовать при встрече?

1.Подчиненный

2.Начальник

 

Представляются  коллеги:

1.человек с более высоким положением - человеку с более низким положением

2.человек с более низким положением - человеку с более высоким положением

Протягивает руку для пожатия:

1.человек с более высоким положением - человеку с более низким положением

2.человек с более низким положением - человеку с более высоким положением

 

 

 


Информация о работе Различие делового и светского этикета