Формы налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с действующим налоговым законода¬тельством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачи¬вать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….…….3
1. Налоговые проверки, их виды, механизм применения …………........4
1.1 Камеральная налоговая проверка ……………………………………6
2. Формы налогового контроля …………….……….....………………….9
Заключение………………………………………………..................………14
Список использованной литературы…….............................................….16

Файлы: 1 файл

организация и методика налоговых проверок.docx

— 36.05 Кб (Скачать файл)

 

       Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.

       Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком

       Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

       При осуществлении налогового контроля работники налоговых инспекций наделены большими правами. Они могут проверять у налогоплательщиков первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств, при необходимости опечатывать складские помещения, проверять в кредитно-финансовых учреждениях, в организациях другой ведомственной подчиненности достоверность документов, связанных с операциями налогоплательщика, получать от должностных лиц письменные объяснения по возникающим вопросам и т. д. Допускается изъятие подлинных документов на основе протокола.

       Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям. По ширине обхвата выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий - плановый и внезапный налоговый контроль.

Комплексным является контроль, который охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

Тематический  контроль ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот и т.п. Например, тематической может быть признана проверка по вопросу уплаты страховых взносов.

Плановый  контроль подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный) - осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся лишь в случае необходимости.

       Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.

       Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а  выборочный налоговый контроль - предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.

       По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок.

       Камеральный и выездной налоговый контроль достаточно четко определены в налоговом законодательстве. Так согласно ст. 88, 89 НК РФ, камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными - проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

       Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

       Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

       В зависимости от неизбежности для налогоплательщика, налоговый контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и обязательный. По общему правилу налоговый контроль не является обязательным. Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 марта 1991 г. "О налоговых органах Российской Федерации", налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго в случаях, если:

-налогоплательщик  своевременно представляет документы,  необходимые для исчисления и  (или) уплаты налогов и сборов;

-последняя  проверка не выявила нарушений  законодательства о налогах и  сборах;

-увеличение  размера имущества организаций  имеет документальное подтверждение;

-отсутствуют  документы и информация, ставящие  под сомнение происхождения средств  налогоплательщика или свидетельствующие  о наличии нарушений налогового  законодательства.

       Тем не менее, в отдельных случаях налоговый контроль неизбежен. Например, обязательный налоговый контроль имеет место в случае осуществления проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет организацией в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость.

       По периодичности проведения в налоговом контроле различаются первичный (первоначальный) и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года. Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащих уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Действующее налоговое законодательство ограничивает налоговые органы в праве осуществления повторных выездных проверок.

       В зависимости от источников данных налоговый контроль может быть документальным и фактическим.

Документальный  налоговый контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Фактический налоговый контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др. Документальный и фактический налоговый контроль тесно связаны между собой.

       Выделяется также встречный налоговый контроль. Он имеет место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним деятельность или как-либо с ним связанных.

       Выбор метода контроля зависит от ряда факторов, общего состояния контрольной работы в регионе, уровня развития информационно-аналитического обеспечения, состояния расчетов конкретных налогоплательщиков с бюджетом, результатов предыдущих проверок и др.

 

Заключение

Целью налогового контроля является выявление  и пресечение налоговых правонарушений и преступлений. Он является инструментом, позволяющим пополнить бюджет путем  доначисления налогов и сборов. В  этом заключается его необходимость  и важность.

Каждая  из существующих форм налогового контроля имеет свои функции и задачи и все они взаимосвязаны между собой. Грамотно проведенная камеральная налоговая проверка способствует правильному выбору объекта для проведения выездной налоговой проверки, в ходе ВНП может возникнуть необходимость в осмотре или выемке и т.д. Поэтому важно, чтобы каждая форма проведения налогового контроля работала без сбоев и не вызывала проблем.

Законодатели  достаточно четко определили нормы, регулирующие проведение налогового контроля, но, как говорится, нет предела  совершенству. И изменениями в  обществе, экономике, производстве возникают все новые проблемы, которые становятся камнем преткновения при взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов. Поэтому совершенствование налогового контроля в целом и каждой из его форм должно осуществляться постоянно.

Подводя итог сказанному можно сделать вывод, что для успешного прохождения  налоговых проверок налогоплательщикам необходимо не только знать, но и уметь  пользоваться своими правами для  защиты интересов организации, а  порой и своих собственных  интересов (например, руководителю или  главному бухгалтеру). Наряду с этим налогоплательщик, пользуясь своими правами, всегда должен помнить и  об обязанностях в рамках проведения налоговой проверки.

В целях защиты прав и законных интересов налогоплательщика  необходима всесторонняя оценка рисков и определение конкретных действий, предпринимаемых в ходе налоговых  проверок. Возможности, предусмотренные  законодательством, зачастую не в полной мере используются налогоплательщиками, что в итоге оборачивается  для них неблагоприятными налоговыми последствиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Соколов М.М. Основные направления налоговых реформ России и их результаты //Налоговое планирование, 2008.
  2. Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги, 2008.
  3. Доклад Минфина России "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2008 - 2010 гг." //Экономика и жизнь, 2007.
  4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
  5. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
  6. Ушак Н.В. Теория и история налогообложения: Учебник, 2009. 
  7. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения; Юнити; 2007. 
  8. Журнал "Налоговые споры: теория и практика", 2008, N 1 (А.М.Полтева Заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ);
  9. Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. - 2008. - N 3. - С.30-32.

 

 


Информация о работе Формы налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки