Бизнес-план как особая форма планировании на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;

2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;

3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………...

1.1. Понятие и сущность бизнес-плана…………………...............

1.2. Глобальные и локальные цели планирования……………………………

Глава 2. Разработка бизнес-плана…………………………………………

2.1. Типы бизнес-планов…………………………………………………

2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………………

Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии…

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курс по бп.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

2) диверсификация  горизонтальная – расширение ассортимента за счет новых товаров-аналогов для повышения интереса к товару;

3) диверсификация  концентрическая – стратегия  выпуска новых товаров в дополнение  к существующим;

4) диверсификация  валютных резервов, т. е. распределение  их между различными свободно конвертируемыми валютами;

5) диверсификация  экспорта – распределение экспортных  ресурсов страны между большим  числом стран-потребителей;

6) диверсификация  рабочих мест, т. е. поощрение  малых предприятий, где создаются  рабочие места.

Еще в 1926 г. была открыта экономическая закономерность: удвоение объемов производства снижает затраты на 20%, а следовательно, имеет место рост эффективности производства.

Современные исследования показывают, что вновь создаваемые  малые предприятия выживают в  конкурентной борьбе в том случае, когда имеет место ежегодное увеличение производства и продаж в 2 раза. Казалось бы, главная стратегия предприятия – рост объема производства. Однако в практике работы сегодняшнего предприятия чаще имеет место сокращение производства, и надо искать другую стратегию.

Разработка  любой стратегии должна учитывать  взаимное влияние факторов внутренней и внешней среды.

 

 

 

Глава 2. Разработка бизнес-плана

 

2.1. Типы  бизнес-планов

 

В нашей стране, особенно в 1992-1995 гг., было столько критики плановой системы управления производством, что предприятия, даже крупные, фактически низвели производственное планирование до уровня сбора оперативных данных о результатах работы производственных подразделений и предприятия в целом. Фактически перестал разрабатываться такой документ текущего технико-экономического планирования, как техпромфинплан (план технического, промышленного, финансового развития предприятия). Часто российские предприниматели утверждают, что в своей работе не используют такой инструмент управления производством, как производственное планирование, не разрабатывают производственный бизнес-план предприятия, но процветают. Особенно это характерно для предприятий сферы обслуживания. Однако достигается это за счет обмана потребителей услуг, готовой продукции, резкого снижения их качества, а также неуплаты налогов. Фирмы в странах с развитой экономикой изучали опыт производственного планирования в СССР и с учетом его разрабатывали рекомендации по содержанию производственного планирования на своих предприятиях.

Теперь предприятия  получили полную самостоятельность, а  вместе с ней пришла и ответственность  за планирование своей деятельности. Директивы и руководящие указания дают уже не министерства и ведомства, а рынок и конкуренция. От качества планирования зависит конкурентоспособность и выживаемость предприятия.

Определение и  обоснование конечной цели производства и локальных целей, разработка программ их реализации составляют сущность важнейших  функций бизнес-планирования на предприятии.

 Деятельность без бизнес-плана – это ответная реакция на совершающиеся события. Работа по плану – это возможность предвидеть, а при необходимости – предупредить характер и содержание приближающихся событий.

В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:

1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим  для планирования и прогнозирования  деятельности предприятия; для  определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;

2) инвестиционный  бизнес-план, который является инструментом  для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;

3) бизнес-план  финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

4) бизнес-план  для получения кредитов с целью  пополнения оборотных средств  предприятия или для реализации  широкомасштабных проектов развития  действующего производства.

Успехи производственно-хозяйственной деятельности предприятия во многом определяются качеством производственного бизнес-планирования, которое включает определения перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждое предприятие должно решить три задачи: «что», «как» и «для кого».

Производственное  бизнес-планирование выступает как  заранее разработанная система  мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов и объема работ, а также  методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказанию услуг. Производственное бизнес-планирование основывается на комплексном анализе результатов деятельности предприятия за предыдущие временные периоды и направлено на эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов предприятия.

Некоторые предприятия, особенно вновь образованные фирмы, могут достичь определенного  успеха, не затрачивая большого труда  на формальное планирование. Они считают  внутрихозяйственное планирование ненужным, ибо и так получают большую прибыль, имеют высокий уровень рентабельности в результате сложившейся для них благоприятной ситуации. Однако это временный успех, часто не зависящий от результатов их производственно-хозяйственной деятельности, может быстро пройти. Производственное бизнес-планирование способно создать ряд важных, долговременно действующих благоприятных факторов для предприятия, прежде всего оно помогает снизить риск при принятии решения.

Можно сделать  вывод, что производственное бизнес-планирование учитывает как внутренние, так и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Этапы  разработки производственного бизнес-плана

 

Производственный  бизнес план (ПБП) может быть как  небольшим по объему, так и достаточно подробным, детализированным. Он разрабатывается  на год, с разбивкой по кварталам  и месяцам.

Конкретный  набор разделов бизнес плана определяется прежде всего масштабами производства на предприятии и числом сфер его деятельности. Однако независимо от этих критериев ПБП должен включать в себя: цели составления, характеристику предприятия, учет внутренних и внешних рыночных факторов, потребности в трудовых материально-технических и финансовых ресурсах.

Особенность производственного  бизнес-плана в том, что это  продукт внутренней планово-управленческой деятельности руководства предприятия, специальный инструмент менеджмента, используемый в рыночной экономике  на предприятиях любой формы собственности, любой сферы деятельности, любых масштабов производства.

Условно разработку производственного бизнес-плана  можно разбить на два этапа: первый – разработка проекта ПБП, второй – уточнение ПБП и его утверждение. Следует отметить, что завершение второго этапа не является окончанием работ над этим документом технико-экономического планирования. В течение всего планового периода в ПБП вносятся дополнения, уточнения, изменения в связи с прекращением или изменением направления действия как внутренних, так и внешних факторов окружающей экономической сферы.

Первый этап разработки производственного бизнес-плана, в идеальном варианте, начинается на предприятии в октябре-ноябре с подведения итогов работы за 9 месяцев  текущего года и определения возможных итогов работы за год, что является базой для последующего управленческого анализа. В ходе анализа итогов работы дается характеристика рынка и сферы деятельности предприятия, определяются возможность добиться успеха на этом рынке, затраты в связи с выходом на новый рынок и возможные риски. Анализируются прежде всего 4 позиции: рынок, тенденции, политико-правовые позиции, конкуренты.

Принципиально важно то, что будущий успех  ПБП возможен только на основе анализа  соответствующей экономической  ситуации на рынке данных товаров. Необходимо определить, существует ли на рынке данного товара та ниша, которую собирается занять предприятие, иными словами, существует ли возможность внедрения на рынок с учетом уже действующих на нем предприятий (фирм).

На этапе разработки проекта ПБП определяются те основные технические, организационные изменения на производстве, которые должны произойти в плановом периоде. В первую очередь разрабатывается план технического развития и совершенствования организации производства на предприятии (на малых и средних предприятиях он называется «планом оргтехмероприятий).

Важным содержанием  работы первого этапа разработки ПБП является определение потенциальных  поставщиков материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и определение потенциальных потребителей готовой продукции, работ и услуг предприятия, а если планируется расширение или техническое перевооружение производства, то определяются потенциальные инвесторы. На основании вышеперечисленных исходных данных разрабатывается проект производственного бизнес-плана предприятия.

Второй этап разработки ПБП (в идеальном варианте) начинается в декабре текущего года, когда уже заключены договоры на поставку материальных топливно-энергетических ресурсов, готовой продукции, на выполнение работ, оказание услуг во время работы выставок, ярмарок, а также в результате постоянных прямых связей с предприятием одной технологической цепочки. Однако часто это недостижимо к указанному сроку. На втором этапе уточняются разделы и показатели проекта ПБП, принимаются окончательные оптимальные варианты производственно-хозяйственной деятельности и бизнес-план утверждается руководством предприятия (фирмы).

Производственный  бизнес-план предприятия не представляется ни в какую финансово-налоговую  службу соответствующей территории для контроля. ПБП представляет собой важнейшую коммерческую тайну. Руководство предприятия должно определить порядок, систему защиты тех сведений, которые содержаться в этом документе. На основе утвержденного можно разработать рекламный ПБП, который не содержал бы коммерческой тайны, технологических секретов, коммерческих сделок предприятия, с целью представления его потенциальному инвестору.

Производственный (внутренний) бизнес-план в наиболее развернутом виде может включать следующие разделы (самостоятельные планы): план маркетинга и объем продаж; план технического развития и совершенствования организации производства (план оргтехмероприятий); технико-экономические нормы и нормативы; план материально-технического обеспечения производства; труд и трудовые доходы работников; план капитальных вложений (инвестиций); финансовый план: расчет себестоимости, расчет прибыли; риски предприятия; план социального развития коллектива; юридический план; план внешнеэкономической деятельности; план охраны природы.

Начинается  разработка производственного бизнес-плана  с разработки одновременно первых трех разделов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Бизнес-планы как особая форма  планирования на предприятии

 

Бизнес-план может  быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм. Если у менеджер захотел сделать новый товар (услугу), или просто ввести любую новую инновацию, он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовывать свои идеи самостоятельно (как самостоятельный предприниматель или на основании собственной ответственности), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляет развернутый бизнес-план. Зачастую уже на стадии подготовки бизнес-плана появляется партнер.

Компании, функционирующие в стабильной ситуации и изготовляющие продукт для достаточно устойчивого рынка при увеличении объемов производства, составляют бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно просматривают мероприятия по модернизации изготовляемой ими продукции (услуг). Фирмы, выпускающие продукцию при постоянном риске, систематически работают над усовершенствованием продукции, переходом к новым поколения товаров и т. д. Если фирма не уловила значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов и не имеет должное количество собственных мощностей для их производства, то она может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым она передает изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов, либо обеспечить ускоренное решение задач и использование меньших средств. Здесь уже на стадии разработки бизнес-плана предъявляются требования к будущему производству.

   В бизнес-плане, в его создании, принимают активное участие финансисты, знакомые с кредитным рынком, наличием свободных капиталов, риском данного бизнеса. Так же не последнюю роль в создании бизнес-плана играют  экономисты, статистики, системщики.

Информация о работе Бизнес-план как особая форма планировании на предприятии