Бизнес-инкубатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

1. Что такое бизнес-инкубатор?
2. Функции бизнес-инкубатора
3. Задачи, решаемые бизнес-инкубатором
4. Организационная структура бизнес-инкубатора
5. Учреждение бизнес-инкубатора
6. Формирование бизнес-инкубатора
7. Условия аренды в бизнес-инкубаторе
8. Критерии отбора компаний в бизнес-инкубатор
9. Условия успеха бизнес-инкубатора

Файлы: 1 файл

бизнес инкубаторы.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

-- повышение занятости  населения;

-- создание новых рабочих  мест и возможностей для безработных;

--стимулирование предпринимательских  моделей поведения среди национальных  меньшинств, людей с низким доходом;

-- поддержку малого и  среднего бизнеса.

Стремительный рост числа  БИ в России начался в период между 1985 и 1995 годами. БИ в этот период создавались  в основном, как некоммерческие структуры, поддерживаемые местными администрациями. Основным фактором, влияющим на решение  об открытии БИ было именно состояние  экономики региона. Чаще всего БИ создавались с целью увеличения «социального капитала», заполнения пустующих  площадей, предотвращения оттока трудовых ресурсов, стимулирования предпринимательства [3]. Социальная функция БИ в полной мере раскрылась в период экономического спада, в начале 90-х годов прошлого века. Вскоре выяснилось, что бизнес-инкубирование способствует прямому расширению базы налогообложения, доходов населения, притоку инвестиций, увеличению занятости создает и недостающие компоненты инфраструктуры, стимулируют создание дополнительных рабочих мест. Следует так же отметить, что примерно с 2000 года «бесприбыльные» инкубаторы отесняют коммерческими. Некоторые исследователи предрекают коммерческим инкубаторам большое будущее. В отличие от «бесприбыльных», коммерческие инкубаторы преследуют вполне конкретные цели -- заработать деньги. Это определяет и условия, на которых БИ оказывают комплекс необходимых, начинающим предпринимателям, услуг. В обмен они требуют 30-70-типроцентную долю в бизнесе компании.

4. Организационная  структура бизнес-инкубатора

В целом БИ представляет собой довольно большое «предприятие»  со штатом из юристов, бухгалтеров, специалистов налоговых органов, консультантов  различного профиля -- с учетом технической  поддержки и хозяйственной службы как минимум около 70 человек. Функциям БИ соответствует и его организационная  структура, которая включает:

-- административный отдел; 

-- бухгалтерия;

-- финансовый менеджмент;

-- административно-хозяйственный  менеджмент:

-- правовой менеджмент.

Отдел технологического бизнес-инкубирования:

-- организация работы  с клиентами технологического  БИ;

-- организация консалтинговой  помощи,

-- организация экспертизы.

Отдел сервисного обслуживания:

-- организация работы  с клиентами БИ;

-- лаборатории и сертификационный  центр; 

-- информационно-выставочная  работа и образовательный центр.

5. Учреждение бизнес-инкубатора

Какой бы ни была финансовая структура полезно приоритетно  определить основные обязанности партнеров, создающих его . Наиболее важные из них, которые нужно отражать в  учредительном договоре, приведены  ниже:

-- цели и задачи БИ;

-- намерение создать юридическое  лицо, которое будет управлять  инкубатором или отсутствие такового  намерения; 

-- совместное участие  в этом юридическом лице и  обязательства приобрести его  акции;

-- право акционеров назначать  директоров юридического лица;

-- определение места размещения  БИ;

-- условия, на которых  землевладелец передает участок  юридическому лицу;

-- обязательства учредителей  предоставить (или финансировать)  здания и (или) инфраструктуру  БИ;

-- обязательства учредителей  предоставить персонал или услуги.

В случае если юридическое  лицо отсутствует, должна быть представлена:

-- структура управляющего  комитета, его права и обязанности,

-- представительство в  нем учредителей;

-- разрешенные направления  использования зданий БИ;

-- критерии отбора клиентов  БИ; процедура возмещения расходов  учредителей и распределения  прибыли (или активов, если  БИ ликвидируется).

6. Формирование  бизнес-инкубатора

Состав проектов, населяющих БИ, формируется Правлением по рекомендации Экспертного Совета, насчитывающего более 30 привлекаемых со стороны специалистов в различных отраслях, и Технико-Коммерческого  Совета путем отбора из поданных заявок по проектам. Максимальный срок размещения проектов в инкубаторе -- год. Этот срок является вполне достаточным для  того, чтобы проект смог доказать свою жизнеспособность. Проектант должен предоставить в течение данного  периода технологические разработки, опытные образцы или услуги, пригодные  для коммерческой реализации. Ограничения  по сроку пребывания в БИ необходимы для того, чтобы стимулировать  компании и предпринимателей к быстрому получению результатов и переходу на самостоятельный уровень развития, а также для того, чтобы обеспечить необходимую сменность компаний и предпринимателей в БИ для повышения  эффективности «селекционной» стадии в формировании клиентской базы [8]. БИ позволяет развивать промышленную инфраструктуру как с количественной стороны, так и с качественной -- за счет диверсификации технологической  базы. В рамках технологии бизнес-инкубирования может развиваться партнерство между крупными и малыми компаниями. Создание на базе крупных предприятий и при их поддержке БИ (производственно-технологических центров), на площадях которых будут инкубироваться малые предприятия, решает следующие задачи:

-- развитие новых технологий  для крупных предприятий;

-- выполнение субподрядных  работ;

-- оказание маркетинговых  и консалтинговых услуг;

-- оказание сервисных  услуг;

-- создание новых производств,  с целью создания новых рабочих  мест.

Малые предприятия отбираются на конкурсной основе на основании  критериев, утвержденных учредителями БИ. Критерии отбора зависят от потребностей крупного предприятия. Вместе с тем, во всех случаях должны отбираться предприятия, доказавшие свою жизнеспособность (либо жизнеспособность бизнес-идеи), предлагающие услуги или товары, необходимые базовому предприятию, либо потребляющие производимое сырье или комплектующие, либо оказывающие услуги работающим.Отношения между малыми и крупными компаниями при организации БИ могут иметь и следующие цели:

-- «выращивание» новых  производственных возможностей;

-- более эффективное использование  имеющегося опыта и ресурсов  обеих сторон;

-- более быстрое и эффективное  достижение целей.

Все компании, большие и  малые, ставящие перед собой цель развития, должны концентрироваться  на разработке новой продукции, поиске новых рынков, создании новых бизнес-возможностей. Такое сотрудничество привлекательно в финансовом плане. Для крупных фирм -- это эффективный способ для увеличения инвестиций в развитие бизнеса и сохранение возможности принятия Для малых предприятий это обеспечивает доступ к финансовой поддержке со стороны крупных предприятий, но также дает возможность привлечения партнеров через сеть контактов крупных предприятий и дополнительное финансирование [6]. Распространенным в Швеции типом БИ является «внутренний» БИ, создаваемый крупной компанией для стимулирования новых идей и проектов. Это способствует развитию духа предпринимательства среди работников. БИ содействуют формированию новых служб и субподрядных отношений в регионе и зачастую создаются именно на базе конкретного промышленного сектора. Такая форма работы аналогична деятельности промышленных зон, которые создавались в начале 70-х годов, и в частности, их организационных служб. Доступность и качество услуг в районе имеют колоссальное значение для мелких фирм и их успешной работы. С точки зрения результативности, БИ являются особенно эффективным инструментом создания фирм и рабочих мест, а также расширения сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями. К числу других важных результатов относятся улучшение имиджа региона, в котором они действуют. В Италии особое внимание оказывается предприятиям, действующим в глубинных районах страны, которые находятся в особо неблагоприятном положении и переживают сильный спад. Большой опыт преобразования комбинатов и крупных предприятий, особенно в Восточной Германии. Так, в Дрездене на предприятии микроэлектроники (3300 работающих) была начата процедура банкротства. Чтобы не потерять кадровый потенциал, организовали 40-50 новых малых фирм. Трудоустроили около половины сотрудников. Сейчас здесь работает около 4 тысяч человек, сохранен персонал. Квалификация людей притянула в регион крупную фирму Siemens, которая дает сейчас субподряд для этих малых предприятий, выпуская 15 млн штук микропроцессоров -- 10% всех в мире. Что касается участия в прибылях, то здесь создатели БИ выступают по существу в качестве венчурных капиталистов (при этом БИ является конкретной организационно-экономической формой реализации этого капитала) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В последние годы идея коммерческого  бизнес-инкубирования, значительно трансформировалась. Если раньше в БИ привлекались люди с бизнес-идеями, то сегодня подход меняется. Человек с идеями просто нанимает людей и сопровождает их до конечного результата. Одним из первых, кто применил подобную схему был Билл Гросс. Билл Гросс считается в некотором смысле соперником Билла Гейтса. Он признан одним из самых успешных венчурных капиталистов в Америке. Билл Гросс создал БИ IdeaLab и вывел на рынок 20 компаний. Гораздо продуктивнее опыт British Telecom, который вывел за пределы компании 14 инженеров. Тем ничего не оставалось делать, как искать применение своим способностям. Опыт оказался успешным. В результате было создано 5 новых компаний. Одна из них была приобретена Aлькателем за 117 млн. долларов .Но такого рода бизнес-инкубирование сопряжено с большими трудностями. Это видно на примере технологического инкубатора Intel. Из 15 компаний, созданных в рамках «Технологического инкубатора новых бизнес-инициатив», существуют до настоящего времени 7.Половина потерпела неудачу еще на стадии «посева». Из оставшихся в живых, 50% не дают коммерческой отдачи.

В России доходы коммерческих БИ в среднем сейчас распределяются следующим образом: совсем немного  места в структуре доходов  занимают доходы от долевого участия  в малых предприятиях -- около 9%, еще  меньше -- доходы от коммерческих кредитов (около 3%) и от коммерческого спонсорства (около 2%). Основные статьи доходов -- от взимаемой арендной платы -- около 20%, доходы от оказываемых услуг -- в  среднем 38% и гранты иностранных  государств -- около 20% (последнее указывает  на то, что данные БИ все-таки являются не вполне коммерческими, по западным понятиям). Основной долей доходов  от услуг являются доходы от краткосрочных  учебных курсов -- 50% БИ имели в  своем пакете услуг краткосрочные  курсы по таким дисциплинам, как: основы предпринимательской деятельности, пользование персональным компьютером, бизнес-планирование, различные аспекты  менеджмента, маркетинг, составление  маркетинг-плана.

Национальное содружество  БИ России насчитывает к настоящему времени 70 организаций почти в 40 регионах России. Несомненно, они могут  стать опорой для осуществления  в регионах мероприятий, предусмотренных  региональными и федеральными программами  кадрового обеспечения предпринимательства. Учитывая опыт предыдущих лет, именно на базе БИ теория проверяется практикой, и в едином комплексе объединяются обучение и консалтинг для малого бизнеса

7. Условия аренды  в бизнес-инкубаторе

БИ сдает в аренду помещения, производственные площади и офис. Производственные помещения на каждую фирму составляют площадь примерно 150 кв. м., офис -- не менее 20 кв. м. Помещение  для переговоров, кухня и комната  отдыха могут быть общими для всех предпринимателей данного БИ. Не допускается  сдача помещений в субаренду. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления  в необходимых случаях еще  на 2 года. БИ не предполагает долговременных или безвременных договоров об аренде. Одним из главных в работе БИ является вопрос об арендной плате. В первый год аренды она должна быть максимально  благоприятной для предпринимателя (от 50% до 70% от рыночной цены) [4]. Арендная плата, как правило, включает:

-- предоставление всех  коммуникаций, подключение телефона;

-- использование совместных  помещений (кухни, комнаты для  переговоров);

-- предоставление копировальной  техники;

-- использование секретаря  и ежедневное почтовое обслуживание.

Аренда машин и технического оборудования оплачивается дополнительно  в соответствии с установленной  платой. Использование электроэнергии, воды и отопления тоже оплачивается дополнительно и, по возможности, в  соответствии с индивидуальным потреблением, принимая во внимание занимаемую площадь. Договор аренды, предусматривающий  основные правила взаимоотношений, разрабатывается и утверждается до принятия первого арендатора. Он содержит четкие условия оплаты, размер и время платежей, процедуры разрыва  отношений и увеличения стоимости  арендной платы; бухгалтерские процедуры -- регламентации: важность первого  арендатора, правила -- или исключения; процесс инкубирования -- формальный или неформальный; бухгалтерский учет; оплата электроэнергии, телефона, водоснабжения, выставление счетов; ценовая политика по аренде; управление зданием; размер офиса для персонала, мониторинг арендаторов.

8. Критерии отбора  компаний в бизнес-инкубатор

В России основную долю клиентов БИ оставляют компании, занимающиеся производством (продукты питания, пошив  одежды, производство мебели, ремесло  и производство сувениров), а также  работающие в сфере услуг (в сфере обучения и консалтинга, строительные работы и ремонт). Всего около 2% клиентов БИ занимаются технологическим бизнесом.

Для того чтобы лица, создающие  свое дело, или начинающие предприниматели  были приняты в члены БИ, они  должны соответствовать определенным критериям. Претендент должен убедить  в том, что: предприятие имеет  реальные шансы на успех, предлагаемые к производству продукты, товары или  услуги являются конкурентоспособными, финансирование будущего предприятия  гарантировано за счет собственных  или привлеченных средств (должны быть предоставлены концепция финансирования, планы инвестирования и т. д.).

Претенденты обычно предоставляют  следующие документы:

-- анкету и описание  предыдущей предпринимательской  деятельности; предпринимательскую  концепцию, которая характеризует  планируемый для производства  продукт, его рыночную перспективу,  конкурентоспособность, сбыт и  потребность в площади; 

-- бизнес-план, экономическое  планирование и организацию производства, в которые включены план товарооборота  и затрат, а также прогноз достижения  успеха и т. д.

Критерии, по которым выбирают проектантов, различаются в каждом БИ, потому что это зависит от его миссии (определенной самим БИ, специализации и местной экономической  ситуации). Однако существуют определенные направления, которые необходимо учитывать  при отборе:

Информация о работе Бизнес-инкубатор