Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:07, реферат
1. Что такое  бизнес-инкубатор?
2. Функции бизнес-инкубатора
3. Задачи, решаемые  бизнес-инкубатором
4. Организационная  структура бизнес-инкубатора
5. Учреждение бизнес-инкубатора
6. Формирование  бизнес-инкубатора
7. Условия аренды  в бизнес-инкубаторе
8. Критерии отбора  компаний в бизнес-инкубатор
9. Условия успеха  бизнес-инкубатора
-- повышение занятости населения;
-- создание новых рабочих 
мест и возможностей для 
--стимулирование 
-- поддержку малого и среднего бизнеса.
Стремительный рост числа БИ в России начался в период между 1985 и 1995 годами. БИ в этот период создавались в основном, как некоммерческие структуры, поддерживаемые местными администрациями. Основным фактором, влияющим на решение об открытии БИ было именно состояние экономики региона. Чаще всего БИ создавались с целью увеличения «социального капитала», заполнения пустующих площадей, предотвращения оттока трудовых ресурсов, стимулирования предпринимательства [3]. Социальная функция БИ в полной мере раскрылась в период экономического спада, в начале 90-х годов прошлого века. Вскоре выяснилось, что бизнес-инкубирование способствует прямому расширению базы налогообложения, доходов населения, притоку инвестиций, увеличению занятости создает и недостающие компоненты инфраструктуры, стимулируют создание дополнительных рабочих мест. Следует так же отметить, что примерно с 2000 года «бесприбыльные» инкубаторы отесняют коммерческими. Некоторые исследователи предрекают коммерческим инкубаторам большое будущее. В отличие от «бесприбыльных», коммерческие инкубаторы преследуют вполне конкретные цели -- заработать деньги. Это определяет и условия, на которых БИ оказывают комплекс необходимых, начинающим предпринимателям, услуг. В обмен они требуют 30-70-типроцентную долю в бизнесе компании.
4. Организационная структура бизнес-инкубатора
В целом БИ представляет 
собой довольно большое «предприятие» 
со штатом из юристов, бухгалтеров, специалистов 
налоговых органов, консультантов 
различного профиля -- с учетом технической 
поддержки и хозяйственной 
-- административный отдел;
-- бухгалтерия;
-- финансовый менеджмент;
-- административно-хозяйственный менеджмент:
-- правовой менеджмент.
Отдел технологического бизнес-инкубирования:
-- организация работы с клиентами технологического БИ;
-- организация консалтинговой помощи,
-- организация экспертизы.
Отдел сервисного обслуживания:
-- организация работы с клиентами БИ;
-- лаборатории и 
-- информационно-выставочная 
работа и образовательный 
5. Учреждение бизнес-инкубатора
Какой бы ни была финансовая структура полезно приоритетно определить основные обязанности партнеров, создающих его . Наиболее важные из них, которые нужно отражать в учредительном договоре, приведены ниже:
-- цели и задачи БИ;
-- намерение создать юридическое 
лицо, которое будет управлять 
инкубатором или отсутствие 
-- совместное участие в этом юридическом лице и обязательства приобрести его акции;
-- право акционеров назначать директоров юридического лица;
-- определение места размещения БИ;
-- условия, на которых 
землевладелец передает 
-- обязательства учредителей предоставить (или финансировать) здания и (или) инфраструктуру БИ;
-- обязательства учредителей 
предоставить персонал или 
В случае если юридическое лицо отсутствует, должна быть представлена:
-- структура управляющего комитета, его права и обязанности,
-- представительство в нем учредителей;
-- разрешенные направления использования зданий БИ;
-- критерии отбора клиентов БИ; процедура возмещения расходов учредителей и распределения прибыли (или активов, если БИ ликвидируется).
6. Формирование бизнес-инкубатора
Состав проектов, населяющих 
БИ, формируется Правлением по рекомендации 
Экспертного Совета, насчитывающего 
более 30 привлекаемых со стороны специалистов 
в различных отраслях, и Технико-Коммерческого 
Совета путем отбора из поданных заявок 
по проектам. Максимальный срок размещения 
проектов в инкубаторе -- год. Этот срок 
является вполне достаточным для 
того, чтобы проект смог доказать свою 
жизнеспособность. Проектант должен 
предоставить в течение данного 
периода технологические 
-- развитие новых технологий для крупных предприятий;
-- выполнение субподрядных работ;
-- оказание маркетинговых и консалтинговых услуг;
-- оказание сервисных услуг;
-- создание новых производств, 
с целью создания новых 
Малые предприятия отбираются на конкурсной основе на основании критериев, утвержденных учредителями БИ. Критерии отбора зависят от потребностей крупного предприятия. Вместе с тем, во всех случаях должны отбираться предприятия, доказавшие свою жизнеспособность (либо жизнеспособность бизнес-идеи), предлагающие услуги или товары, необходимые базовому предприятию, либо потребляющие производимое сырье или комплектующие, либо оказывающие услуги работающим.Отношения между малыми и крупными компаниями при организации БИ могут иметь и следующие цели:
-- «выращивание» новых производственных возможностей;
-- более эффективное 
-- более быстрое и эффективное достижение целей.
Все компании, большие и малые, ставящие перед собой цель развития, должны концентрироваться на разработке новой продукции, поиске новых рынков, создании новых бизнес-возможностей. Такое сотрудничество привлекательно в финансовом плане. Для крупных фирм -- это эффективный способ для увеличения инвестиций в развитие бизнеса и сохранение возможности принятия Для малых предприятий это обеспечивает доступ к финансовой поддержке со стороны крупных предприятий, но также дает возможность привлечения партнеров через сеть контактов крупных предприятий и дополнительное финансирование [6]. Распространенным в Швеции типом БИ является «внутренний» БИ, создаваемый крупной компанией для стимулирования новых идей и проектов. Это способствует развитию духа предпринимательства среди работников. БИ содействуют формированию новых служб и субподрядных отношений в регионе и зачастую создаются именно на базе конкретного промышленного сектора. Такая форма работы аналогична деятельности промышленных зон, которые создавались в начале 70-х годов, и в частности, их организационных служб. Доступность и качество услуг в районе имеют колоссальное значение для мелких фирм и их успешной работы. С точки зрения результативности, БИ являются особенно эффективным инструментом создания фирм и рабочих мест, а также расширения сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями. К числу других важных результатов относятся улучшение имиджа региона, в котором они действуют. В Италии особое внимание оказывается предприятиям, действующим в глубинных районах страны, которые находятся в особо неблагоприятном положении и переживают сильный спад. Большой опыт преобразования комбинатов и крупных предприятий, особенно в Восточной Германии. Так, в Дрездене на предприятии микроэлектроники (3300 работающих) была начата процедура банкротства. Чтобы не потерять кадровый потенциал, организовали 40-50 новых малых фирм. Трудоустроили около половины сотрудников. Сейчас здесь работает около 4 тысяч человек, сохранен персонал. Квалификация людей притянула в регион крупную фирму Siemens, которая дает сейчас субподряд для этих малых предприятий, выпуская 15 млн штук микропроцессоров -- 10% всех в мире. Что касается участия в прибылях, то здесь создатели БИ выступают по существу в качестве венчурных капиталистов (при этом БИ является конкретной организационно-экономической формой реализации этого капитала) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В последние годы идея коммерческого бизнес-инкубирования, значительно трансформировалась. Если раньше в БИ привлекались люди с бизнес-идеями, то сегодня подход меняется. Человек с идеями просто нанимает людей и сопровождает их до конечного результата. Одним из первых, кто применил подобную схему был Билл Гросс. Билл Гросс считается в некотором смысле соперником Билла Гейтса. Он признан одним из самых успешных венчурных капиталистов в Америке. Билл Гросс создал БИ IdeaLab и вывел на рынок 20 компаний. Гораздо продуктивнее опыт British Telecom, который вывел за пределы компании 14 инженеров. Тем ничего не оставалось делать, как искать применение своим способностям. Опыт оказался успешным. В результате было создано 5 новых компаний. Одна из них была приобретена Aлькателем за 117 млн. долларов .Но такого рода бизнес-инкубирование сопряжено с большими трудностями. Это видно на примере технологического инкубатора Intel. Из 15 компаний, созданных в рамках «Технологического инкубатора новых бизнес-инициатив», существуют до настоящего времени 7.Половина потерпела неудачу еще на стадии «посева». Из оставшихся в живых, 50% не дают коммерческой отдачи.
В России доходы коммерческих 
БИ в среднем сейчас распределяются 
следующим образом: совсем немного 
места в структуре доходов 
занимают доходы от долевого участия 
в малых предприятиях -- около 9%, еще 
меньше -- доходы от коммерческих кредитов 
(около 3%) и от коммерческого спонсорства 
(около 2%). Основные статьи доходов -- от 
взимаемой арендной платы -- около 20%, 
доходы от оказываемых услуг -- в 
среднем 38% и гранты иностранных 
государств -- около 20% (последнее указывает 
на то, что данные БИ все-таки являются 
не вполне коммерческими, по западным 
понятиям). Основной долей доходов 
от услуг являются доходы от краткосрочных 
учебных курсов -- 50% БИ имели в 
своем пакете услуг краткосрочные 
курсы по таким дисциплинам, как: 
основы предпринимательской 
Национальное содружество 
БИ России насчитывает к настоящему 
времени 70 организаций почти в 40 
регионах России. Несомненно, они могут 
стать опорой для осуществления 
в регионах мероприятий, предусмотренных 
региональными и федеральными программами 
кадрового обеспечения 
7. Условия аренды в бизнес-инкубаторе
БИ сдает в аренду помещения, 
производственные площади и офис. 
Производственные помещения на каждую 
фирму составляют площадь примерно 
150 кв. м., офис -- не менее 20 кв. м. Помещение 
для переговоров, кухня и комната 
отдыха могут быть общими для всех 
предпринимателей данного БИ. Не допускается 
сдача помещений в субаренду. 
Договор обычно заключают на срок 
не более 3 лет с возможностью продления 
в необходимых случаях еще 
на 2 года. БИ не предполагает долговременных 
или безвременных договоров об аренде. 
Одним из главных в работе БИ является 
вопрос об арендной плате. В первый 
год аренды она должна быть максимально 
благоприятной для 
-- предоставление всех коммуникаций, подключение телефона;
-- использование совместных помещений (кухни, комнаты для переговоров);
-- предоставление копировальной техники;
-- использование секретаря 
и ежедневное почтовое 
Аренда машин и технического оборудования оплачивается дополнительно в соответствии с установленной платой. Использование электроэнергии, воды и отопления тоже оплачивается дополнительно и, по возможности, в соответствии с индивидуальным потреблением, принимая во внимание занимаемую площадь. Договор аренды, предусматривающий основные правила взаимоотношений, разрабатывается и утверждается до принятия первого арендатора. Он содержит четкие условия оплаты, размер и время платежей, процедуры разрыва отношений и увеличения стоимости арендной платы; бухгалтерские процедуры -- регламентации: важность первого арендатора, правила -- или исключения; процесс инкубирования -- формальный или неформальный; бухгалтерский учет; оплата электроэнергии, телефона, водоснабжения, выставление счетов; ценовая политика по аренде; управление зданием; размер офиса для персонала, мониторинг арендаторов.
8. Критерии отбора компаний в бизнес-инкубатор
В России основную долю клиентов БИ оставляют компании, занимающиеся производством (продукты питания, пошив одежды, производство мебели, ремесло и производство сувениров), а также работающие в сфере услуг (в сфере обучения и консалтинга, строительные работы и ремонт). Всего около 2% клиентов БИ занимаются технологическим бизнесом.
Для того чтобы лица, создающие 
свое дело, или начинающие предприниматели 
были приняты в члены БИ, они 
должны соответствовать определенным 
критериям. Претендент должен убедить 
в том, что: предприятие имеет 
реальные шансы на успех, предлагаемые 
к производству продукты, товары или 
услуги являются конкурентоспособными, 
финансирование будущего предприятия 
гарантировано за счет собственных 
или привлеченных средств (должны быть 
предоставлены концепция 
Претенденты обычно предоставляют следующие документы:
-- анкету и описание 
предыдущей 
-- бизнес-план, экономическое 
планирование и организацию 
Критерии, по которым выбирают 
проектантов, различаются в каждом 
БИ, потому что это зависит от 
его миссии (определенной самим БИ, 
специализации и местной