Значение программно-целевого метода планирования бюджетов в совершенствовании бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России. ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Содержание работы

Значение программно-целевого метода планирования бюджетов в совершенствовании бюджетного процесса…………………………3
Оценка эффективности исполнения бюджета субъекта РФ
(на примере ХМАО)…………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Контрольная СБП.docx

— 64.20 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

  1. Значение программно-целевого метода планирования бюджетов в совершенствовании бюджетного процесса…………………………3
  2. Оценка эффективности исполнения бюджета субъекта РФ

(на примере ХМАО)…………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение программно-целевого метода планирования бюджетов в совершенствовании бюджетного процесса

Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются  пути их достижения.

Сущность ПЦМ заключается  в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных  мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении  ресурсами с учетом эффективного их использования. Т. е. программно-целевое  планирование построено по логической схеме «цели - пути – способы –  средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом  намечаются пути их реализации, а затем  – более детализированные способы  и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор  разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что  особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование  будущих состояний системы, а  составление конкретной программы  достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать  ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Программно-целевой метод  расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному  использованию денежных средств  для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных  территорий.

По сравнению с другими  методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым. Широкое  распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался  еще при разработке плана Государственной  комиссии по электрификации России. ПЦМ  тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана  начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики  при дальнейшем поиске и определении  эффективных путей и средств  их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется  принцип приоритетности планирования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и  мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Программно-целевое планирование может применяться на различных  организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика  применения рассматриваемого метода планирования.

При программно-целевом подходе  к внутрифирменному планированию основой  управления организацией является так  называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы  и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно  изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить  в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы  развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы  предприятия. Проведение мероприятий  по изменению целей фирмы и  программы действий – это задача менеджера организации, руководителя высшего звена. Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы.

1.Разработка общих целей.

2.Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период  времени.

3.Определение путей и  средств их достижения.

4.Контроль за достижением  поставленных целей путем сопоставления  плановых показателей с фактическими.

На практике доказано, что  применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

Программно-целевой метод  является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых  в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана  исходя из целей развития экономики  при дальнейшем поиске и определении  эффективных путей и средств  по их достижению и ресурсному обеспечению.

Перед программно-целевым  планированием стоят и более  конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных  территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики  депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и  т.д.).

Программно-целевой метод  планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические  процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны. Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы .

Таким образом, рассмотрев значение программно-целевого метода планирования расходов бюджета, можно сделать  вывод, программно-целевой метод  бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования  в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое  бюджетное планирование исходит  из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых  результатов деятельности администраторов  бюджетных средств.

Целевые комплексные программы  как эффективный результат программно-целевого метода:

Целевая комплексная программа  – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным  путем экономических проблем  и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

По содержанию целевые  комплексные программы можно  разделить на несколько видов:

1.  Социально-экономические программы - предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.

2.  Научно-технические программы - направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.

3.  Производственно-экономические программы - предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.

4.  Территориальные программы - направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.

5.  Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера.

6.  Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой.

Целевые комплексные программы  различаются также по своей временной  продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

1.  Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2.  Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели.

3.  Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4.  Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

5.  Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы .

Рис.1. Принципы отбора эффективных  целевых программ

планирование бюджет экономика

Концепция целевой программы  должна включать следующие разделы:

-  обоснование соответствия целей и задач целевой программы целям и задачам развития экономики и социальной сферы субъекта;

-  обоснование целесообразности разработки целевой программы;

-  характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;

-  возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

-  ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом;

-  предложения по целям и задачам целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;

-  предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности от реализации целевой программы;

-  предложения по исполнителям целевой программы;

-  предложения о разработчике целевой программы и исполнителе-координаторе целевой программы;

-  предложения по основным направлениям финансирования целевой программы; общие принципы и механизмы формирования мероприятий целевой программы.

Итак, целевая программа  представляет собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. По своему содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.

Преимущества и недостатки программно-целевого метода:

В последнее время программно-целевой  метод все чаще стал применяться  в качестве инструмента бюджетного планирования. Выбор этого метода обусловлен прежде всего его особенностями  и преимуществами, позволяющими осуществлять полный цикл управленческого процесса – от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности  произведенных бюджетных расходов.

Преимущества программно-целевого метода:

1.  Дает четкое понятие государственным органам и обществу, на что тратятся бюджетные средства;

2.  Обеспечивает прозрачность бюджета и дает возможность по последствиям исполнения бюджета оценить, достигнуты ли поставленные на этапе планирования цели и выполнены ли задачи;

3.  Требует более дисциплинированного бюджетного процесса, поскольку устанавливает конкретные показатели результативности и соответствующие показатели расходов, и тем самым тяжелее использовать эти средства на цели, которые отличаются от изначально определенных целей;

4.  Упорядочивает организацию деятельности главного распорядителя относительно формирования и исполнения своих бюджетов путем четкого расчленения ответственности между ответственными исполнителями в его системе по реализации каждой бюджетной программы, а также повышает ответственность главного распорядителя в целом за соблюдением ответственности всех своих бюджетных программ установленной цели его деятельности, их финансовое обеспечение и улучшает управление бюджетными программами;

5.  Дает возможность повысить эффективность распределения и использования бюджетных средств, обеспечению приоритетных направлений и целесообразности отдельных расходов бюджета исходя из большей информированности относительно конкретной бюджетной программы;

6.  Дает возможность пересмотреть функциональную классификацию расходов бюджета для приведения ее к международным стандартам и применение исключительно с целью составления сводных бюджетов;

Информация о работе Значение программно-целевого метода планирования бюджетов в совершенствовании бюджетного процесса