Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением.
Составление и исполнение бюджета является функцией исполнительных органов. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функция законодательных органов.

Содержание работы

Тема 25. Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ
1. Характеристика основных стадий бюджетного процесса
2. Основы бюджетного планирования в РФ
3. Казначейское исполнение бюджета
Тема 44. Банковская система РФ
1. Организация банковской системы РФ
2. Особенности современного рынка банковских услуг в РФ
3. Перспективы развития банковской системы в РФ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание111.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Тема 25. Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ

1. Характеристика основных стадий бюджетного процесса

2. Основы бюджетного планирования  в РФ

3. Казначейское исполнение  бюджета 

Тема 44. Банковская система РФ

1. Организация банковской  системы РФ

2. Особенности современного  рынка банковских услуг в РФ

3. Перспективы развития  банковской системы в РФ

Список использованной литературы

 

Тема 25. Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ.

1.Характеристика основных стадий бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением.

Составление и исполнение бюджета является функцией исполнительных органов.  Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функция законодательных органов.

Характеристика этапов бюджетного процесса.

Первый этап.  Составление проекта бюджета.

Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально - экономического развития РФ,  субъектов РФ,  муниципальных образований,  а также сводных финансовых балансов РФ,  субъектов РФ.  Прогноз развития содержит объем ВВП,  промышленного производства, товарооборота,  следовательно,  с его помощью можно планировать поступление доходов.  Также закладываются объемы экспорта для государственных нужд,  капитальные вложения для развития производства,  следовательно,  можно определять расходы бюджета.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов с учетом норматива финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.  Это новый момент для РФ,  необходимость этого зафиксирована в Кодексе.  По Конституции за каждым органом власти закреплены определенные полномочия,  права гражданина на образование,  медицинское обслуживание и др.  Раньше существовали нормативы: скажем,  на питание детей в дошкольных учреждениях.  Все уровни бюджетной системы самостоятельны.  Как обеспечить единый по стране уровень социального обеспечения при различных доходах бюджетов.  Разрабатываются нормативы. 

Бюджетная политика РФ и основные направления составления проекта бюджета на очередной финансовый год определяется посланием о бюджетной политике Президента РФ.  Работа по составлению проекта бюджета начинается не позже,  чем за 9 месяцев до начала планируемого года (составляется не только годовой,  но и трехлетний бюджет).

Используется следующая информация:

-       налоговое законодательство,  действующее на момент начала разработки проекта бюджета,

-       нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы,

-       предполагаемые объемы финансовой помощи,

-       виды и объемы расходов,  передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой,  а также финансово - бюджетные нормы и нормативы.

Проект бюджета составляется финансовым органом.  Параллельно составляется проект закона о бюджете на очередной финансовый год.  В проекте закона о бюджете содержатся основные характеристики бюджета,  то есть:

-       общий объем расходов и доходов, 

-       размер бюджетного дефицита,

-       прогнозируемые доходы бюджета по подразделениям бюджетной классификации,

-       нормативы отчисления от собственных доходов бюджета,  передаваемые бюджетам других уровней,

-       нормативы централизации доходов бюджетов других уровней,

-       общий объем капитальных и текущих расходов бюджета,

-       разбивка расходов по подразделениям бюджетной классификации,  а также в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств),

-       расходы и доходы целевых бюджетных фондов,

-       объемы финансовой помощи бюджетам других уровней,

-       определяются основные характеристики государственного и муниципального долга, государственных и муниципальных заимствований.

Одновременно с проектом бюджета составляются:

-       прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год, 

-       инвестиционная программа,

-       план развития государственного или муниципального сектора экономики,

-       программы заимствований – государственных (внешних и внутренних),  муниципальных (внешних и внутренних),

-       программы предоставления государственных или муниципальных гарантий.

Если какой - либо из этих документов не будет представлен вместе с проектом бюджета,  то законодательный орган имеет право отклонить рассмотрение проекта бюджета.

Второй этап.  Рассмотрение проекта бюджета исполнительным органом.

Осуществляется с 15 июля по 15 августа года,  предшествующего планируемому.  Федеральный бюджет сначала рассматривается на Президиуме Правительства РФ,  куда входят 3 представителя регионов.  Там решаются вопросы о нормативах,  финансовой помощи регионам.  После одобрения он выносится на заседание Правительства РФ с приглашением руководителей организаций,  имеющих статус правительственных учреждений.  В результате рассмотрения принимается решение об одобрении проекта бюджета,  проекта закона бюджета и других пояснительных документов.  Передача документов в законодательный орган происходит не позднее 15 августа года,  предшествующего планируемому.

Третий этап.  Рассмотрение и утверждение бюджета законодательным (представительным) органом.

Порядок определяется:

-       для федерального бюджета – Бюджетным кодексом,

-       для региональных и местных бюджетов – законодательными нормативами актами,  принимаемыми субъектами РФ и органами местного самоуправления (в г.  Москве – Закон о бюджетном процессе).

Внутри порядок рассмотрения определяется регламентом соответствующего законодательного органа. 

Согласительные комиссии.  Расходы капитального характера часто являются предметом разногласий.  Руководители департамента отраслевого финансирования Минфина договариваются с руководителями различных министерств и департаментов.  Определенная сумма при рассмотрении бюджета резервируется,  а потом распределяется между недовольными сторонами.  В случае неустранимых разногласий деньги распределяет Минфин.  Между депутатскими группами тоже есть разногласия.  Защищены только статьи расходов по финансированию органов управления, правоохранительных органов,  обороны. 

Рассмотрение бюджета в парламенте.

В Госдуме сначала проект бюджета с формальной точки зрения смотрит бюджетный комитет:  наличие всех документов,  правильность заполнения.  Копии отправляются в профильные комитеты (по обороне,  культуре,  образованию и др. ),  Совет Федерации.  Начинается рассмотрение:

-       I чтение.  Определяются основные параметры:

-       общий объем доходов с разбивкой по видам;

-       общий объем расходов;

-       бюджетный дефицит и источники его покрытия;

-       лимит роста внешних и внутренних займов в течение года.

Могут быть отклонения:

-       образование согласительной комиссии с Правительством,

-       возвращение проекта бюджета Правительству на доработку,

-       объявление недоверия Правительству в связи с качеством предоставленного бюджета.

-       II чтение.  Определение расходов в разрезе функциональной классификации. 

-       III чтение.  Определение расходов в разрезе ведомств и целевых государственных программ. Окончательно решается вопрос о поправках.

-       IV чтение.  Формальное голосование за бюджет целиком.

После одобрения Госдумой бюджет проходит 1 чтение в Совете Федерации.  Если он не принимает бюджет,  то создается согласительная комиссия с депутатами Думы.  Если они не приходят к компромиссу,  то Дума при повторном голосовании 2/3 голосов может преодолеть неодобрение Совета Федерации.  Дальше происходит подписание бюджета Президентом,  опубликование и вступление его в силу.  Если Президент не подписывает,  то между ни м Советом Федерации создается согласительная комиссия и происходит процедура,  описанная выше (как и между Советом Федерации и Госдумой). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основы бюджетного  планирования в РФ.

Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, устанавливаемыми в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий.

Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач.

Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральный, региональный, и муниципальный уровни; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам. С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования: распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений; в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размеры бюджетных резервов; устанавливается величина и источники покрытия дефицита бюджета; осуществляется разносторонний бюджетный контроль процессов, протекающих в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.

В условиях перевода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов.

Большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Вместе с тем бюджетное планирование сохранило свое значение как базы для составления основного финансового плана деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются, как и ранее, на федеральном и региональном уровнях в форме законов, на местном - в форме решений представительных органов местного самоуправления.

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др. Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федеральных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей (документ, который составляется и ведется финансовым органом или органом управления государственным внебюджетным фондом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета). Составление проектов бюджетов финансовыми органами - важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. Составление проектов бюджетов финансовыми органами - важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования. Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы и т.д.

На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджета средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению. Вся дальнейшая организация и методическая работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соответствующими финансовыми органами. Внутри финансовых органов всех уровней организационно-методическую работу по бюджетному планированию, ведут соответствующие бюджетные подразделения: Департаменты бюджетной политики Министерства финансов РФ и министерств финансов республик в составе РФ, бюджетные комитеты, управления и отделы исполнительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они направляют, координируют и организуют многогранную деятельность финансового аппарата по составлению проектов бюджетов. Правовые основы бюджетного планирования определяются Конституцией страны, законами, нормативными актами, принимаемыми на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях. Так, в России ими выступают: Конституция РФ, конституции республик в составе РФ, уставы субъектов Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ и др. Конституцией РФ установлены права органов государственной власти и управления в области разработки и утверждения бюджета, разграничены функции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, четко зафиксирована правовая самостоятельность органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Более детальное разграничение бюджетных прав как в части норм доходов и расходов, так и в части процессуальных норм устанавливается бюджетным законодательством: введенным в действие с 31 июля 1998 года Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 года, принимаемыми федеральными и региональными законами, касающимися отдельных сторон бюджетного процесса, а также годовых бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ