Взаимодействие бюджетной системы с внебюджетными фондами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.
Целью курсовой работы является изучение роли внебюджетных фондов в экономике РФ, аспектов их взаимодействия с бюджетной системой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ОБЩЕСТВА……………………………….….4
Характеристика экономической сущности внебюджетных фондов…....4
1.2. Односторонние, двусторонние, многосторонние финансовые связи между внебюджетными фондами и бюджетной системой…………………….8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ…………..11
2.1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемых во внебюджетные фонды РФ…...……………………………………………….11
2.2. Структура доходов фонда социального страхования…………...………20
ГЛАВА3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМООТНАШЕНИЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ С БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ……………..22
3.1. Предложения по развитию системы взаимоотношения внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет имени  М.Т.Калашникова»

Факультет «Менеджмент  и маркетинг»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Внебюджетные фонды»

                         На тему: «Взаимодействие бюджетной системы

с внебюджетными фондами  в РФ »

 

 

 

 

Выполнил:                                                                         студент гр. 10-22-39(з)                                                                                                      

                                                                                  Широбокова Н.В.                                                                                                                            

 

 

Принял:                                                                               Туганаева Е.Г.

                                               

 

 

 

 

                                             Ижевск 2013 г.

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ  НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ОБЩЕСТВА……………………………….….4

    1. Характеристика экономической сущности внебюджетных фондов…....4

1.2.    Односторонние,  двусторонние, многосторонние финансовые  связи    между внебюджетными  фондами и бюджетной системой…………………….8

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА  ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ…………..11

2.1.   Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемых во внебюджетные фонды РФ…...……………………………………………….11

2.2. Структура доходов фонда социального страхования…………...………20

ГЛАВА3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМООТНАШЕНИЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ С БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ……………..22

3.1.  Предложения по развитию системы взаимоотношения внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан  России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и  в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Целью курсовой работы является изучение роли внебюджетных фондов в экономике РФ, аспектов их взаимодействия с бюджетной системой.

 

 

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ  НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА ОБЩЕСТВА   

 

        1.1. Характеристика экономической  сущности внебюджетных фондов.

 

В соответствии со ст. 5 Конституции  РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в Российской Федерации в составе государственных финансов можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ.

Государственные финансы  на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов РФ, Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных  внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды; Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные финансы  на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и территориальные государственные внебюджетные фонды. Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К территориальным государственным внебюджетным фондам согласно действующему законодательству относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности органов государственной власти РФ. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых  в распоряжении этих органов.

Становление в России основ рыночной экономики продиктовало необходимость коренных преобразований в организационной структуре хозяйства. В ходе этого процесса произошла реструктуризация и ее центрального звена - общегосударственных финансов, которые включают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты местных (муниципальных) органов управления, а также государственные внебюджетные фонды.

В результате рыночных преобразований основная масса  финансовых ресурсов перешла из сектора государственного управления под контроль негосударственных структур. Вместе с тем государственные финансы продолжают оставаться инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики государства.

Одним из результатов  структурных преобразований явилось выделение и обособление так называемых внебюджетных фондов, призванных обеспечить полноту и устойчивость финансирования важнейших социально-экономических программ. Правовой основой возникновения и функционирования внебюджетных фондов стал принятый 10 октября 1991 т. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В нем, в частности, было указано, что в соответствии с решениями Верховного Совета РСФСР, Верховных Советов республик в составе РСФСР, а также местных Советов народных депутатов в рамках законодательства РСФСР могут «образовываться целевые внебюджетные фонды...». Позже, в 1993 г. это право было подтверждено особым законом Российской Федерации» где кроме предоставления права образовывать внебюджетные фонды были изложены основные принципы их формирования и деятельности. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются в настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Внебюджетные  фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений (республики в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др.). Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных объединений.

Вместе с тем средства внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Государство осуществляет руководство и правовую регламентацию их деятельности.

Органы государственной  власти, в частности, определяют целевое назначение и задачи деятельности конкретного внебюджетного фонда, источники формирования его доходов, среди которых важнейшим является обязательный платеж юридических и физических лиц, устанавливаемый в централизованном порядке. Кроме того, государство определяет направления использования средств, аккумулируемых внебюджетными фондами. Однако задачи оперативного руководства и управления формированием и использованием средств внебюджетных фондов выполняются правлениями соответствующих внебюджетных фондов, которые несут ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции тех или иных фондов, определяют перспективные задачи, утверждают бюджет, сметы расходов, отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты внебюджетных фондов.

Образование внебюджетных фондов означало определенную децентрализацию государственных финансов, считалось, что это будет соответствовать новым рыночным принципам хозяйствования.

Первоначально по функциональному назначению внебюджетные фонды подразделялись на экономические, т.е. образованные для решения важных общехозяйственных проблем, имеющих, как правило, программный характер (дорожное строительство и эксплуатация дорожного хозяйства, борьба с преступностью, экология, развитие таможенной системы, воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.), и социальные, образованные для обеспечения важнейших конституционных социальных прав граждан России (пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинское обслуживание).

 

 

 

1.2. Односторонние, двусторонние, многосторонние финансовые связи    между внебюджетными фондами и бюджетной системой.

 

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают ценные государственные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с  разными финансовыми звеньями и  другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Между бюджетами и внебюджетными фондами на федеральном и региональном уровне существуют определенные взаимосвязи, среди которых можно выделить следующие:

  • между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Например, из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства в порядке финансовой помощи (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ; дотации на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг; субсидии на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ и др.); из бюджетов субъектов РФ в федеральный бюджет перечисляются средства в погашение ранее предоставленных бюджетных ссуд на покрытие внутригодовых кассовых разрывов;
  • между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами РФ. Так, из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ перечислялись средства единого социального налога на выплату базовой части трудовой пенсии, в Фонд социального страхования РФ направляются субвенции на выплату компенсаций и пособий гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и др. При этом в федеральный бюджет могут поступать безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ. Кроме того, временно свободные денежные средства Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования могут инвестироваться в ликвидные государственные ценные бумаги РФ, средства от размещения которых поступают в федеральный бюджет;
  • между бюджетами субъектов РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами. Из бюджетов субъектов РФ в территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляются средства в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования могут вкладывать временно свободные денежные средства в ликвидные государственные ценные бумаги субъектов РФ, средства от размещения которых поступают в бюджеты субъектов РФ;
  • между государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами. Например, из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляются средства на выравнивание финансовых условий их деятельности в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; из Пенсионного фонда РФ в территориальные фонды обязательного медицинского страхования поступают средства на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров.

Информация о работе Взаимодействие бюджетной системы с внебюджетными фондами в РФ