Управление сбалансированностью Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Федеральный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. На современном этапе развития бюджетной системы России федеральный бюджет характеризуется повышенной степенью контроля за целевым расходованием бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Кроме того, на федеральный уровень бюджетной системы возлагаются наиболее масштабные, стратегически обоснованные и политически связанные расходные полномочия, например, национальная оборона, международная деятельность, социальная политика, обслуживание государственного долга.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения федерального бюджета.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ. Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами – профицитом бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1.Бюджетная система РФ и принципы ее построения

1.2. Бюджетная сбалансированность

1.3. Дефицит и профицит Федерального бюджета

2.СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

2.1. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета 2008-2014 гг.

2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

3.ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа переделанная.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Возможным долгосрочным источником стабилизации и балансировки доходов бюджета правительство РФ видит Таможенный Союз (России, Белоруссии и Казахстана). Выгоды от образования единого таможенного пространства будут стимулировать рост экономики России (также и других стран-участниц), что обеспечит прирост ВВП, а, следовательно, и доходы федерального бюджета Российской Федерации.

 

 

 

 

 


 


3.ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

В принятом федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. планируется дефицит бюджета – в размере 876,6 млрд. руб. или 1,% ВВП.  Данный бюджет сформирован исходя из следующих параметров макроэкономического прогноза: рост ВВП в 2012 г. ожидается  в размере 3,7%; инфляция – в размере 6%, что на 1% ниже, чем в 2011 г., цена на нефть марки «Urals» планируется в размере 100 дол. за баррель.

Т.е. общая сбалансированность бюджета может быть достигнута лишь при цене на нефть 117 дол. за баррель. Изменение величины цены на нефть только на 1 дол. увеличит или уменьшит бюджетные доходы  на 55 млрд. руб.  Еще недавно Россия имела масштабный профицит при ценах на нефть на уровне 60-70 долларов за баррель. Сейчас же и показателя 100-120 оказывается недостаточно. Еще выше цены вряд ли вырастут в обозримой перспективе, а вот упасть в случае, например, долгового кризиса в Европе могут запросто. Поэтому               основная проблема состоит в зависимости поступлений доходных источников в бюджет от внешнеэкономической конъюнктуры.

В трехлетнем бюджете предусмотрено снижение зависимости от нефти,  то есть общая сбалансированность бюджета при цене на нефть снижается. Если общая сбалансированность бюджета в 2012 году, будет достигнута при цене на нефть 117,2 долларов за баррель, то в 2014 году - 107 долларов. Предусмотрено постепенное сокращение дефицита бюджета, а на 2015 г. планируется выход на бездефицитный бюджет.

Постепенно будет сокращаться размер и ненефтегазового дефицита. то есть дефицит бюджета, в случае, если доходы от нефтегазового сектора к нам бы не поступали.[10]

На сегодняшний день дефицит бюджета России в начале 2012 года оказался сенсационно высоким, составив почти 250 миллиардов рублей за два месяца. В прошлом году в этот же период бюджет был профицитным, а сейчас дефицит сразу вдвое превысил прогнозы.

Значительный дефицит бюджета России, сложившийся в январе-феврале 2012 года на уровне около 245 миллиардов рублей, связан с более активным расходованием средств министерствами и ведомствами страны. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов, передает "Интерфакс".

По словам Силуанова, за два месяца текущего года было израсходовано 16,7 процента средств, предусмотренных в бюджете. В прошлом году за аналогичный период было потрачено 12,8 процента средств. "В этом году как никогда идет хорошее использование бюджетных ресурсов", - добавил глава Минфина, объяснив это тем, что Минобороны более эффективно заключает контракты в рамках оборонзаказа, а также переходом на новую систему взаимоотношений с бюджетными учреждениями.

«Мы перешли на новую форму взаимоотношений с бюджетными учреждениями, то есть целый ряд министерств и ведомств перечислил субсидии в квартальной сумме — об этом мы уже говорили. Также мы говорили о том, что в этом году по Министерству обороны очень неплохо идет контрактация. Министерство обороны также перечисляет средства бюджета непосредственно уже исполнителям гособоронзаказа, поэтому бюджетный дефицит связан именно с более равномерным расходованием бюджетных средств», — пояснил министр.

Напомним, что ранее чиновники и экономисты не раз говорили о том, что бюджетные деньги расходуются с большим опозданием и основная сумма денег, заложенных в расходную часть бюджета на год, перечисляется под новый год. Это создавало препятствия для получателей денег, госзаказа и ФЦП.

По официальному прогнозу, по итогам всего 2012 года дефицит бюджета должен составить около 900 миллиардов рублей, или 1,5 процента от годового ВВП. По данным Минфина, прошлый год Россия завершила с профицитом в 427,8 миллиарда рублей в номинальном выражении. Таким образом,  заметны отклонения от за планируемых прогнозов[11].

В 2009-2010 годах подобную проблему удалось разрешить за счет накопленных в государственных фондах резервов. Сейчас их объем недостаточно высок, чтобы закрывать дефицит на протяжении нескольких лет. В случае чего придется либо повышать налоги, либо идти на рынок заимствований. Какова будет реакция этого рынка, если Россия начнет брать в долг в больших объемах, предсказать трудно. Ситуация осложняется тем, что расходы и дальше будут расти.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Соблюдение баланса бюджета – это нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на федеральном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет. Чем больше у человека, у предприятия возможностей для развития и экономического взлета тем больше со временем будут налоговые и неналоговые поступления в бюджет. 

Итак, на данном этапе наиболее остро стоит задача покрытия дефицита бюджета и снижение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.

       Проведенный анализ  федерального бюджета в 2008-2011 г.г. и на плановый период 2012-2014 позволил выявить следующие факты. За анализируемый период наблюдается устойчивая тенденция роста доходов федерального бюджета, постепенное сокращение дефицита бюджета.       

Для макроэкономической стабильности необходимо:

                    создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы;

                    развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;

                    перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;

                    необходимо не просто закрывать дыры в бюджете, а вкладывать средства так, чтобы в дальнейшем они приносили прибыль;

                    снизить зависимость поступлении доходных источников в бюджет от цен на нефть;

                    обеспечить стабильность курсовой политики;

                    снизить инфляцию;

                    обеспечить планируемые темпы роста экономики на следующий год.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        Бюджетный кодекс РФ.

2.        Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

3.        Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 382–ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2008 год».

4.        Федеральный закон от 3 ноября 2010 г.  № 255–ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2009 год».

5.        Федеральный закон Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 272-ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2010 год».

6.        О бюджетной политике в 2012-2014 годах: Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 июня 2011 г.

7.        Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №955 «О порядке управления средствами Резервного Фонда».

8.        Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

9.        Афанасьев Мст. Управление сбалансированностью федерального бюджета: иностранный долг перед Россией /Мст. Афанасьев, И.  Кривогов // Вопросы Экономики. – 2005. – №4. – с.4.

10.   Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт, 2008. – 565 с.

11.   Колчин С. П., Морозова Е. А., Окунева Л. П., Пилипенко О. И., Поляк Г. Б., Поляк Г. Б. Бюджетная система России. - M.:ЮНИТИ, 2008. – 703 с.

12.   Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний: учебник для вузов / С.М. Меньшиков. – М. : Международные отношения, 2002. – 367 с.

13.   Попова Е.В. Стабилизационный фонд: новые возможности // Россия и современный мир, 2007 №3, с. 152 – 164.

14.   Соколова А.А. О проблемах несбалансированности в бюджетной системе Российской Федерации / А.А. Соколова // Финансы и кредит. – 2011. –№38. –С. 10-14.

15.   Сорокина Т.В., Файберг Т.В., Деревцова И.В. Бюджетный учет: учебно-практическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 203 с.

16.   Фетисов В.Д.  Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.- 367 с.

17.   Издательский дом «Бюджет» [Электронный ресурс] С.В. Разгулин. – Налоги в 2011–2012 годах –   режим доступа:   http://bujet.ru. – (15.01.2011)

18.   Официальный сайт Министерства финансов РФ  // http://www.minfin.ru.

19.   Сборник научных трудов Института бизнеса и права [Электронный ресурс] Филипчук О.А. – СПб.: Россия на пути выхода из экономического кризиса –   режим доступа:   http://www.ibl.ru. – 2010 г.

20.   "Лента.Ру"  [Электронный ресурс] ; Дмитрий Мигунов: Глава Минфина назвал причины резкого роста бюджетного дефицита. – режим доступа: http//www/lenta.ru/ – (15.03.2012).

 



[1] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – МПб.: Питер, 2008.- с. 53.

[2] Фетисов В.Д.  Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.- 367 с.

[3] Бюджетный кодекс РФ с изм. и доп.

[4] Википедия [Электронный ресурс]; Бюджет США. – режим доступа: http://ru.wikipedia.

[5] Новости. Экономика. Вести [Электронный ресурс]; Профицит бюджета России в 2011 году составил 0,8% ВВП. – режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=690571

[6] «Голд.ру». [Электронный ресурс]: Профицит бюджета РФ в 2011 году более чем 400 млрд. руб. режим доступа: http://gold.ru/articles/economics/proficit-bjudzheta-rossii-v-2011-godu-bolee-400-mlrd-rublej.html

[7] Гарант [Электронный ресурс]; Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.- режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12077757/

 

[8] Сборник научных трудов Института бизнеса и права [Электронный ресурс] Филипчук О.А.- СПб.: Россия на пути выхода из экономического кризиса -  режим доступа:   http://www.ibl.ru. – 2010 г.

[9]  Издательский дом «Бюджет» [Электронный ресурс] С.В. Разгулин.- Налоги в 2011–2012 годах -  режим доступа:   http://bujet.ru. – (15.01.2011)

 

[10] Силуанов А.Г. Бюджет макроэкономической стабильности / А.Г. Силуанов // Финансы. – 2011. - №12. – С. 3-7.

[11]  "Лента.Ру"  [Электронный ресурс] ; Дмитрий Мигунов:  Глава Минфина назвал причины резкого роста бюджетного дефицита. – режим доступа: http//www/lenta.ru/ - (15.03.2012).


 

 


Информация о работе Управление сбалансированностью Федерального бюджета