Учет наличных денежных средств и денежных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Бизнес планирование на предприятии……………………………….4

1.1. Глобальные и локальные цели планирования…………………...4

1.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия………………………5

Глава 2. Разработка бизнес-плана………………………………………………9

2.1. Типы бизнес-планов……………………………………………….9

2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана…………...12

Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии…...14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………………………………19

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Этапы разработки производственного  бизнес-плана

 

 

Производственный бизнес план (ПБП) может быть как небольшим по объему, так и достаточно подробным, детализированным. Он разрабатывается на год, с разбивкой по кварталам и месяцам.

 

Конкретный набор разделов бизнес плана определяется прежде всего  масштабами производства на предприятии  и числом сфер его деятельности. Однако независимо от этих критериев  ПБП должен включать в себя: цели составления, характеристику предприятия, учет внутренних и внешних рыночных факторов, потребности в трудовых материально-технических и финансовых ресурсах.

 

Особенность производственного бизнес-плана  в том, что это продукт внутренней планово-управленческой деятельности руководства предприятия, специальный инструмент менеджмента, используемый в рыночной экономике на предприятиях любой формы собственности, любой сферы деятельности, любых масштабов производства. Отличаться бизнес-планы могут принципами детализации их отдельных разделов.

 

Примерная схема организации разработки бизнес-плана представлении на рис. 1.

 

При разработке производственного  бизнес-плана надо учитывать, что  это всегда интеграционный процесс, предусматривающий внесение изменений на основе новой информации и применение различных вариантов производственно-хозяйственной деятельности. В то же время отсутствуют определенная твердая логика структуры бизнес-плана и общепринятые принципы разработки его конкретных разделов, самостоятельных планов.

 

Условно разработку производственного  бизнес-плана можно разбить на два этапа: первый - разработка проекта  ПБП, второй - уточнение ПБП и его  утверждение. Следует отметить, что  завершение второго этапа не является окончанием работ над этим документом технико-экономического планирования. В течение всего планового периода в ПБП вносятся дополнения, уточнения, изменения в связи с прекращением или изменением направления действия как внутренних, так и внешних факторов окружающей экономической сферы. Таким образом идет постоянная корректировка разделов, показателей бизнес-плана.

 

Первый этап разработки производственного  бизнес-плана, в идеальном варианте, начинается на предприятии в октябре-ноябре с подведения итогов работы за 9 месяцев  текущего года и определения возможных итогов рвботы за год, что является базой для последующего управленческого анализа. В ходе анализа итогов работы дается характеристика рынка и сферы деятельности предприятия, определяются возможность добиться успеха на этом рынке, затраты в связи с выходом на новый рынок и возможные риски. Анализируются прежде всего 4 позиции: рынок, тенденции, политико-правовые позиции, конкуренты.

 

Принципиально важно то, что будущий  успех ПБП возможен только на основе анализа соответствующей экономической ситуации на рынке данных товаров. Должны быть доказательства того, что спрос на товар или услугу определенного вида либо еще не удовлетворен конкурентами, либо удовлетворен, но с худшим качеством, и так далее. Иными словами, необходимо определить, существует ли на рынке данного товара та ниша, которую собирается занять предприятие, иными словами, существует ли возможность внедрения на рынок с учетом уже действующих на нем предприятий (фирм).

 

На этапе разработки проекта  ПБП определяются те основные технические, организационные изменения на производстве, которые должны произойти в плановом периоде. В первую очередь разрабатывается план технического развития и совершенствования организации производства на предприятии (на малых и средних предприятиях он называется «планом оргтехмероприятий).

 

С учетом разработанного плана оргтехмероприятий  уточняются нормы и нормативы, которые  будут действовать в предстоящем  плановом периоде.

 

Важным содержанием работы первого  этапа разработки ПБП является определение потенциальных поставщиков материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и определение потенциальных потребителей готовой продукции, работ и услуг предприятия, а если планируется расширение или техническое перевооружение производства, то определяются потенциальные инвесторы. На основании вышеперечисленных исходных данных разрабатывается проект производственного бизнес-плана предприятия.

 

Второй этап разработки ПБП (в идеальном  варианте) начинается в декабре текущего года, когда уже заключены договоры на поставку материальных топливно-энергетических ресурсов, готовой продукции, на выполнение работ, оказание услуг во время работы выставок, ярмарок, а также в результате постоянных прямых связей с предприятием одной технологической цепочки. Однако часто это недостижимо к указанному сроку. На втором этапе уточняются разделы и показатели проекта ПБП, принимаются окончательные оптимальные варианты производственно-хозяйственной деятельности и бизнес-план утверждается руководством предприятия (фирмы).

 

Производственный бизнес-план предприятия не представляется ни в какую финансово-налоговую службу соответствующей территории для контроля. ПБП представляет собой важнейшую коммерческую тайну. Руководство предприятия должно определить порядок, систему защиты тех сведений, которые содержаться в этом документе. На основе утвержденного можно разработать рекламный ПБП, который не содержал бы коммерческой тайны, технологических секретов, коммерческих сделок предприятия, с целью представления его потенциальному инвестору. Если потенциальный инвестор проявит интерес к планам предприятия, рекламный ПБП можно дополнить необходимой ему производственно-хозяйственной информацией, при этом все же соблюдая принцип коммерческой тайны.

 

Производственный (внутренний) бизнес-план в наиболее развернутом виде может включать следующие разделы (самостоятельные планы):

 

· План маркетинга и объем продаж;

 

· План технического развития и совершенствования  организации производства (план оргтехмероприятий);

 

· Технико-экономические нормы  и нормативы;

 

· План материально-технического обеспечения  производства;

 

· Труд и трудовые доходы работников;

 

· План капитальных вложений (инвестиций);

 

· Финансовый план: расчет себестоимости, расчет прибыли;

 

· Риски предприятия;

 

· План социального развития коллектива;

 

· Юридический план;

 

· План внешнеэкономической деятельности;

 

· План охраны природы.

 

Начинается разработка производственного  бизнес-плана с разработки одновременно первых трех разделов.

 

Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии

 

 

Бизнес-план может быть подготовлен  менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм. Если у менеджера  возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказать новую услугу или просто новый метод организации и управления производством (любая инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовывать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный предприниматель или на основании собственной ответственности), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляет развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии подготовки бизнес-плана определяет партнер.

 

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно просматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг). Фирмы, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над освоением новых видов продукции, переходом на новые поколения изделий и т. д. Если фирма, ненаметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то она может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым она передает изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньших средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяются требования к будущему производству.

 

Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группы специалистов по разработке бизнес-плана  составляют экономисты, статистики, системщики.

 

Бизнес-план оценивает перспективную  ситуацию как внутри фирмы, так и  вне ее. Он необходим руководству  фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в  определенной мере, при создании обществ. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая - распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.

 

Следует отметить, что бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития производства у фирм-партнеров, изготавливающих в порядке кооперирования узлы, детали, выполняющих части технологического процесса. Либо обоснования изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурса, определяет необходимость соответствующего изменения операций по производству финального (конечного) продукта. В любом случае фирмы-участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.

 

Как следует из характеристики сущности планирования, продукт этой деятельности - план - является, как правило, и достаточно объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности фирмы, и необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

 

Соответствовать таким задачам  может только целевой, программный  документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности - получение максимальной прибыли от нее. Такой системный документ, структурированный по определенным разделам, получил название бизнес-плана.

 

Среди тех функций, которые выполняет  этот плановый документ, можно выделить следующие:

 

- обоснование стратегии и тактики  хозяйственного поведения, что  особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;

 

- планирование и прогнозирование  результатов деятельности в традиционном  для отечественной экономики  понимании (как разработка возможно  более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;

 

- привлечение инвесторов, что особенно  важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов;

 

- расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект, либо расширение самого проекта.

 

Разрабатываемый как документ, имеющий  целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу  сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценка возможностей предприятия - производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; систему управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.

 

Главная целевая направленность и  отличительные черты бизнес-плана  могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).

 

Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов.

 

Структура бизнес-планов в целом, так  же как и внутренняя структура  отдельных их разделов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления.

 

Наиболее распространенные на предприятиях формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе:

 

- титульный лист;

 

- резюме;

 

- меморандум конфиденциальности;

 

- описание предприятия и отрасли;

 

- анализ ранка сбыта;

 

- существо предлагаемого проекта,  описание продукции, работ, услуг;

 

- стратегию маркетинга;

 

- инвестиционный план;

 

- производственный план;

 

- организационный план;

 

- финансовый план;

Информация о работе Учет наличных денежных средств и денежных документов