Сущность и назначение первичного рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Файлы: 1 файл

Фонд рынок в-11 ФУ 1637.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, начало финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного долга государства и т.п.

 

1. ВНЕБИРЖЕВОЙ (ПЕРВИЧНЫЙ) РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

1.1. Сущность и назначение первичного  рынка ценных бумаг

 

Первичный рынок ценных бумаг – понятие абстрактное, не существует какого то места в пространстве, где бы он располагался. Ежедневно сотни предприятий производят размещение новых ценных бумаг. Поэтому можно говорить о том, что первичный рынок существует в распределённой форме. На первичный рынок ценные бумаги поступают большими сериями или траншами.

Субъекты (участники) первичного рынка ценных бумаг:

1. Физические лица;

2. Юридические лица – промышленные компании, фирмы  коммерческие банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды;

3. Государство, органы регионального  и муниципального управления.

На первичном рынке также активно действуют инвестиционные банки и компании, помогающие остальным участникам рынка осуществлять грамотные вложения; можно утверждать, что эти институты выполняют сервисные функции. Кроме того, инвестиционные банки и компании, работая одновременно с несколькими эмитентами, связывают первичный рынок ценных бумаг в единое целое1.

На первичном рынке размещаются в основном акции и облигации. О первичном рынке векселей не говорят, так как в настоящее время они практически не выпускаются серийно. Исключение составляют финансовые векселя, размещаемые коммерческими банками, государством, регионами и органами муниципального управления; эти векселя представляют из себя, по сути, бескупонные облигации.

Юридические лица размещают на первичном рынке акции для формирования уставного фонда, увеличения уставного фонда и реорганизации.

Деньги, полученные за размещённые акции, могут быть направлены  эмитентом на самые разнообразные нужды: например, на капитальное строительство или реформирование системы управления.


Рис. 1. Инвестор на первичном рынке ценных бумаг

 

Акция предоставляет владельцу право на управление акционерным обществом. Следовательно, размещая акции на первичном рынке, руководство компании вынуждено будет впоследствии делиться властными полномочиями с акционерами.

Паевые инвестиционные фонды размещают свои акции (паи) среди инвесторов, привлекая, таким образом, необходимый капитал.

Государство, органы регионального и муниципального управления, а также частные инвесторы акции не выпускают.

Органы власти ни с кем не делятся властными полномочиями в обмен на деньги: государство – это не акционерное общество. Частный же инвестор, сам по себе, не образует акционерного общества, следовательно, ни о какой эмиссии акций речь в данном случае не идёт.

И если перечень участников первичного рынка ценных бумаг выступающих на нём в роли эмитентов ограничен, то инвестором может быть каждый.

Инвесторы делятся на два больших класса: индивидуальные и институциональные.

Индивидуальные инвесторы вкладывают свои денежные средства на рынок ценных бумаг самостоятельно или через институциональных инвесторов, которые выступают в роли посредников.

К институциональным инвесторам относятся: коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды.

Инвестор покупает акцию с целью: получения дохода; размещения временно свободных денежных средств; получения контроля над предприятием-эмитентом.

Доход от акции складывается из двух компонентов: получения дивидендов; роста стоимости акции на вторичном рынке.

Ошибочно мнение о том, что основной доход по акции составляют дивиденды. Очень часто акционерное общество принимает решение вообще их не выплачивать; часть прибыли, приходящаяся на дивиденды акционерам, направляется на развитие производства. – Впрочем, эти вопросы относятся уже к дивидендной политике конкретного предприятия. Регулярная выплата дивидендов поднимает престиж компании и привлекает потенциальных инвесторов.

Основной доход по акциям может быть получен при их продаже на вторичном рынке по более высокой цене. Однако иногда инвестор может понести убыток – курс акций может сильно упасть. Об этом всегда следует помнить. Акция – достаточно рискованный объект вложений.

Акция, регулярно приносящая дивиденды, но курс которой на вторичном рынке в течение долгого времени не меняется, называется на Западе «дойной коровой»2.

Юридические лица размещают на первичном рынке облигации для: привлечения денежных средств на реализацию каких-либо проектов; документального оформления и реструктуризации долга; погашения локального дефицита бюджета.

Государство, органы регионального и муниципального управления также выходят на первичный рынок облигаций в качестве эмитентов. Первичный рынок государственных облигаций очень тесно связан с вторичным рынком; вместе с ним он образует единую систему, играющую в жизни общества огромную роль.

Физические лица, как правило, облигаций на первичном рынке не размещают, так как с точки зрения всего рынка объём их займов незначителен, а гарантии ненадёжны.

Инвесторами на первичном рынке могут выступать все участники рынка. С точки зрения инвестора облигация – это инструмент:

  • получения дохода;
  • размещения временно свободных денежных средств;
  • планирования финансовой деятельности предприятия;
  • страхования от понижения процентной ставки.

Доход владельца облигации (инвестора) складывается из номинальной стоимости и купонных процентов (в общем случае). Для того чтобы первичный рынок облигаций успешно функционировал, инвесторы должны располагать необходимым объёмом временно свободных денежных средств, достаточным для покупки серии облигаций. Так как каждая облигация имеет фиксированное время погашения, покупая её, инвестор может планировать свою будущую финансовую деятельность; впрочем, он может продать её досрочно на вторичном рынке, если таковой существует.

Облигацию с фиксированными купонными выплатами можно рассматривать как инструмент страхования от понижения процентной ставки, так как если ставка падает, владелец облигации оказывается в выигрыше: он заранее вложил свои деньги с выгодой.

Если же инвестор приобрёл облигацию, а на следующий день процентная ставка, скажем, по депозитам, возросла, то тогда ему приходится мириться с недополученной прибылью.

Покупая облигацию, нужно быть уверенным в том, что курс валюты, в которой номинирована облигация, не упадёт; в противном случае эти вложения могут обесцениться.

Цель эмитента акций на первичном рынке ценных бумаг – размещение запланированного транша по максимально возможной цене. Разница между фактической совокупной ценой размещения серии новых акций и их совокупной номинальной стоимостью называется учредительской прибылью. Эмитент вправе рассчитывать на учредительскую прибыль, если инвесторы проявят повышенный интерес к траншу, и, таким образом, спрос превысит предложение.

Цель эмитента облигаций на первичном рынке ценных бумаг – размещение запланированного транша по максимально возможной цене. Чем выше будет цена покупки облигаций инвесторами, тем дешевле обойдётся заем эмитенту. Размещая облигации, эмитент обязан предусмотреть конкретный механизм выплаты процентов по ним и их погашения. Объём выпуска надо сделать оптимальным: на облигации должен сохраняться спрос со стороны инвесторов, следовательно, объём эмиссии не должен быть большим. Кроме того, чем больше компания занимает на рынке, тем больше ей придётся отдавать! – Перед выходом на первичный рынок необходимо специальное исследование. В проведении таких исследований эмитентам помогают инвестиционные банки и компании.

Некоторые заёмщики финансируют погашение предыдущих выпусков облигаций за счёт новых серий; хотя в отдельных случаях это допустимо, в целом этот метод порочен.

Цель покупателя акций (инвестора) на первичном рынке – купить подешевле надёжные акции наиболее перспективных предприятий, чтобы затем получить обильные дивиденды и выиграть в дальнейшем от роста стоимости ранее купленных ценных бумаг.

Цель покупателя облигаций (инвестора) на первичном рынке – купить подешевле надёжные облигации наиболее перспективных эмитентов, чтобы затем получить доход в виде разницы между ценой покупки и продажи (погашения) облигации, а также в виде купонных процентов.

Цели эмитентов и инвесторов на первичном рынке ценных бумаг противоположны: между эмитентами и инвесторами существует противоречие. Конкретная цена размещения акций или облигаций – плод компромисса между ними.

Кроме того, каждый конкретный эмитент и инвестор по-разному оценивают цену акции или облигации. Поэтому на рынке ценных бумаг имеет место также конфликт представлений.

В настоящее время существует тенденция к расширению объёма первичного рынка ценных бумаг; всё больше предприятий прибегает к эмиссии акций и облигаций. Государство и органы местного самоуправления практически во всех промышленно развитых странах также постоянно увеличивают объём заимствований, что не всегда благоприятно сказывается на функционировании экономики и финансов. Первичный рынок ценных бумаг можно также рассматривать как альтернативный источник финансирования экономики.

 

1.2. Особенности функционирования первичного  рынка

 

Рассмотрим упрощённую модель функционирования первичного рынка ценных бумаг на примере трёх предприятий – металлургического комбината «Норильский никель», нефтяной компании «ЛУКойл» и волжского автомобильного завода («АвтоВАЗ»).

«Норильский никель» выходит на первичный рынок ценных бумаг с целью эмиссии обыкновенных акций: заводу необходимы дополнительные денежные средства для реконструкции основного производства.

Рис. 2. Промышленные предприятия и инвестиционные компании на первичном рынке ценных бумаг

«ЛУКойл» также выпускает новую серию акций, так как программа освоения новых месторождений нефти в Западной Сибири требует добавочных инвестиций.

У «АвтоВАЗа» проблемы несколько иного характера. Руководству завода требуется покрыть локальный дефицит бюджета, попросту говоря, перезанять на полгода некоторую сумму денег.

«Норильский никель» и «ЛУКойл» решили воспользоваться услугами инвестиционного банка «Никойл»; «АвтоВАЗ» действует в одиночку.

«Норильский никель» хочет разместить на рынке 100 000 новых акций номиналом 200 руб. каждая, рассчитывая привлечь, таким образом, 20 000 000 руб. инвестиций. Инвестиционный банк «Никойл» проводит исследование рынка и устанавливает, что инвесторы готовы купить этот транш, причём спрос превысит предложение на 5 000 000 руб. Перед руководством «Норильского никеля» встаёт дилемма: либо добавочно разместить 25 000 акций, либо, ограничив предложение первоначально заявленной суммой, попытаться продать акции инвесторам по повышенной цене, получив, таким образом, учредительскую прибыль.

Первый вариант привлекателен тем, что дополнительные 5 000 000 руб. попадут на счета комбината наверняка, однако в дальнейшем придётся выплачивать дивиденды владельцам этих дополнительных акций. Кроме того, вырастет степень участия новых акционеров в управлении компанией, что не всегда желательно.

Второй же вариант обладает большей степенью риска: если руководство попытается заломить слишком большую цену за акцию, их просто не купят. Однако взамен эмитент не обременяет себя обязательствами по выплате дополнительных дивидендов.

«Норильский никель» останавливается на втором варианте и обращается за консультацией в «Никойл». В итоге эмитент и акционеры сошлись на том, что весь транш продаётся по цене 240 руб. за акцию. Учредительская прибыль «Норильского никеля» составила, таким образом:

100 000 * (240 – 200) = 4 000 000 руб.

За свои услуги «Никойл» получит комиссионное вознаграждение.

Вы можете спросить: «А почему инвесторы купили серию по ценам выше номинала? И почему эта цена 240 руб., а не, скажем 210 или 250 руб.»?

Во-первых, на уровень цены влияет информация фундаментального характера: «Норильский никель» успешно продаёт металл на Запад, прибыль комбината увеличивается год от года. Поэтому многие инвесторы заходят вложить свой капитал в акции именно этого завода.

Информация о работе Сущность и назначение первичного рынка ценных бумаг