Роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является более глубокое изучение финансов и выявление роли государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
проанализировать финансово-экономическую литературу по данной проблематике;
определить роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственных и муниципальных финансов 5
1.1 Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов 5
1.2 Принципы и функции государственных и муниципальных финансов 7
Глава 2. Основные закономерности развития финансов в переходных условиях 12
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов 16
3.1 Роль финансов в революционных преобразованиях 16
3.2 Роль финансов в социально-экономическом развитии общества 20
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Содержание...docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Теоретические аспекты  государственных и муниципальных      финансов                                                                                                                  5 
            1.1 Понятие  и сущность государственных и муниципальных   финансов                                                                                                                  5

            1.2 Принципы и функции государственных и муниципальных финансов                                                                                                                 7 
Глава 2. Основные закономерности развития финансов в переходных условиях                                                                                                                  12

Глава 3. Роль государственных  и муниципальных финансов                          16

            3.1 Роль финансов в  революционных преобразованиях                       16

            3.2 Роль финансов в социально-экономическом развитии общества 20

Заключение                                                                                                             22

Список используемой литературы                                                                       23

Приложение                                                                                                            24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные  и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и  местного самоуправления денежными  средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день.        

Государственные и муниципальные  финансы охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения  и перераспределения стоимости  созданного в обществе совокупного  продукта, которая в установленном  размере аккумулируется в руках  органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

Целью данной работы является более глубокое изучение финансов и выявление роли государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества.

Поставленная цель достигается  путем решения следующих задач:

  • проанализировать финансово-экономическую литературу по данной проблематике;
  • определить роль  государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества.

Объектом исследования являются государственные и муниципальные  финансы.

Предмет исследования  - роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды   отечественных ученых и практиков, сеть Интернет по рассматриваемому кругу вопросов.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. В первой главе работы  рассмотрены теоретические аспекты государственных и муниципальных финансов. Вторая глава рассматривает основные закономерности развития финансов в переходных условиях. В третьей главе выявлена роль государственных  и муниципальных финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  государственных и муниципальных  финансов

Государственные и муниципальные  финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные  финансы включают два уровня: финансы  федеральных органов власти и  финансы органов субъектов Российской Федерации. Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (приложение 1).

Все три уровня государственных  и муниципальных финансов тесно  связаны между собой и образуют единую систему.

Сущность государственных  и муниципальных финансов, закономерности их развития и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

 

    1. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную  основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (приложение 2).

Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего федеральный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным  методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются  на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют  четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

 

    1. Принципы и функции финансов

Государственные и муниципальные финансы ориентированы  на следующие основные принципы:

• единства законодательной и нормативной  базы;

• открытости и прозрачности;

• разграничения  полномочий и предметов ведения;

• целевой  ориентированности;

• научного подхода к реализации намеченных целей;

• экономичности  и рациональности;

• управляемости  финансовыми потоками  на централизованной основе.

Государственные и муниципальные  финансы как экономическая категория  проявляются в выполняемых ими  функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной  финансовой политики.

Основные функции финансовой системы:

 Для финансовой системы  в целом решающее значение  имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования  предполагает формулирование целей  и выбор путей их достижения  на основании разграничения полномочий  и предметов ведения между  Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации  включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает  необходимость определения порядка  составления, утверждения и исполнения  бюджета, выбор уполномоченных  кредитных организаций, разграничение  полномочий законодательных и  исполнительных органов власти  в бюджетном процессе, определения  прав и обязанностей функциональных  подразделений финансовых органов.  С этой функцией связан процесс  организационного построения внутренней  системы регулирования и контроля  бюджетных потоков и финансовых  ресурсов государства. 

3. Функция стимулирования  основывается на деятельности, направленной  на реализацию целей. С помощью  этой функции интерпретируются  факторы, влияющие на финансовую  деятельность и учитывающие ее  потребность в денежных средствах.  Решающую роль играют факторы,  определяющие поведение служащих  в процессе принятия ими решений  по тактическим и стратегическим  аспектам финансов.

4. Функция контроля означает  содействие реализации поставленных  целей. К ним относится выработка  норм и нормативов, являющихся  эталоном, критерием оценки результатов,  сравнение достижений с поставленными  целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых  изменений в условия и факторы  финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные  с регулированием реального денежного оборота:

1. Распределительная функция  государственных и муниципальных  финансов заключается в том,  что через распределение и  перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются общегосударственные  потребности, формируются источники  финансирования общественного сектора  экономики, достигается сбалансированность  бюджетов и внебюджетных фондов  в рамках единой бюджетной  системы Российской Федерации.

Государственные и муниципальные  финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции  они обслуживают воспроизводственные  процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном  масштабе.

Распределительная функция  заключается в том, что вновь  созданная стоимость подлежит распределению  в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, а также  источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс  перераспределения доходов между  различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция  государственных и муниципальных  финансов заключается в реализации  контроля рублем за реальным  денежным оборотом, участником которого  является государство, формированием  централизованных фондов денежных  средств. Контроль рублем имеет  две формы: 

• контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и  расчетов;

• контроль за реализацией  стратегии финансирования.

В первом случае применяется  система санкций и поощрений, использующая меры принудительного  или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение  изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий  финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе  нуждаются в адекватной реакции  на это всех ветвей власти.

Информация о работе Роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии общества