Роль бюджета в финансовом обеспечении социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение - Роль бюджета в финансовом обеспечении социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть структуру бюджетной системы РФ;
изучить финансовые методы социальной защиты населения;
рассмотреть методы социальной защиты, используемые работодателями;
изучить финансирование социальной сферы и расходы на социальное обеспечение

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическое значение бюджета в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………………6
1.1. Бюджет как экономическая категория……………………………………...6
1.2. Финансовые методы социальной защиты населения……………………...8
1.3. Методы социальной защиты, используемые работодателями…………...14
2. Финансирование социальной сферы………………………………………...16
2.1. Расходы на социальное обеспечение……………………………………....16
3. Перспективы развития социальной защиты населения…………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

бюжд.docx

— 47.11 Кб (Скачать файл)

                                                                               Кафедра  « Ф и БД »

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Бюджетная система РФ»

на тему: «Роль бюджета в финансовом обеспечении социальной защиты населения»

 

 

 

 

                                                       Выполнила:

                                                                     Проверил:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Социально-экономическое  значение бюджета в условиях  рыночной экономики…………………………………………………………………………6

1.1. Бюджет как экономическая  категория……………………………………...6

1.2. Финансовые методы  социальной защиты населения……………………...8

1.3. Методы социальной  защиты, используемые работодателями…………...14

2. Финансирование социальной  сферы………………………………………...16

2.1. Расходы на социальное  обеспечение……………………………………....16

3. Перспективы развития  социальной защиты населения…………………….18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российское государство  в начале 1990-х вступило в сложный  переходный период от плановой экономики  к рыночной, от авторитарного государства  к демократическому, от идеализированного  сознания к плюрализму. Поскольку этот переход осуществлялся в сложных условиях распада СССР и сопровождался ошибками в выборе способов реформирования, страна оказалась в глубоком и продолжительном системном кризисе, охватившем почти все сферы государственного организма на протяжении последнего десятилетия XX в.

Любое реформирование, будь оно экономическим, политическим или  социальным преобразованием, должно завершиться  улучшением благосостояния людей, поскольку  изначально санкционируется ими  исходя из надежд на будущее.

Отпуск цен, приватизация, а точнее присвоение государственной  собственности, монетаризм привели  к резкому, ничем не оправданному снижению доходов и заработной платы  населения. Обострились проблемы инвестиций производства, его структурной перестройки, обновления основных фондов, развития науки и образования, здравоохранения  и культуры, социальных гарантий и  социальной защиты.

Социальная сфера включает формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему  социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в  создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также  реализацию принципа социальной справедливости.

Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики  государства в формирующемся  рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной  социальной политики. Формой ее реализации выступают действия государства, воплощенные  в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг. Основными  принципами ее проведения являются:

  • защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведения индексации;
  • обеспечение помощи самым бедным семьям;
  • выдача помощи на случай безработицы;
  • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
  • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды, в основном за счет государства;
  • обеспечение повышения квалификации работающих.

Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию  и основные направления социальной политики, обеспечивает ее законодательную  и правовую основу.

Представляется, что анализ тематики Роль бюджета в финансовом обеспечении социальной защиты населения  достаточно актуален. Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации раскрытия темы Роль бюджета в финансовом обеспечении социальной защиты населения.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

Издания по исследуемой учебной  литературе в области правоведения (учебники и учебные пособия, справочная литература), а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.

Целью  работы  является  изучение - Роль бюджета в финансовом обеспечении социальной защиты населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть структуру бюджетной системы РФ;
  • изучить финансовые методы социальной защиты населения;
  • рассмотреть методы социальной защиты, используемые работодателями;
  • изучить финансирование социальной сферы и расходы на социальное обеспечение;
  • рассмотреть перспективы развития социальной защиты населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическое  значение бюджета в условиях  рыночной экономики

1.1. Бюджет как  экономическая категория

Бюджет государства, а  государство выражает интересы общества, в силу необходимости является как  бы связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и  общества в целом. Он  управляющая  и управляемая система в масштабах  всего общества.

Бюджет как исходная сфера  бюджетной деятельности может рассматриваться  с двух точек зрения - экономической  и юридической. По экономической  сущности бюджет - это совокупность экономических (финансовых) отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования  централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления. В юридическом аспекте - это правовой акт, основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованных денежных фондов государства  и муниципальных образований  в целях их социально-экономического развития.

Чрезвычайно важное значение для экономического развития любого государства имеет юридическое закрепление тех или иных понятий. Бюджетно-правовые понятия и категории предназначены для систематизации процесса исследования бюджетных отношений, выделения наиболее значимых аспектов этого явления. В понятиях и категориях точное определение объекта нацелено на выявление сущности бюджетной деятельности и, следовательно, обязательно требует выявления места одной бюджетно-правовой категории в системе других категорий. Системный подход к анализу бюджетно-правовых категорий позволяет полно познать бюджетную деятельность государства.

Основополагающей категорией бюджетного права является бюджет. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации . Подобное определение не несет в себе должной смысловой нагрузки и способствует возникновению коллизий норм бюджетного права.

Правовое значение бюджета  определяет юридическое выражение  его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством  порядке. Правовая форма бюджета  раскрывается в ст.11 Кодекса, устанавливающей  разработку и утверждение федерального бюджета в форме федерального закона, бюджета субъекта Федерации - в форме закона субъекта Федерации, местного бюджета - в форме правового  акта представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном  уставом муниципального образования.

Существование бюджета как  особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму  доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям  и определять их относительную важность и срочность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Финансовые  методы социальной защиты населения

 

Система социальной защиты каждой страны имеет свои характерные  особенности в связи с конкретными  социально-экономическими условиями.

В основном в РФ социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

Социальное обеспечение  в России включает в себя следующие  виды:

  • пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
  • пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
  • содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах);
  • профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов;
  • протезно-ортопедическую помощь;
  • врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов;
  • льготы и преимущества инвалидам .

И хотя всей системе социального  обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет  свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности  механизма финансирования. Выплаты  по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых  сосредотачиваются собранные в  виде налогов средства. А государственные  вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских  и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной  казне и в фонде социального  страхования.

Существующая система  социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную  службу, которые ориентированы на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются методы ими применяемые, которые были сгруппированы  следующим образом:

а) методы социальной помощи - т.е. учет, выявление нуждающихся  лиц и профилактику бедности, надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) методы консультирования специалистами по социальным вопросам;

в) методы информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) методы участия, что предусматривает  разработку чрезвычайных программ и  помощь по преодолению последствий  стихийных бедствий и социальных конфликтов.

При оценке эффективности  применения указанных методов учитывают  степень соблюдения следующих четырех  принципов:

  • приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг,
  • принципа опоры на общественное участие,
  • принципа территориальности,
  • информированности, означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Раскрывая суть финансовых методов социальной защиты населения  следует сказать, что они относятся  к экономическим методам регулирования. Они предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий. С этой целью используются: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; прогнозирование, программирование и планирование [30]. 

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для  достижения национально-экономических  и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма  и, прежде всего оптимальность денежного  обращения.

Применение прогнозирования, программирования и планирования связано  с усложнением хозяйственных  связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д.

Информация о работе Роль бюджета в финансовом обеспечении социальной защиты населения