Расходы бюджета Республики Беларусь и пути ихоптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются расходы бюджета Республики Беларусь.
Цель работы – разработка путей оптимизации расходов бюджета Республики Беларусь.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты расходов бюджета Республики Беларусь;
– предложить направления совершенствования оптимизации расходов бюджета.

Файлы: 1 файл

Расходы бюджета Республики Беларусь и пути их оптимизации.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета – представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

В условиях перехода к  рынку, Правительство ведет интенсивную  работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

– сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

– определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

– создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач  реализуется уже сейчас. Одним  из важнейших и сложнейших направлений  совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов  казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территории Беларуси казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств республиканского бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Следует отметить, что  в соответствии с действующим  законодательством экономическую  основу регионов составляет их собственность, например, экономическую базу местного самоуправления составляют ее природные ресурсы: земля, недра и т.д.

Сложившаяся в нашей  стране экономическая, в том числе  и финансовая, ситуация не позволяет  местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез  рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.

Следует помнить, что  расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло  на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

Объектом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.

Предметом исследования являются расходы бюджета Республики Беларусь.

Цель работы – разработка путей оптимизации расходов бюджета Республики Беларусь.

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

– рассмотреть теоретические аспекты расходов бюджета Республики Беларусь;

– предложить направления совершенствования оптимизации расходов бюджета.

 

1 Государственные расходы и их значение в социально-экономическом развитии общества

1.1 Социально-экономическое содержание расходов бюджета

 

Расходы бюджета –  это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Значит, расходы бюджета носят транзитный характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования [11, c. 67].

Целевой характер использования  расходов предполагает использование  ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств  не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Республики Беларусь, руководитель соответствующего органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении  средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет.

Ассигнования из бюджета  выдаются на безвозвратной основе, что означает предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

1.2 Классификация расходов бюджета и расходы, финансируемые из республиканского бюджета

 

Для выяснения роли и  значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся  на текущие и капитальные. Текущие  расходы бюджетов – это часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы является преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета [6, c. 21].

Капитальные расходы  бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Другими словами, это  – средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Республики Беларусь. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Во всех звеньях бюджетной  системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Предоставление бюджетных  средств осуществляется в следующих  формах:

– ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

– средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

– трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Республики Беларусь, правовыми актами органов местного самоуправления;

– ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

– ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

– бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

– субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

– инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

– средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных гарантий [1].

Из республиканского бюджета финансируются следующие  функциональные виды расходов:

1. общегосударственная  деятельность:

– обеспечение функционирования Президента Республики Беларусь;

– обеспечение функционирования Парламента Республики Беларусь;

– обеспечение функционирования финансовых, налоговых и статистических органов;

– обеспечение функционирования других государственных органов республиканского значения, выполняющих общегосударственные функции;

– обеспечение функционирования организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, выполняющим общегосударственные функции;

– обеспечение функционирования республиканских архивов;

– международная деятельность;

– международная экономическая и гуманитарная помощь;

– обеспечение деятельности Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

– обеспечение проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, республиканских референдумов, а также другие расходы в соответствии с законодательством;

– обслуживание государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления;

– формирование государственного материального резерва;

– фундаментальные научные исследования;

– прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области общегосударственной деятельности;

– формирование резервных фондов;

– другая общегосударственная деятельность;

2. национальная оборона:

– оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь;

– обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации, кроме расходов на территориальную оборону в соответствии с законодательством;

– обеспечение функционирования республиканских органов государственного управления в сфере национальной обороны;

– другие вопросы, связанные с национальной обороной [1];

3. судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности:

– обеспечение функционирования органов судебной власти;

– обеспечение функционирования органов внутренних дел, внутренних войск;

– обеспечение функционирования органов прокуратуры;

– обеспечение функционирования органов пограничной службы;

– обеспечение функционирования органов и организаций уголовно-исполнительной системы;

– обеспечение функционирования органов государственной безопасности;

– обеспечение функционирования государственных нотариальных контор;

– обеспечение функционирования таможенных органов;

– обеспечение функционирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

– предупреждение и ликвидация последствий республиканских (государственных) чрезвычайных ситуаций;

– прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности;

Информация о работе Расходы бюджета Республики Беларусь и пути ихоптимизации